Журналистский текст
план-конспект

Муравьёва Алина Олеговна

Это план для занятия на тему "Журналистский текст", где мы не только рассматриваем основные клише и правила речи, но и разбираем разные стили текстов и правила сильного текста по Максиму Ильяхову 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalistskiy_tekst_budushchego_radiovedushchego.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Журналистский текст будущего радиоведущего

Правила сильного текста и лайфхаки построения историй

Стили текстов:

1. Научный стиль

  • Цель: Сообщение сведений о науке и технике, описание явлений.
  • Характеристики: Логичность, точность, абстрактная лексика, использование терминов, объективность.
  • Где встречается: Учебники, научные статьи, монографии, доклады, диссертации.
  • Пример: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

2. Официально-деловой стиль

  • Цель: Передача информации в официальной обстановке, оформление документов.
  • Характеристики: Краткость, точность, шаблонность, однозначность.
  • Где встречается: Законы, приказы, заявления, деловая переписка, протоколы.
  • Пример

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

3. Публицистический стиль

  • Цель: Воздействие на широкую аудиторию, оценка событий.
  • Характеристики: Оценочность, эмоциональность, общественная тематика.
  • Где встречается: Газеты, журналы, статьи, интервью, репортажи, очерки.
  • Пример

Вчера в центре Москвы прошел митинг за экологическую реформу. Тысячи людей с плакатами «Спасите наши леса!» требовали правительство ужесточить контроль за вырубкой деревьев. По словам организаторов, это лишь начало масштабной кампании: следующая акция запланирована на 15 апреля.

4. Художественный стиль

  • Цель: Создание образов, воздействие на чувства читателя.
  • Характеристики: Высокая эмоциональность, образность, использование средств выразительности.
  • Где встречается: Романы, стихи, повести, рассказы.

Пример Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

5. Разговорный стиль

  • Цель:

Непосредственное общение, обмен мыслями и чувствами.

  • Характеристики:

Непринужденность, эмоциональность, использование разговорной и просторечной лексики, сокращений, восклицаний.

  • Где встречается:

Неформальная устная речь, бытовое общение.

  • Пример

Представляешь, вчера купила платье, а оно мне мало! Ну я обратно понесла, а продавец: «Ну вы же меряли!» А я: «Ну мало ли что меряла!» В общем, деньги вернули, но нервы потрепали...

Журналистский текст — это профессиональный текст, созданный для широкой аудитории с целью информирования о событиях, отличающийся ясностью, точностью, лаконичностью и ориентацией на факт.

Информационный стиль отсутствует в учебниках по стилистике русского языка, его рассматривают как набор принципов для составления качественного текста в любом жанре, от разговорного до научного. Для удобства, мы будем называть его далее стилем.

  • Штампы
    Основным недостатком информационного стиля, мешающим воспринимать содержание текста, является употребление штампов, клише и шаблонных фраз. Они приводят к потере оригинальности и утомлению аудитории. Действительно, такие фразы как «находиться на переднем крае технологий», «идти в ногу со временем», «высокое качество обслуживания», «работать на благо общества», «имеет место быть» и т.п. не несут никакой информации для читателя. Это та самая «вода», которую наш мозг фильтрует при восприятии текста, пытаясь выловить в этом потоке крупицы дельной мысли.

    Штампы в речи
    — это избитые, шаблонные и стертые выражения или обороты, которые потеряли свою образность и выразительность из-за частого использования. Они могут быть как устойчивыми сочетаниями, так и метафорами или фразеологизмами, которые употребляются механически и обедняют текст, делая его банальным. Клише

    Избитые словосочетания:
  • «одержать победу» вместо «победить»
  • «имеют под собой основания» вместо «обоснованы»
  • «красной нитью»
  • «Убитые» метафоры:
  • «горячие отклики»
  • «потухший взгляд»
  • «бледный как смерть»
  • Канцеляризмы:
  • «осуществлять волеизъявление»
  • «в целях распространения»
  • «требуется доказать»

Фразы, которые призваны «завуалировать» реальную информацию. Например: «высокое качество» (при этом не говорится, насколько оно высокое), «мировой лидер» (не известно, кто назначил данную компанию «мировым лидером») и т.д. Согласно закону о рекламе необоснованное заявление первенства является нарушением и подлежит контролю со стороны Антимонопольной службы. Если автор текста называет себя «номером 1» или «мировым лидером», он должен привести критерий, по которому производится данное сравнение.

  • Пустые фразы, лишенные конкретики и содержания: «работаем на рынке уже много лет», «стремимся к успеху», «наша компания всегда на шаг впереди».
  • Фразы, используемые по привычке (без реальной необходимости): «в наше непростое время», «каждый день — новые вызовы».
  • Официальные, бюрократические обороты (канцеляризмы): «с целью повышения эффективности», «в свете вышесказанного», «в свете изложенного», «в целях оптимизации процессов» и т.п. Канцеляризмы в информационном стиле – это формулировки, которые типичны для официальных документов, служебных записок, бизнес-коммуникаций и других деловых текстов. Они могут создавать ощущение официальности и серьезности, но также могут затруднять понимание или звучать надуманно. Например: «В соответствии с предположениями, высказанными в докладе, предлагается принять меры по оптимизации эффективности производственных процессов с целью достижения максимально возможного уровня результативности.«

Примеры штампов

Вот список часто встречающихся штампов, которых стоит избегать:

  • Пустые, обтекаемые фразы:
  • «С учетом текущей ситуации» (не уточняется, что именно имеется в виду).
  • «Наши усилия направлены на улучшение качества» (не говорится, как именно это происходит).
  • «В условиях нестабильности» (не объясняется, о какой нестабильности идет речь).
  • Без конкретики, но звучащие важно:
  • «Наши преимущества очевидны» (что именно является преимуществами — не раскрывается).
  • «Мы придерживаемся высоких стандартов» (не уточняется, что входит в эти стандарты).
  • «Наши решения всегда на высоте» (не разъясняется, в чем заключается эта «высота»).
  • Бюрократические клише:
  • «В целях оптимизации процессов» (что конкретно необходимо оптимизировать).
  • «В соответствии с действующими стандартами» (не раскрывается, о каких стандартах идет речь).
  • «В рамках текущего проекта» (не уточняется, что именно входит в «текущий проект»).
  • Фразы, которые используют для создания иллюзии действия, но без конкретики:
  • «Мы находимся в поиске решений» (какие решения — не уточняется).
  • «Наши подходы ориентированы на результат» (что конкретно подразумевается под «результатом»).
  • «Мы движемся в правильном направлении» (не объясняется, что это за направление).

Правила сильного текста
Согласно Максиму Ильяхову и Людмиле Сарычевой, правила сильного текста включают: правдивость, приоритет смысла над формой, простоту, написание в первую очередь для себя, вычитку вслух, использование примеров, изложение от простого к сложному, выдвижение пользы на первый план, четкий заголовок и уважение к читателю. Главный секрет — глубина и примеры, которые подтверждают тезисы из реальности.

Основные правила

  • Сила — в правде:

Текст должен быть честным и основываться на фактах.

  • Смысл важнее формы:

Важнее передать мысль, а не слепо следовать стилистическим нормам.

  • Чем проще — тем лучше:

Избегайте излишней сложности, жаргона и многословия. Доступность — залог понимания.

  • Пишите, как для себя:

Представьте, что вы объясняете материал себе или другу, и пишите так, чтобы было понятно и вам самому.

  • Читайте вслух:

Это помогает выявить неуклюжие фразы, лишние слова и плохую структуру.

  • Приводите примеры:

Реальные примеры подтверждают ваши слова и делают текст более убедительным и понятным.

  • От простого к сложному:

Стройте текст логически, начиная с основ и постепенно переходя к более сложным моментам.

  • Пользу — вперед:

Сразу объясняйте, почему читатель должен потратить свое время, какую пользу он получит от чтения.

  • Поставьте заголовок:

Хороший заголовок должен быть ясным и отражать суть текста, привлекая внимание читателя.

  • Уважение и забота:

Проявляйте уважение к времени читателя, структурируя текст, избегая «воды» и предоставляя полезную информацию.



Принцип №1: Ясность мысли

Цель: Научиться чётко формулировать идеи.

  1. Упрощаем сложное: Перепишите абзац простым языком, сохраняя суть.
  2. Четкое введение: Составьте вводное предложение к заданному тексту, которое точно отражает содержание.
  3. Создаем тезисы: Выделите главные мысли из предложенного текста и сформулируйте их в одном-двух предложениях.

Принцип №2: Краткость и лаконичность

Цель: Освоить умение выражать мысль минимально возможным количеством слов.

  1. Редактируем избыточность: Найдите лишние слова в предложенном тексте и удалите их, сохранив исходный смысл.
  1. Мини-текст: Напишите короткий текст (до 10 предложений), отражающий ключевую идею.
  1. Структура одной строки: Передайте главное сообщение одним предложением.

Принцип №3: Логичность и последовательность

Цель: Формирование умения выстраивать мысли последовательно и связно.

  1. Последовательность событий: Расставьте части истории в правильном порядке, следуя развитию сюжета.
  1. Логический переход: Соедините два отрывка текста плавным переходом, поддерживающим ход мыслей.
  1. Вопрос и ответ: Задавайте себе уточняющие вопросы по прочитанному тексту и записывайте ответы, добиваясь полноты понимания.

Принцип №4: Эмпатия и ориентация на аудиторию

Цель: Учимся понимать потребности и ожидания целевой аудитории.

  1. Подстраиваемся под читателя: Переформулируйте фразу таким образом, чтобы она была понятна и интересна определённой группе людей (например, одноклассникам).
  1. Помощь другому: Помогите герою решить проблему, представив себя на его месте.
  1. Обращаемся к интересам: Напишите небольшой текст, ориентированный на предпочтения сверстников.

Принцип №5: Честность и искренность

Цель: Повышение доверия к своему тексту путём открытости и честности.

  1. Правдивость выражения: Проверьте ваш текст на предмет правдивых утверждений и исправьте недостоверные факты.
  1. Ищите мотивацию: Объясните честно причину написания текста и подчеркните важность темы лично для вас.
  1. Открытость в высказывании: Включите личные наблюдения и переживания в свой текст, чтобы добавить глубину и значимость.

Принцип №6: Конкретность и точность

Цель: Отработка навыка передавать точные образы и ситуации.

  1. Детализация образов: Оживите текст яркими образами и подробностями, помогающими читателям увидеть картину глазами автора.
  1. Формулировка фактов: Преобразуйте общие утверждения в конкретные факты, подкрепленные примерами.
  1. Достоверность чисел: Используйте числа и статистику там, где это возможно, для повышения точности текста.

Принцип №7: Активное участие читателя

Цель: Побуждение читателя взаимодействовать с текстом.

  1. Интерактивность: Создайте текст, включающий вопросы или приглашения к размышлению.
  1. Игра воображением: Заставьте читателя задуматься, придумав загадочный финал, открытый к интерпретации.

Таким образом, систематическое выполнение этих упражнений позволит детям лучше освоить принципы составления сильных текстов, рекомендованные Максимом Ильяховым.

Вот комплекс упражнений, которые помогут детям 12 лет закрепить базовые принципы построения сильного текста, вдохновляясь методиками Максима Ильяхова.

## Часть 1. Упражнения на упрощение и ясность

### Цель: научиться формулировать мысли ясно и понятно.

1. **Переведи сложный текст простыми словами**.

Предложите ребёнку адаптировать сложный научный или технический текст, сделав его доступным и интересным для ровесника.

2. **Объясни взрослым ученикам начальной школы, что такое атом**, **звезда**, **холодильник** или другое понятие.

Ребёнок должен объяснить тему настолько доступно, чтобы её поняли младшие школьники.

3. **Сделай понятнее рекламу.**

Взять рекламный слоган или описание продукта и переписать его проще и доступнее.

4. **Расшифруй инструкцию**.

Пусть ребёнок попробует упростить непонятную инструкцию, заменяя профессиональные термины повседневными словами.

## Часть 2. Упражнения на краткость и экономию слов

### Цель: научись писать коротко и информативно.

5. **Перечитай своё сочинение и сократи вдвое количество слов, оставив смысл неизменным**.

Учимся редактировать собственные тексты, избавляться от лишнего.

6. **Напиши отзыв на книгу/дружба/событие одним коротким предложением**.

Тренируем навык выразить максимум смысла минимальным числом слов.

7. **Опиши событие из твоей жизни менее чем в 10 словах**.

Например, первый поход в кино, знакомство с друзьями и т.п.

8. **Краткий пересказ фильма**.

Посмотри фильм и напиши кратчайший возможный пересказ сюжета, сохраняя ключевые элементы.

## Часть 3. Упражнения на логику и последовательное изложение

### Цель: формировать привычку строить рассказы последовательно и логично.

9. **Допиши историю правильно**.

Читатель получает фрагмент текста, пропущенный кусок которого он должен восстановить сам.

10. **Продолжи ряд идей**.

Нужно продолжить начатый рассказ, добавив следующий этап, соответствующий предыдущей идее.

11. **Соедини три фрагмента текста так, чтобы получился единый сюжет**.

Получаются небольшие отрывки разных жанров, задача ребёнка — выстроить единую нить повествования.

12. **Закончите рассказ, основываясь на подсказке учителя**.

Задано начало ("Однажды утром..."), и ученики должны закончить историю логически и грамотно.

## Часть 4. Упражнения на эмпатию и ориентацию на читателя

### Цель: учитывать мнение и восприятие читателя.

13. **Представь, что твои родители ничего не понимают в компьютерах**.

Попробуй объяснить родителям устройство компьютера простыми словами.

14. **Подготовь пост в соцсетях о своём увлечении для друзей**.

Записать интересный и полезный пост о хобби, учитывая интересы друзей.

15. **Продай игрушку, которую ты больше не используешь**.

Рассчитывать текст объявления на заинтересованность потенциальных покупателей.

## Часть 5. Упражнения на откровенность и доверие

### Цель: сформировать честность и искренность в текстах.

16. **Признайся письменно, почему эта книга тебе понравилась или не понравилась**.

Научиться откровенно выражать собственное мнение.

17. **Что бы ты хотел изменить в школе?**

Зафиксируй свое желание честно и открыто, обращаясь к учителям или администрации.

18. **Почему именно этот подарок стал лучшим в твоём детстве?**

Опиши истинные причины, объясняющие выбор подарка.

## Часть 6. Упражнения на точность и конкретность

### Цель: учиться давать точную и проверенную информацию.

19. **Докажи утверждение цифрами**.

Используя статистические данные или цифры, подтвердите факт, приведённый учителем.

20. **Подробно расскажи о событиях вчерашнего дня**.

Опиши, что конкретно произошло, употребляя детальные и конкретные описания.

Выполнение этих заданий даст детям практические инструменты для формирования навыка эффективного письма и поможет быстрее усвоить принципы грамотного и привлекательного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа журналистской студии "Логос"

Программа студии " Логос"построена по линейному принципу, состоит их трех частей, одна из которых рассчитана на учащихся начальных классов, а вторая - на учащихся 5-9 классов, третья на обучающихся ст...

Конспект урока в 9 классе "Телевизионные журналистские жанры"

На уроке ребята познакомятся с классификацией жанров телевидения, журналистикии и документально - художественными жанрами....

Основы журналистской этики

Для юных  репортёров и журналистов....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»

Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...

Тематическое планирование «Основы журналистской деятельности» Первый год обучения ПЕДАГОГА ОДОД ГБОУ гимназии № 446 Быкаревой Ларисы Николаевны, методиста МО учителей русского языка и литературы

Данный материал представляет собой тематическое планирование по часам кружка "Основы журналистской деятельности", что значительно облегчает рапределение материала по темам. Предлагается в помощ...

Деловая игра по теме: «Создание журналистского текста»

Деловая игра «Редакция «Юниор». Делаем школьную газету....