Арт-терапия
материал
Цель занятия: Формирование и развитие навыка осознания негативных эмоций и состояний, умение отреагировать их, используя метод работы с подсознанием через рисунок, способствовать развитию познавательных процессов подростка: мышления, внимания, воображения. Задачи: знакомство подростка с элементами арт-терапии; снятие психо-эмоционального напряжения; реакции подростка на собственные чувства и переживания в процессе творчества; создание условий для самопознания и самовыражения подростка; формирование стратегий преодоления препятствий и поиск внутренних ресурсов. Подростковый возраст – это период бурных изменений, интенсивного поиска себя, формирования идентичности и одновременно сильнейших эмоциональных потрясений. Современные подростки сталкиваются с беспрецедентным давлением: академические нагрузки, социальные ожидания, кибербуллинг, постоянное сравнение себя с идеализированными образами в социальных сетях, а также экзистенциальные тревоги, связанные с будущим. Все это часто приводит к накоплению негативных эмоциональных состояний: стресса, тревоги, гнева, разочарования, подавленности и даже депрессивных проявлений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия - способ снятия негативного эмоционального состояния подростка»
Цель занятия: Формирование и развитие навыка осознания негативных эмоций и состояний, умение отреагировать их, используя метод работы с подсознанием через рисунок, способствовать развитию познавательных процессов подростка: мышления, внимания, воображения.
Задачи:
- знакомство подростка с элементами арт-терапии;
- снятие психо-эмоционального напряжения; реакции подростка на собственные чувства и переживания в процессе творчества;
- создание условий для самопознания и самовыражения подростка;
- формирование стратегий преодоления препятствий и поиск внутренних ресурсов.
Подростковый возраст – это период бурных изменений, интенсивного поиска себя, формирования идентичности и одновременно сильнейших эмоциональных потрясений. Современные подростки сталкиваются с беспрецедентным давлением: академические нагрузки, социальные ожидания, кибербуллинг, постоянное сравнение себя с идеализированными образами в социальных сетях, а также экзистенциальные тревоги, связанные с будущим. Все это часто приводит к накоплению негативных эмоциональных состояний: стресса, тревоги, гнева, разочарования, подавленности и даже депрессивных проявлений.
В этом контексте арт-терапия выступает как чрезвычайно актуальный и эффективный метод психологической помощи, предлагающий уникальные преимущества для подростков:
1. Невербальное выражение чувств: Подросткам часто сложно выразить свои глубинные переживания словами. Они могут чувствовать себя непонятыми, бояться осуждения или просто не иметь достаточного словарного запаса для описания сложных эмоций. Арт-терапия предоставляет безопасное пространство для невербального выражения: через рисунок, лепку, коллаж, танец или музыку подросток может "выплеснуть" свои негативные чувства, не прибегая к словам. Это позволяет снять внутреннее напряжение и освободиться от эмоциональной "тяжести".
2. Снижение сопротивления и психологической защиты: Традиционные разговорные методы психотерапии могут вызывать у подростков сопротивление, чувство, что их "допрашивают" или "анализируют". Арт-терапия воспринимается как творческий процесс, игру, что снижает уровень тревоги и активирует естественное любопытство. Подросток взаимодействует с материалами, а не напрямую с терапевтом, что делает процесс менее угрожающим и способствует более глубокому самораскрытию.
3. Развитие самопонимания и саморегуляции: В процессе творчества подросток может увидеть свои эмоции, конфликты и страхи в наглядной форме. Созданный им образ становится объектом для осмысления. Терапевт помогает интерпретировать произведение, задавая вопросы, которые стимулируют самоанализ: "Что это означает для тебя?", "Какие чувства вызывает этот цвет/форма?". Это помогает подростку осознать истоки своих негативных эмоций и найти конструктивные способы управления ими.
4. Восстановление контроля и повышение самооценки: Чувство беспомощности и потери контроля часто сопровождает негативные эмоциональные состояния. Арт-терапия, давая возможность создавать что-то новое, выбирать цвета, формы, материалы, возвращает подростку ощущение контроля над ситуацией и своей жизнью. Успешное завершение творческого проекта, даже если он кажется "неидеальным", повышает самооценку и чувство собственной компетентности.
5. Развитие копинг-стратегий: Через творчество подростки могут экспериментировать с различными решениями проблем, находить новые пути выхода из сложных ситуаций, трансформировать негативные образы в позитивные. Это способствует формированию здоровых механизмов преодоления стресса (копинг-стратегий), которые они смогут применять и в повседневной жизни.
6. Укрепление связи с собственным телом и чувствами: Современные подростки часто отчуждены от своего тела и переживаний, фокусируясь на внешних стимулах. Арт-терапия, особенно через использование тактильных материалов, движение или работу с телесным образом, помогает восстановить эту связь, научиться слушать себя и свои ощущения.
Этапы занятия
1. Приветствие (формирование мотивации и настроя на работу);
2. Вводная теоретическая часть
3. Создание рисунка (реализация темы занятия);
4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, возникших на занятии, подведение итогов).
Основные частные принципы взаимодействия на занятии:
- Принцип конфиденциальности (если занятие проводится в открытом формате (мастер-класс/открытый урок и т.д.) и подразумевается присутствие на занятии наблюдателей, жюри, запрос, с которым работали дети – конфиденциален!).
- Поддерживать в подростке его достоинства и позитивный образ «Я».
- Говорить о ситуации, проблеме, а не о личности и характере самого подростка.
- Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения подростка с самим собой, а не с другими подростками.
- Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
- Не навязывать подростку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности подростка, независимо от содержания, формы, качества.
Рекомендуемое количество участников: 1-6 чел.
Необходимые материалы:
бумага разног формата и разной гладкости, по числу участников; линеры, маркеры разной толщины (черные), фломастеры, цветные карандаши, кисти краски.
Добрый день! Рада приветствовать вас на занятии. Я приглашаю вас в удивительное путешествие вглубь самого себя, которое вы сможете совершить благодаря арт-терапии.
Давайте поговорим, а что это за зверь такой – арт-терапия?
Нет, это не про то, чтобы быть художником или сдать экзамен по рисованию. Вам необязательно уметь рисовать, что-то "красивое". Главное здесь – ТЫ и твои чувства.
Как это работает? Никто не будет вас "пытать" вопросами. Мы просто будем рисовать на тему "Как выглядит твоё настроение сегодня".
И не надо переживать, если "не умеешь" – здесь нет правильного или неправильного. Главное – процесс, а не результат. После того, как что-то получится, вы можете рассказать о своем рисунке, если захотите. Ни кто не будет давать оценки вашему искусству. Скорее всего может возникнуть вопрос: "Что ты чувствовал, когда это рисовал?" или "Что это значит для тебя?"
Запомните главное:
- Не нужно уметь рисовать.
- Это ваше безопасное пространство. Здесь никто не будет вас осуждать.
- Все, что вы создадите, остается между вами и мной. Это конфиденциально.
- Вы сами решаете, чем делиться. Никто не заставит вас говорить о том, о чём вы не хотите.
А теперь к практике – как это сделать?
Шаг 1: Почувствуй своё настроение.
Сначала закройте глаза на пару секунд и попробуй "поймать" то, что внутри.
- Что ты сейчас чувствуешь? Грусть? Злость? Радость? Раздражение? Пустоту? Или вообще какой-то микс из всего?
- Где это чувство в теле? В груди? В животе? В голове?
- Какого оно цвета? Формы? Имеет ли вес? Движется ли?
Мысленно и эмоционально «проживите» вновь волнующую вас ситуацию, из-за которой вы имеет сейчас такое ваше настроение. Для актуализации предлагаю порассуждать на заданную тему и определить степень ее важности или волнения по 10 бальной шкале.
Шаг 2: Выбирай инструменты интуитивно.
Теперь, открыв глаза, не думайте. Просто посмотрите на свои материалы.
- Какой цвет тебе сейчас "кричит" больше всего? Возьми его.
- Какой инструмент хочется взять? Тонкий карандаш, чтобы сделать много штрихов? Широкая кисть, чтобы размазать?
- Какая бумага подходит? Гладкая? Шершавая? Большая? Маленькая?
Шаг 3: Начни двигать рукой – без плана!
Вот здесь самое интересное. Просто позвольте своей руке рисовать то, что она хочет, под влиянием своих чувств.
- Злость или раздражение? Сильно дави на карандаш, делай резкие, ломаные линии, быстрые, хаотичные штрихи. Можешь даже протыкать бумагу, если хочется (но осторожно!). Используй яркие, агрессивные цвета – красный, черный, темно-синий.
- Грусть или тоска? Может быть, это будут плавные, медленные линии, капли, размытые пятна. Цвета могут быть синими, серыми, фиолетовыми. Не бойся "плакать" краской на бумаге.
- Радость или возбуждение? Делай легкие, спиралевидные линии, яркие, светлые цвета. Много солнечных бликов, кругов, завитков.
- Тревога или беспокойство? Возможно, это будут повторяющиеся узоры, клетки, много пересекающихся линий, или что-то, что кажется "запутанным". Цвета могут быть бледными или, наоборот, очень насыщенными и тревожными.
- Пустота или апатия? Это может быть просто один цвет, минималистичные формы, или вообще ничего, кроме пятна. И это тоже нормально!
Не пытайтесь нарисовать что-то узнаваемое. Это не должен быть дом, дерево или человек (хотя если вдруг получится, тоже ок!). Это может быть просто:
- Цветное пятно: просто закрась лист тем цветом, который чувствуешь.
- Линии и штрихи: много-много линий, которые отражают твои эмоции.
- Формы: абстрактные фигуры, которые сами выходят из-под руки.
- Каракули: любые "бессмысленные" закорючки, которые рисуются сами собой.
И тут особых правил и ограничений нет. Можно проявить во всю широту свой творческий потенциал, создавая свое видение своего настроения. Как правило, этот процесс происходит на уровне подсознании. Оно знает точно, что делать и как. Результат работы на данном этапе – «стирание» границ, выравнивание фона. Подростки выполняют рисунок, фоном звучит легкая расслабляющая мелодия. После выполнения этих действий у вас может появиться: прилив энергии, подъём, желание идти и делать.
Шаг 4: Посмотри, что получилось.
Когда почувствуете, что достаточно, отложите инструменты и посмотрите на свой "рисунок".
- Что ты видишь?
- Какие чувства он у тебя вызывает?
- На что он похож, если бы был похож на что-то?
- Изменилось ли твоё настроение, пока ты рисовал?
Зачем это нужно?
Когда ты "вытаскиваешь" свои эмоции на бумагу, они перестают быть только внутри тебя. Они становятся чем-то внешним, на что ты можешь посмотреть. Это помогает:
- Облегчить состояние: "Выгрузил" и стало легче.
- Понять себя: "Ага, вот как выглядит моя злость!"
- Научиться управлять: Если ты знаешь, что у тебя внутри, ты можешь с этим работать.
Хотелось бы услышать ваше мнение о проделанной работе, об испытанных чувствах во время мастер-класса, о применении в работе данного метода. Предлагаю по 10 бальной шкале определить свои изменения.
Я выражаю Вам благодарность, вы отлично справились и я надеюсь, что арт-терапия для вас действительно смогла вам помочь. Саморазвитие, самопознание это очень важно для каждого человека!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс
Мы знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...
Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....

Арт-терапия на уроках ИЗО
Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...

Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...
Педагогическая терапия
В работе рассматривается вопрос преемственности: начльная школа - среднее звено....
Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»
Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....
