Анализ ФОП, рабочей программы по русскому языку, учебников русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской.
материал

Димова Мария Валерьевна

     Анализ указанных материалов проводился для выяснения в каких классах, разделах изучается тема "Фразеологизмы". Выяснилось, что отдельные темы по данному направлению даны только в 6 классе. В остальных классах нет тем, но есть задания по тематике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Тайнинская ООШ

Учитель русского языка и литературы Димова Мария Валерьевна

Анализ ФОП, рабочей программы, учебников по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской.

Федеральная образовательная программа основного общего образования закрепляет тему «Фразеологизмы» как обязательный элемент содержания в разделе «Лексикология и фразеология».

        Она определяет личностные, метапредметные и предметные результаты:

- знать признаки фразеологизмов;

- уметь опознавать их в тексте;

- объяснять значение;

- уместно использовать в речи;

- исправлять ошибки в употреблении.

Проанализировав ФОП ООО, я пришла к выводу, что тема «Фразеологизмы» затрагивается в 6 и 7 классах.

ФОП ООО: «К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: … «Лексикология. Культура речи. Распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма» … .  

        «К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: … «Система языка. Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка» … .

Рабочая программа по русскому языку является непосредственным инструментом учителя, в ней тема детализируется.

Проанализировав рабочую программу по русскому языку в основной школе, выявила, что фразеологизмы изучаются только в 6 классе, для этого выделено 5 часов:

- Фразеологизмы. Их признаки и значение;

- Фразеологизмы. Источники фразеологизмов;

- Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные;

-  Фразеологизмы и их роль в тексте;

- Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6 классе).

В других классах (5, 7, 8, 9 классах) нет отдельных часов на изучение фразеологизмов.

        Учебники русского языка под редакцией Ладыженской Т.А. обеспечивают концентрический принцип, т.е. от более простого к более сложному материалу:

- В 5 классе нет конкретных тем по фразеологии, но есть упражнение 5 на странице 6 в разделе «Общие сведения о языке». § 1. «Богатство и выразительность русского языка». В этом упражнении обучающиеся должны определить значение приведённых фразеологизмов. А, чтобы выполнить это задание, учитель рассказывает, что такое фразеологизмы, для чего они служат;

- В 6 классе в первой части учебника в § 41- 43, страницы 138-148 идёт углубление в тему «Фразеологизмы». Здесь вводится понятие источников фразеологизмов, то есть рассматривается, откуда они возникли: из мифологии, истории, литературных произведений. Проводится работа с фразеологическими словарями и тренировка в подборе синонимов и антонимов к фразеологизмам.

Во второй части учебника в  § 95 «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение» приведено одно упражнение 671 на странице 135, где необходимо найти фразеологизмы. В разделе «Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах». § 101 «Разделы лингвистики» на странице 163 приводятся два упражнения 723 и 724 для повторения и закрепления темы. В  § 104 «Лексикология и фразеология» приводятся вопросы для закрепления теории по данной теме и ещё одно упражнение 742 на странице 170;

- В 7 классе в разделе «Повторение изученного в 5-6 классах». § 4 «Лексика и фразеология. Лексический анализ слова» даются вопросы для актуализации знаний за прошлый год по данной теме и для закрепления повторенного материала дано упражнение 23 на странице 14.

В разделе «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах».    § 86 «Разделы лингвистики» дано упражнение 591 на странице 121 и § 89 «Лексикология и фразеология» на странице 128 приведена теория по теме и вопросы для закрепления.

        Итак, в 7 классе в учебнике тема «Фразеологизмы» закреплена в рамках повторения и закрепления, где акцент делается на правильное употребление и предупреждение ошибок;

- В 8 классе в разделе «Повторение изученного» даётся теория и закрепляется упражнением 10 на странице 11.

В § 5 «Лексикология и фразеология» даётся пять упражнений (48, 49, 50, 51, 52) на страницах 24-26, где проводится работа с текстами разных стилей речи.

В § 8 «Функционально-смысловые типы речи» проводится работа с разными типами речи страница 39, упражнение 74.

Итак, в ходе работы с текстами разных стилей и типов речи  выясняется, что фразеологизмы являются средством речевой выразительности.

- В 9 классе в разделе «Повторение изученного в 5-8 классах». § 5 «Лексикология и фразеология» страница 16 упражнение 27.

В разделе «Лексикология. Фразеология. Орфография» упражнение 394, страница 216 упражнение 409 делается анализ функций фразеологизмов в тексте, их уместное использование в собственном сочинении, проводится работа по орфографическому написанию фразеологизмов.

Выводы: В ходе анализа Федеральной образовательной программы основного общего образования выяснилось, что тема «Фразеология» является обязательным элементом в разделе «Лексикология и фразеология».

Данный документ определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данной темы.

В ФОП ООО тема «Фразеологизмы» затрагивается в 6 и 7 классах.

Анализируя рабочую программу по русскому языку с 5 по 9 классы, выяснилось, что на данную тему выделено 5 часов только в 6 классе. В остальных классах отдельных часов на изучение фразеологизмов нет.

Работая над анализом учебников русского языка под редакцией Ладыженской Т.А. с 5 по 9 классы, пришла к выводу, что они носят концентрический характер, т.е. материал располагается от более легкого к более сложному.

Если в 5 классе, мы только знакомимся с понятием «фразеологизм», то в 6 классе начинаем изучать, откуда к нам пришли те или иные фразеологизмы, работать со словарями, подбирать синонимы и антонимы.

В 7 классе делается большой упор на повторение и закрепление данной темы, где акцент делается на правильное употребление и предупреждение ошибок.

В 8 классе в ходе работы с текстами разных стилей и типов речи  выясняется, что фразеологизмы являются средством речевой выразительности.

В 9 классе уже проводится анализ функций фразеологизмов в тексте, их уместное использование в собственном сочинении, проводится работа по орфографическому написанию фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)

Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....