Буклет для педагогов.
материал

Карпова Анна Александровна

«Использование учебно-игрового пособия

Дж. Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_2.docx76.35 КБ

Предварительный просмотр:

Речь педагога: объяснение понятий «половина», «удвоить», «на 2 больше».

Этап 4. Творческое моделирование (5–7 лет)

Цель: развитие воображения, символического мышления.

Приёмы:

«Придумай животное/дом/машину»;

«Собери сказку» (персонажи и декорации);

«Изобрази настроение цветом».

Речь педагога: обсуждение замысла, описание получившегося, составление коротких рассказов.

6. Примеры заданий по возрастам

Для 2–4 лет:

«Разложи по цветам» (в коробочки/стаканчики);

«Выложи дорожку из красных палочек»;

«Найди такую же по длине»;

«Собери паровозик» (чередование цветов).

Для 4–6 лет:

«Построй лесенку от 1 до 5»;

«Сколько белых палочек уместится в жёлтой?»;

«Составь треугольник из трёх палочек»;

«Выложи цифру 3»;

«Придумай и собери цветок».

Для 6–7 лет:

«Построй лестницу от 1 до 10 с пропуском каждой второй палочки»;

«Реши пример: 4 + 3» (с помощью палочек);

«Измерь длину стола палочками»;

«Собери узор по схеме»;

«Придумай новый вид транспорта».

8. Взаимодействие с ребёнком

Речь педагога:

- чёткая, медленная, с ясной артикуляцией;

- простые фразы (5–7 слов), постепенное усложнение;

- повторение ключевых слов, пояснение значений.

Вопросы:

открытые («Что ты придумал?», «Как будешь строить?»);

на анализ («Почему выбрал эти палочки?», «Чем похожи?»);

на прогнозирование («Что будет, если добавить ещё одну?»).

Обратная связь:

- хвалить за усилия и оригинальность;

- принимать любые решения без критики;

- предлагать альтернативы, а не исправления.

Учебно-методический комплекс игровых материалов к цветным счетным палочкам Кюизенера

Педагог-психолог:

Карпова Анна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39 комбинированного вида

«Использование учебно-игрового пособия

Дж. Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

«Играя с палочками Кюизенера, ребёнок даже не подозревает, что учится: он просто строит, перекладывает, придумывает. А между тем он уже считает, сравнивает, измеряет, находит закономерности. Это как волшебство — знания приходят сами, через радость и любопытство».

Муром, 2025

1. Общая характеристика

Палочки Кюизенера («числа в цвете») — дидактический набор из цветных призм где:

- каждому числу присвоен определённый цвет (стандартная кодировка);

- в комплекте обычно 116–241 палочка, возможны дополнительные элементы (цифры, знаки).

Автор: бельгийский педагог Джордж Кюизенер (1950‑е гг.).

Основная идея: наглядное освоение абстрактных математических понятий через манипуляции с осязаемыми объектами.

2. Возрастные рекомендации

2–3 года: сенсорные игры, знакомство с цветом и формой.

3–4 года: простые узоры, дорожки, фигуры по образцу.

4–5 лет: счёт, сравнение, начальные логические ряды.

5–6 лет: состав числа, арифметические действия, творческое конструирование.

6–7 лет: сложные математические задачи, измерение, моделирование.

3. Развивающие возможности

Математические:

- числовой ряд и счёт;

- состав числа (из единиц и двух меньших);

- отношения «больше/меньше/равно»;

- сложение и вычитание;

- измерение длины, понимание масштаба;

- геометрические формы и пространственные отношения.

Логические:

- классификация (по цвету, длине);

- сериация (упорядочивание по размеру);

- анализ и синтез (целое из частей);

- установление закономерностей;

- решение простых задач.

Речевые и коммуникативные:

- обогащение словаря (цвета, размеры, действия);

- построение фраз, описание действий;

- аргументация, обсуждение замысла.

Моторика и восприятие:

- мелкая моторика и координация;

- зрительно‑моторная координация;

- тактильное восприятие.

Творческие:

- символическое моделирование (палочка — предмет, персонаж);

- придумывание сюжетов, историй;

- свободное конструирование.

4. Цветовая кодировка (базовый вариант)

белая = 1;

розовая = 2;

голубая = 3;

красная = 4;

жёлтая = 5;

сиреневая = 6;

чёрная = 7;

вишнёвая = 8;

синяя = 9;

оранжевая = 10.

5. Этапы работы с палочками

Этап 1. Освоение комплекта (3–5 лет)

Цель: знакомство с цветом, длиной, текстурой.

Приёмы: свободная игра, сортировка, выкладывание дорожек, простых фигур.

Речь педагога: называние цветов, размеров, действий («красная», «длинная», «положи»).

Этап 2. Построение лестницы (4–6 лет)

Цель: освоение последовательности чисел, зависимости длины от числа.

Приёмы:

«Построй лесенку от 1 до 10»;

«Продолжи ряд» (чередование по цвету/длине);

«Найди место для пропущенной палочки».

Речь педагога: вопросы «Какая следующая?», «Почему так?», фразы типа «больше, чем…», «такой же».

Этап 3. Освоение отношений (5–7 лет)

Цель: понимание величин, операций, закономерностей.

Приёмы:

«Сколько розовых палочек уместится в синей?» (деление);

«Собери число 5 разными способами» (состав числа);

«Построй фигуру с заданными параметрами» (например, «квадрат из четырёх палочек»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Рекомендации педагогам по организации работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными учащимися»

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: и...

Информационный буклет для педагогов и родителей

Информационный буклет для педагогов и родителей, разработанный в рамках акции "Молодежь против насилия над детьми"....

Памятка-буклет для педагогов "Особенности суицидального поведения несовершеннолетних"

В памятке раскрыты основные признаки готовящегося самоубийства и даны рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска....

Информационно-раздаточный материал (буклеты) для педагогов, родителей

Информация для педагогов. Неуспешность в школе. Информационный буклет. Информация для педагогов  - воспитание и обучение детей-дошкольников с умственной отсталостью. Информация о левше. Помощь в ...

Буклет для педагогов: "Профилактика нарушений голоса"

Буклет разработан для педагогов с целью профилактики заболеваний голосового аппарата...

буклет для педагогов на тему "Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ".

Буклет составлен для педагог по рекомендациям с детьми ОВЗ...

БУКЛЕТ для педагогов ("Рекомендации по организации работы педагога с обучающимися с РАС")

Рекомендации по организации работы педагога с обучающимися с РАС...