Ко Дню дефектолога "Учиться и общаться: как дефектологи помогают столичным ученикам с особенностями развития" 2025
статья

Чигрецкая Наталья Николаевна

Профессия учителя-дефектолога мною выбрана неслучайно. Она является для меня непростой, но очень интересной и важной!

         Работаю я в ГБУ ГППЦ ДОНМ в ТО «Северное Измайлово». Занимаюсь обучением, развитием и воспитанием детей с особыми образовательными потребностями. Помогаю детям идти вперед, чтобы они смогли получить новые знания, умения и навыки. Формирую у них умение познавать, видеть, слышать, ощущать окружающий мир. Развиваю у ребят такие психические функции, как: внимание, память, мышление. Для меня это не просто работа, это особое призвание, которое требует с моей стороны не только знаний и навыков, но и безграничного терпения, чуткости и готовности идти непростыми путями вместе с моими воспитанниками и их родителями.

         Каждый мой день в центре начинается со встречи. Ко мне приходят разные детки, и каждый случай – это уникальная история, требующая особого подхода. Одни приходят с молчанием – не потому, что не хотят говорить, а потому что не могут. Другие – с тревогой в глазах, потому что мир для них слишком громкий, слишком быстрый и непонятный. Третьи – с искоркой надежды, что здесь, наконец, их поймут. И я смотрю им в глаза и говорю без слов: «Я с тобой. Мы справимся».

         Моя работа – это не уроки в привычном понимании, а это поиск обходных путей, когда главная дорога закрыта. Если ребенок не говорит, мы учимся общаться через карточки, жесты, взгляды. Если не может усидеть за партой – мы начинаем с занятий на полу, в движении, с песком и водой. Если боится прикосновений – тогда сначала просто нахожусь рядом, иногда неделями, пока не рождается доверие. Я не работаю по шаблону. Для каждого ребенка у меня в арсенале свой ключик.

         В своей практике я регулярно сталкиваюсь с самыми разными запросами от родителей. Часто они сформулированы не как конкретный педагогический случай, а как житейские наблюдения и тревоги, что абсолютно нормально. Умение «услышать за запросом запрос» – ключевой навык дефектолога.

Сегодня хочу поделиться некоторыми историями, которые ярко иллюстрируют мою ежедневную работу. Эти случаи – не про мгновенное «исцеление», а про системный труд, терпение и радость от каждого, даже маленького, шага вперед.

         Недавно ко мне обратилась мама четырехлетнего Максима с диагнозом РАС. «Он не говорит, не смотрит в глаза, не откликается на свое имя, постоянно кружится на месте, у него присутствует стереотипность движений – раскручивание предметов», – рассказывала она, и в ее голосе слышалась усталость от бесконечных попыток достучаться до сына.

         Первые две недели я просто наблюдала за мальчиком. Мы играли в сенсорные игры – пересыпали крупу, пускали мыльные пузыри, рисовали пальцами на подносе с манкой. Играли с вращающимися предметами и создали «карусель звуков», где каждое вращение сопровождалось нами разными звукоподражаниями. Я не требовала от него ничего, просто находилась рядом, постепенно устанавливая контакт.

         Для Максима я разработала индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который включал в себя:

  • Введение визуального расписания дня в картинках.
  • Введение системы PECS (обмен карточками) для выражения потребностей.
  • Работа над пониманием речи через простые инструкции «дай», «покажи», «возьми».
  • Развитие имитационных навыков через игры «делай как я» (хлопки, движения).
  • Сенсорные интеграционные упражнения для снижения тревожности.

         С мамой Максима мы вели дневник наблюдений, где отмечали малейшие его успехи. Я учила ее, как использовать визуальное расписание дома, как реагировать на истерики, как создавать «ситуации успеха». Сейчас, спустя 6 месяцев регулярных занятий, Максим: использует 10 карточек PECS для общения, устанавливает зрительный контакт до 7 секунд, начал откликаться на свое имя в 50% случаев, выполняет простые инструкции, появились первые звукоподражания («ам-ам», «би-би»), начал произносить первые слова: «мама», «дай».

         Нам с вами важно понимать, что работа с детьми с РАС – это марафон, а не спринт. Даже небольшие достижения требуют огромных усилий, но каждый освоенный навык значительно улучшает качество жизни ребенка и его семьи. Успех возможен при систематической работе и вере в потенциал ребенка.

         Вот еще одно обращение мамы шестилетней Софии с диагнозом ЗПР. «Дочке скоро в школу, а я просто в отчаянии... Она совсем не готова, и я уже не знаю, как ей помочь. Каждое занятие превращается в мучение. Я пытаюсь с Софией заниматься – показываю цифры, а она их не запоминает. Показываю ей геометрические фигуры, а она их путает. В детском саду воспитатель говорит, что на занятиях София витает в облаках, не слышит вопросы и отказывается выполнять задания, говорит: – «У меня не получится!».

         При первичном обследовании мною было выявлено, что у девочки низкая учебная мотивация, неустойчивое внимание (3-5 минут), София испытывает трудности зрительно-пространственного восприятия (не знает цифры, путает круг и овал), у нее имеется нарушение слухо-речевой памяти (не запоминает последовательность из 3 слов), а также низкая самооценка и страх неудачи, который блокирует познавательную активность.

         Для Софии я разработала индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который включал в себя:

  • Формирование учебной мотивации и снижение страха неудачи.
  • Развитие внимания и произвольной регуляции.
  • Коррекция зрительно-пространственного восприятия.
  • Развитие слухо-речевой памяти.
  • Развитие базовых представлений.

         Чтобы снизить у девочки тревожность и сформировать установку «Я могу» разработала систему поощрений и ввела «копилку достижений», то есть за каждое выполненное задание София получала «разноцветную бумажную объемную звездочку», которую она хранила в прозрачной банке. Для развития базовых представлений на занятиях играли в игры с количествами: «Разложи столько же», «Найди пару» (число-количество); использовала задания на тактильное исследование цифр: лепка, аппликация, конструирование, а также прием цифры в движении: «Покажи цифру телом», «Нарисуй цифру в воздухе». В своей работе применяла мнемотехники и ассоциации «Цифры-образы», когда «единица» – 1 – это спица, 2 – лебедь, 3 – сердце… и заучивание стихов с опорой на картинки; использовала эмоциональное окрашивание: «Цифра 4 – стульчик для куклы» и придумывала для Софии истории про страну «Цифряндию» с персонажами-цифрами. На занятиях с Софией мною часто использовалось многоуровневое закрепление, а именно – узнавание «Найди такую же цифру», соотнесение «Соедини цифру с количеством», воспроизведение «Напиши/слепи цифру». Проводила игры: «Цифровая рыбалка» с магнитами, «Волшебный мешочек» с тактильными цифрами, «Геометрическое лото», «Запомни и повтори», «Найди отличия», «Лабиринты», «Что изменилось?», «Прогулка пчелки», «Графические диктанты».

         Занимаясь с Софией, я сочетала работу над цифрами с развитием высших психических функций. Успех достигался через многократное повторение в разных модальностях и создание положительного эмоционального фона.

         Спустя 9 месяцев девочка уверенно оперировала числами в пределах 10, различала и называла геометрические фигуры, научилась писать простые элементы букв. Время продуктивной работы увеличилось до 25 минут. София начала проявлять интерес к занятиям, стала более уверенной в своих силах.

         Ключевыми факторами успеха в данной работе можно считать: поэтапное формирование навыков через игру, акцент на сильных сторонах ребенка, создание ситуации 100% успешности, тесное сотрудничество с семьей.

         Эта история подтверждает, что при системном подходе и вере в ребенка даже значительные трудности в обучении могут быть успешно преодолены. Главное – идти в темпе ребенка и праздновать каждый его маленький шаг.

         Вот снова в мой кабинет открывается дверь. Впервые заходят родители с ребенком. Я вижу в их глазах одновременно надежду и тревогу. Папа пятилетнего Кирилла стал мне говорить: «У моего сына нарушение мелкой моторики. Врач невролог поставил диагноз – диспраксия. Кирилл не может застегивать/расстегивать пуговицы. Карандаш держит неправильно. В альбомах и тетрадях – хаотичные каракули. В детском саду он избегает любых заданий, связанных с рисованием. Все дети рисуют, а он сидит в стороне или рвет бумагу. Мы в отчаянии – скоро в школу, а наш мальчик не может даже линии провести…».

         Коррекционно-развивающая работа с Кириллом длилась 9 месяцев. Диагностический этап помог мне выявить ключевые проблемы ребенка это: нарушение планирования и выполнения последовательных движений, слабый мышечный тонус кистей рук и пальцев, несформированность зрительно-моторной координации, высокая фрустрация и негативная реакция на задания, требующие точных движений.

         Чтобы снизить тревожность и установить контакт с мальчиком каждое занятие с ним я начинала с сенсорных игр: перебирание цветного риса, поиск «клада» в фасоли, лепка из теплого воска, кинетического песка и мягкого теста, игры с водой – переливание, вылавливание предметов. Разработала комплекс упражнений для кистей рук и пальцев: сминание бумаги в плотные шарики одной рукой, разрывание картона на полосы, игры с резиновыми эспандерами, самомассаж мячиками-ежиками, тактильные дорожки с разными текстурами. Большая работа на занятиях с Кириллом отводилась совершенствованию точности мелких движений рук: нанизывание бусин разного размера на шнурок, сортировка мелких предметов пинцетом, сборка конструктора с мелкими деталями, игры с прищепками, сборка мозаики. Во время КРР использовала разнообразные задания, направленные на подготовку руки ребенка к письму: обводка трафаретов и лабиринтов пальцем, затем маркером, карандашом; рисование на манке, на песке, на вертикальной поверхности (мольберт, интерактивная доска); «Дорожки», «Следы животных» – проведение линий между ограничителями; письмо цифр и печатных букв по точкам в тетрадях с крупной разлиновкой; штриховка крупных фигур; вырезание фигур ножницами по контуру. Параллельно этому занималась формированием социально-бытовых умений и навыков Кирилла. На занятиях использовала учебные тренажеры: рамки с липучками, молниями и с пуговицами разного размера, рамки со шнуровкой.

         Через 9 месяцев Кирилл научился правильно держать карандаш. В альбоме рисует узнаваемые фигуры (дом, дерево), проводит волнистые и ломаные линии, обводит контуры, раскрашивает предметные картинки, не выходя за границы крупных областей. В тетради пишет прямые линии, цифры и печатные буквы (П, Т, О) по образцу, рисует простые геометрические фигуры. Мальчик самостоятельно застегивает крупные пуговицы на рубашке и научился завязывать простой узел.

         Данный случай демонстрирует, что при профессиональном сопровождении дети с диспраксией способны не только компенсировать моторные трудности, но и успешно адаптироваться к требованиям образовательной среды.

         P.S! Мои профессиональные открытия…

         За долгие годы работы в ГБУ ГППЦ ДОНМ я убедилась в простой и одновременно сложной истине: не бывает двух одинаковых случаев. Каждая семья, переступающая порог нашего центра, приносит свою уникальную историю, свои надежды и свой, особенный, путь к успеху.

         Также я поняла несколько важных вещей:

  1. Не бывает необучаемых детей – бывают неподходящие методы.
  2. Терпение и последовательность важнее любых методик.
  3. Каждый ребенок имеет свой темп развития.
  4. Даже самый маленький прогресс – это огромная победа.

         Каждый ребенок, с которым мне довелось работать, оставил в моем сердце свой след. Они научили меня смотреть на мир шире, быть гибче, ценить моменты и никогда не сдаваться. Дети – мои главные учителя!

         Каждой семье, я говорю такие слова: «не «я исправила», а «мы вместе прошли этот этап». И в этом «мы» – вся суть моей профессии. Я не волшебник, я – проводник, помогающий уникальному ребенку и его уникальной семье найти их собственную, особую дорогу к развитию и счастью.

Статью подготовила учитель-дефектолог ГБУ ГППЦ ДОНМ ТО «Северное Измайлово» – Чигрецкая Наталья Николаевна.

https://www.mos.ru/news/item/162555073/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я помогаю воспитывать в детях музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы.

Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в с...

Буклет "Помогайте детям безопасно общаться в интернете!"

В своей работе применяю памятки в форме буклетов с целью психолого-педагогического просвещения родителей. Надеюсь, мой опыт в данном направлении будет полезен специалистам ОО....

Как спорт помогает ученикам в учебе

Исследовательская работа на тему "Как спорт помогает мне в учебе"...

Формирование и развитие общей, мелкой моторики и основных двигательных функций «особенных» детей с использованием теории Н.А. Бернштейна.

Описание  подхода Н.А. Бернштейна к сущности и развитию моторики ребенка. Комплексы упражнений на развитие общей и мелкой моторики детей....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Конспект открытого логоритмического занятия для детей с общим недоразвитием речи старшего возраста: «Как кузнечик помогал слабым»

Цель:Формировать у детей бережное отношение к природе, ее обитателям: насекомым.Воспитывать чувство дружественной поддержки, взаимовыручки, желания придти на помощь в трудной ситуации.Воспитывать жела...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ И КОДЕКС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ КЛАССА»

Персонализированная модель образования "Формирование общего видения и кодекса взаимодействия класса"...