Доклад "Виды тестирования на уроках ОБЗР"
материал

Жилкин Александр Юрьевич

Выступление на заседании методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_testirovanie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Виды тестирования на уроках ОБЗР

Подготовил -  учитель ОБЗР Жилкин А.Ю.

Контроль качества знаний - одна из важнейших составных частей дидактико-методической системы предмета ОБЗР, и от правильности его осуществления будет зависеть результат обучения этому предмету.

Различают предварительный, вспомогательный, текущий, рубежный (в т.ч. и тематический) и итоговый виды контроля. Для проверки усвоения теоретической части курса ОБЗР используют, главным образом, текущий, тематический (рубежный) и итоговый виды контроля. Они реализуются устным, письменным и комбинированным способами контроля. В настоящее время письменный и письменную составляющую комбинированного способа рекомендуется осуществлять с применением тестовых заданий, а не традиционных, так как первые более четко сформулированы, содержат “цену” задания и эталон. Тестовые задания позволяют осуществлять как автоматизированный, так и неавтоматизированный контроль. Важно помнить, что тестовое задание - это задание строго определенной формы, обязательно включающее в себя 3 компонента: собственно задание в строго определенной, сильно формализованной форме, “цены” задания в виде указания числа “существенных операций” (Р) или количества баллов, которое числено равно величине “Р” эталона, то есть правильного ответа.

Тестовые задания “с открытым ответом” состоят только из указанных выше трех компонентов, а тесты с “заданным ответом”, кроме этого, включают и набор ответов, среди которых один или несколько являются правильными.

При выполнении различных обучающих и контролирующих заданий учащийся выполняет либо репродуктивную, либо продуктивную познавательную деятельность, при этом и та, и другая реализуется либо с опорой, либо без опоры. На этом основано выделение четырех уровней усвоения знаний, из которых в курсе ОБЗР можно применять три.

I уровень - предполагает наличие у учащихся знаний-знакомств (то есть это уровень узнавания, ознакомления; иногда его неудачно называют “ученический”); знания на этом уровне позволяют учащимся опознать объект среди предъявленных ему, либо соотнести свойства с характеристикой объекта и т.п.

II уровень - предполагает наличие у учащихся знаний-копий, то есть они должны воспроизвести формулировку тех или иных понятий, законов, кратко охарактеризовать объект или его свойства, решить простейшую задачу по алгоритму, предложенному учащемуся в виде письменной инструкции (этот уровень иногда называют “алгоритмическим”).

III уровень - предполагает наличие у учащихся либо знаний-умений, либо знаний - навыков. Уровень сложности  и тех и других заданий  одинаков, разница состоит лишь в том, что на их выполнение затрачивается различное время: для первого вида заданий это время минимально (строго нормировано), а для второго - не нормировано, важно лишь то, что учащийся может выполнить такое задание.

IV уровень - творческий, предполагает наличие знаний-трансформаций. Это уровень научно-технического творчества и в курсе ОБЖ при оценке качества знаний учащихся не применяется.

Краткая характеристика тестовых заданий различных уровней

В соответствии с уровнями усвоения знаний различают и тестовые задания разных уровней. Рассмотрим характеристику и примеры тестовых заданий I—III уровней.

I уровень

Тесты этого уровня позволяют проверить наличие у учащихся знаний-знакомств, что предполагает реализацию им репродуктивной деятельности с опорой. Это тесты с заданным ответом, то есть они состоят из 4 компонентов: собственно задания, набора ответов (не менее четырех, среди которых есть один или несколько правильных), “цены” теста в виде величины “Р” (числа существенных операций) или числа баллов (оно равно величине “Р”) и эталона; тесты I уровня легко автоматизировать, что облегчает труд преподавателя при проверке результатов контрольной работы, сокращает время реализации “обратной” связи ученик-учитель. Существует несколько разновидностей тестов I уровня: опознание, различение, соотнесение (для практических целей данная классификация малозначима, важно составлять такие задания, которые позволят получить объективную картину качества знаний учащихся).

Пример теста I уровня: “Найдите среди приведенных ниже названий видов оружия то, поражающим действием которого является (наряду с другими) проникающая радиация: а) обычные взрывные устройства; б) бактериологическое оружие; в) химическое оружие; г) ядерное оружие; д) термоядерное оружие.

 Р=2 (2 балла).

Эталон: г, д. (Задание оценено в 2 балла потому, что содержит 2 правильных ответа). Задания I уровня позволяют выявить самый низший уровень знаний, в чем и состоит их существенный недостаток.

II уровень.

Тесты второго уровня позволяют выявить наличие у учащихся знаний-копий; при их выполнении учащиеся реализуют репродуктивную познавательную деятельность без опоры. Это тесты с “открытым ответом”, то есть их нельзя автоматизировать (кроме некоторых тестов, которые содержат буквенно-цифровые ответы, либо ответ представляет собой последовательность букв или цифр). В качестве тестов II уровня можно предложить расчетные задачи, которые многократно отрабатывались с учащимися, кроме этого, снабдить учащихся письменной инструкцией, в которой отражен алгоритм решения данной задачи. Рассмотрим некоторые примеры тестов II уровня.

Пример 1. Назовите главный поражающий фактор химического оружия.

 Р= 1 (1 балл).

Эталон: химическое отравление живой силы противника. (Задание оценено одним баллом потому, что для его выполнения необходим один правильный ответ.)

Пример 2. Закончите фразу:        …    -        это        система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защита населения, территории и суверенитета Российской Федерации”. Р=1 (1 балл).

Эталон: “Оборона государства...” (1 балл потому, что необходимо одно дополнение к фразе для ее завершения).

Пример 3. Найдите соответствие величины дозы облучения и ее воздействия на организм человека (ответ представьте цифрой с буквой, например 2а). Р=2 (2 балла).

Допустимая доза облучения.

Смертельная доза облучения.

а)        135 рентген при однократном облучении;

б)        800 рентген при однократном облучении;

в)        100 рентген за 5 суток;

г)        35 рентген при однократном облучении.

Эталон: 1г, 26. (2 балла потому, что необходимо получить 2 правильных ответа при выполнении данного задания.) Этот тест относится к заданиям II уровня потому, что числа сопоставляемых объектов не равны друг другу (2 и 4); при их равенстве это был бы тест I уровня.

III уровень.

Позволяет установить наличие у учащихся знаний-умений или знаний-навыков. Их выполнение сопровождается продуктивной деятельностью с опорой на достаточно хорошо известные учащимся и отработанные ими в практической деятельности понятия. Выполняя подобные задания, учащиеся характеризуют обстановку на основе предложенных данных, выполняют расчетные задания, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности.

Методические рекомендации по составлению тестовых заданий

        При составлении тестовых заданий необходимо выполнять следующие условия:

текст задания должен быть четким, конкретным, по возможности лаконичным и содержать указание (в виде глагола) на действие, которое необходимо выполнить аттестуемому (например: составьте, найдите, рассчитайте, определите...). Нельзя тестовое задание начинать вопросительными словами или безличной формой, например: “сколько”, ’’какой”, “почему” и т.п.

Тестовое задание должно соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении предмета ОБЖЗРтак как в разных учебниках и учебных пособиях могут даваться различные формулировки тех или иных понятий, использоваться различные обозначения и т.д.

Важнейшим требованием к текстовому заданию является необходимость его простоты. Учащийся, выполняя такое задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос; однако для повышения “емкости” теста можно использовать задания, которые позволяют найти несколько однотипных ответов.

Нельзя предлагать задания, содержащие ответ на два вопроса, один из которых позволяет правильно ответить на другой, не вникая в сущность второго понятия. В задании должны быть четко оговорены все границы использования данного понятия, то есть задание должно быть достаточно подробным, а для его раскрытия необходим лаконичный ответ, тексты ответов в тестах с заданными ответами не должны сильно различаться по количеству слов в них, так как учащиеся часто выбирают наиболее многословный ответ.

Тестовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований, что достигается четкой конкретизацией границ применимости данного явления. Например, нельзя давать такую формулировку теста: “Сформулируйте понятие “ноосфера”, так как существует по меньшей мере два подхода к формулировке этого понятия. Правильно этот тест сформулировать так “Приведите формулировку понятия “ноосфера” по В.И.- Вернадскому”.

Тесты не могут содержать явно правильные, абсурдные и очевидно неправильные ответы. Например, тестовое задание по средствам поражения не может содержать ответов из темы “Основы здорового образа жизни” и т.д.

Положительные стороны применения заданий тестового типа реализуются только тогда, когда будут соблюдены вышеуказанные условия их составления, правильно определено число существенных операций  и грамотно составлен эталон.

Важно отметить, что тестовые задания требуют высокой степени формализации учебного материала, что далеко не всегда возможно, и это заметно сужает области использования таких заданий, что делает необходимым комплексное применение всех способов контроля качества знаний курса ОБЗР.

Методика применения тестовых заданий для проведения контроля качества знаний учащихся и оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Тестовые задания применяются при письменном и комбинированном способах контроля, который реализуется в текущем, тематическом, рубежом и итоговом видах контроля.

Реализуя текущий контроль, целесообразно составлять индивидуальные карточки-задания на каждого учащегося, которые включают 5 заданий I и II уровня (можно и те и другие в одном варианте), при этом каждое задание оценивается 1 баллом. В данном случае оценка “3” ставится за три правильно выполненных гадания, “4”- за четыре и т.д. На проведение такой работы отводится 7-10 мин.

При осуществлении тематического контроля (по одной или нескольким темам с небольшим числом часов - до 10 часов учебного времени) составляется карточка-задание, включающая 5-7 заданий с общей емкостью 15-20 баллов. На проведение такой работы отводится от 15 до 20 мин. учебного времени.

Осуществляя рубежный или итоговый контроль (рубежный - учащиеся отчитываются за усвоение большого раздела или за 1-й год обучения), учащемуся предлагается индивидуальная карточка-задание, содержащая от 12 до 24 тестовых заданий. Из них 50 % составляют задания I уровня, 30 % - II уровня, а остальные - III уровня. “Емкость” варианта составляет 35-40 баллов. Работа рассчитана на 1 или 2 часа учебного времени (последнее относится к итоговому контролю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Роль безопасности в жизни человека, общества, государства."

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "Роль безопасности в жизни человека, общества, государства."...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера."

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера."...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "3. Мероприятия по оповещению и защите населения при ЧС и возникновении угроз военного характера"

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "3. Мероприятия по оповещению и защите населения при ЧС и возникновении угроз военного характера"...

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "1.Правила безопасного поведения в природной среде"

Конспект урока ОБЗР для 9 класса  по ФРП ООО "1.Правила безопасного поведения в природной среде"...

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"...

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "Пожарная безопасность в природной среде."

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "Пожарная безопасность в природной среде."...

Конспект урока ОБЗР, тема урока: «Безопасность в социуме»

Конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности и защиты Родины» в рамках Всероссийского открытого урока культуры безопасного поведения, приуроченного ко Дню гражданской обороныАвтор...