Взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения доклад
материал
Взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения доклад
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения с участниками образовательного процесса
Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут Федосеенко Наталья Вадимовна, я учитель-дефектолог и руководитель службы психолого-педагогического сопровождения в Уриковской средней общеобразовательной школе. Сегодня Вашему вниманию, я хочу представить наш опыт сопровождения и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации.
Внедрение инклюзивного образования в массовые учреждения отворило двери в обычную жизнь для особенных детей. Сама идея без сомнения замечательная, но мы, как и любая общеобразовательная организация, столкнулись с множеством проблем, а именно:
- Неготовность общества к принятию людей с особенностями развития (технический персонал, работники библиотеки, родители нормотипичных детей, педагоги, работающие в нормоклассах и т.д.). Довольно долгое время общество не могло понять, и люди задавали множество вопросов: Для чего вообще их учить? Представляют ли такие дети угрозу для обычных детей? Как взаимодействовать с ними? Как учить? И многое, многое другое;
- Кадровый дефицит олигофренопедагогов и специалистов сопровождения. Не скрою и сейчас очень острая проблема.
- Отсутствие четких рекомендаций по организации сопровождения и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях (общие фразы, которые можно трактовать по-разному, нет конкретики, на выбор самого учреждения).
- Особенности психической деятельности таких обучающихся (нарушение коммуникации и социального взаимодействия, вспышки агрессии в т.ч. и проявления аутоагрессии, нарушение интеллекта, и множество других особенностей.
- Специфический контингент родителей и законных представителей (неблагополучные семьи, родители с интеллектуальным недоразвитием, родители-агрессоры, асоциальные личности, материально обеспеченные родители с неадекватно высоким запросом). И во всем этом дети, требующие пристального контроля и внимания, особой заботы, участия в их судьбе, неравнодушия и всесторонней помощи, и все это в условиях переполненной в несколько раз школе. Где в классах учились по 30 и более человек, узкие коридоры, маленькие учебные классы, недостаточно места, было страшно и не совсем понятно. Но… Уриковская школа распахнула свои гостеприимные двери абсолютно для всех.
Благодаря грамотному управлению администрации школа переоборудована, для наших особенных ребят созданы все необходимые условия. В обоих зданиях средней и начальной школы был проведен капитальный ремонт. Закуплено современное интерактивное оборудование. И дальше продолжается работа в этом направлении. Мы следим за последними изобретениями и достижениями научно-технического прогресса, стараемся идти в ногу со временем.
И вот, казалось бы, все налаживается, созданы необходимые условия всем хорошо комфортно, но теперь критически важно собрать команду специалистов, и обязательно профессионалов своего дела. Решением администрации школы создано отдельное МО службы психолого-педагогического сопровождения. Подготовлены необходимые локальные акты, регламентирующие деятельность Службы. Для наиболее слаженной и эффективной работы специалистов мы четко определили их функционал.
Учитель-дефектолог занимается коррекцией нарушенных высших психический функций и развитием познавательной сферы. За основу, методом проб и ошибок, решено было адаптировать нейродиагностическую методику профессора Т.Г. Визель. За наукой с приставкой «нейро» будущее. Нейродефектология, нейропсихология, нейрологопедия – на сегодняшний день самый эффективный инструмент, т.к. позволяет оценить степень повреждения той или иной психической функции, определить механизм нарушения и наиболее правильно и индивидуально-ориентированно составить персональный коррекционный маршрут. Программа сопровождения выстроена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с опорой на диагностику по законам онтогенетического развития. Структуру программы вы видите на экране. Так же отмечу, что при составлении календарно-тематического планирования подбираются основные темы в соответствии с АООП, и коррекционная работа ведется по ним закрепляя пройденный материал. Например, по биологии ребята проходят тему «Цветок. Строение цветка». Значит учитель-дефектолог подбирает коррекционные упражнения по этой теме:
- развитие гнозиса (зашумленные, наложенные изображения цветов для ребят с нарушением восприятия)
- развитие праксиса (кинестетический праксис – изолированное воспроизведение кистевых и пальцевых поз по теме «Цветы», теневой театр, кинетический праксис – серии кистевых и пальцевых движений по этой же теме. Задание может быть выполнено в форме пальчиковой, кистевой гимнастики, через наглядный материал по серии картинок и т.д. Конструктивный праксис – составление схематичного изображения цветов из счетных палочек, сенсорного материала – в зависимости от задач. Например, если ребенок истощен, агрессивен – это будет именно сенсорный материал, что позволит снять напряжение и в то же время решить поставленные перед ним задачи.)
- развитие внимания – корректурные пробы по теме «Цветы». И т.д. При планировании занятий подбираются упражнения на развитие всех сфер психической деятельности, и далее занятия выстраиваются по одной и той же теме по разному, в соответствии с индивидуальным коррекционным маршрутом ребенка. Логопед занимается коррекцией речевых нарушений и выстраивает свою работу по той же схеме, при необходимости опираясь на программный материал по русскому языку. В этом году логопедическая диагностика проводится по Фотековой, в следующем году планируем перейти на нейрологопедическую диагностику Фотековой, Ахутиной.
Психолог занимается диагностикой, коррекцией и мониторингом эмоционально-волевой сферы. Четкого ограничения по подбору диагностического материала для них нет, каждый специалист подбирает пакет диагностических методик под потребности и с учетом особенностей закрепленных за ним обучающихся. Проводит индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, тренинги на развитие коммуникации, взаимодействия, мониторит общий психологический климат в классном коллективе, при возникновении моментов нежелательного поведения во время нахождения ребенка в школе незамедлительно оказывает коррекционную помощь.
Перед специалистами нашей Службы одними из главных поставлены следующие задачи.
В диагностике:
- переход от феноменологического подхода к каузальному вектору диагностики. Это необходимо для возможности правильной интерпретации медицинских данных, понимания нейробиологической организации нарушений, анализа социальных условий, культурных и иных особенностей окружающей ребенка среды.
В коррекционной работе:
- фокус внимания специалистов не на академических знаниях, а на качестве жизни ребенка. То есть на коррекционный процесс смотрим с позиции «Что ребенку жить мешает».
Формирование слаженной и продуктивной команды конечно не обошлось без трудностей, мы столкнулись с текучкой кадров, наличием некомпетентных безынициативных специалистов и многими другими трудностями, человеческий фактор никто не отменял. Но в данный момент за каждого специалиста нашей службы мы спокойны, полностью доверяем им и гордимся тем, что ребята с особенностями развития Уриковской школы находятся в таких надежных руках профессионалов своего дела.
Отдельно следует сказать об особенностях взаимодействия с педколлективом, а именно с педагогами работающими в нормоклассах и преподающих отдельные предметы для ребят категории ОВЗ. Мы прошли долгий путь от непринятия наших учеников, непонимания смысла их нахождения в общеобразовательной школе, непринятия специалистов от непонимания специфики работы, до уровня слаженной совместной работы. Стоит отметить, что все негативные проявления со стороны общества в сторону людей с особенностями развития, возникают по нескольким причинам, а именно:
1. Люди боятся того, о чем не знают, и не могут правильно трактовать многочисленные специфические проявления нарушений развития. Часто воспринимают это как личное оскорбление, хотя ребенок не хотел обидеть учителя, а просто сегодня слишком истощен и расторможен. Это как один из примеров, таких моментов в нашей практике конечно же много, в разных вариациях возникают они практически ежедневно;
2. Дети с органическим повреждением ГМ очень долго не дают результата. Спрогнозировать итог вложенных трудов довольно сложно, но дофаминовые сети требуют вознаграждения и удовлетворения. Стоит отметить, что работа с людьми с особенностями развития трудоемка и энергозатратна, а вознаграждение сильно отсрочено и довольно мало. Что и приводит к раздражению, негативизму и выгоранию;
3. Ну и оплата труда педагога в принципе несоразмерна объему нагрузки, ответственности и вложенных усилий. Что тоже не способствует положительной мотивации и позитивному настрою.
Продуктивно взаимодействовать получилось только тогда, когда мы стали приглашать коллег на индивидуальные консультации, рассказывать о механизмах того или иного нарушения. Выступать на педсоветах, также с объяснением причин, особенностей и прогноза при том или ином виде нарушения. Тогда, когда четко обозначили границы возможного, прогноз, цели и задачи, которых необходимо достичь. Периодически проводим тренинги, информируем разными способами подавая информацию в доступной форме. И на данный момент пришли к тому, что наши учителя заходят в классы к ученикам с ОВЗ, с фразой «Здравствуйте мои дорогие ребята», а двери в кабинеты специалистов не закрываются из-за неравнодушия педагогов. По каждому возникающему даже, казалось бы, незначительному вопросу, который касается ребенка мы работаем совместно, при необходимости присутствуем на уроках, чтобы глубже понять трудности и как можно более эффективно оказать коррекционную помощь. Результаты нашей коллективной работы видят не только педагоги и администрация, а родители и даже сами ребята. Инцидентов с недовольством родителей, каких-либо недопониманий среди участников образовательного процесса практически не осталось. В нашей школе в крыле ОВЗ, царит мир, гармония и любовь. Любовь к детям, к знаниям, к своему классу и окружающим вокруг.
В завершение к своему выступлению мне хотелось бы сказать, что планы у нас грандиозные. Мы растем и развиваемся вместе с нашими ребятами. В 2022 – 2023 году, на базе Уриковской школы открыт класс для одной из самых сложных нозологических групп «РАС». Да работа в этом направлении только началась, предстоит долгий и сложный путь, но с нашим коллективом теперь никакие трудности не страшны. В планах активное развитие дополнительного образования для учеников с ОВЗ, в различных направлениях, спортивном, творческом, театральном и многое другое. Я благодарю Вас за внимание и готова ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...
«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)
Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь, не могут достичь успеха, если они не вза...
Взаимодействие специалистов службы сопровождения в вопросах воспитания и развития обучающихся.
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых.Согласно ФГОС, главной целью совместной работы пе...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".
В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...
Приказ о проведении предметной недели специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения
Приказ о проведении предметной недели специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения...
