«Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
методическая разработка по обж на тему

Овинкина Ирина Ивановна

каждый учитель сегодня выстраивает свою педагогическую систему в соответствии с ФГОС II поколения, с применением деятельностного подхода к образовательному процессу, применяя метод проектов. Я даю рекомендации, как можно выстроить проектную деятельность на уроках ОБЖ в рамках развития патриотического восаитания на уроках и во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации преподавателям-организаторам ОБЖ  по результатам работы проблемно-творческой группы

Тема: «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Автор разработки: Овинкина Ирина Ивановна, преподаватель-организатор ОБЖ, МОУ «СОШ № 51 им Ф.Д.Воронова»

       Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико-ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом  личностных, предметных, метапредметных результатов.

  Проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

 Суть метода проекта на уроках ОБЖ для патриотического воспитания  – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся организована по следующим направлениям:

1. Исследовательское направление.

Учебно-исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает: обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

2. Инженерное направление.

Инженерные творческие работы, ориентированны на изобретение, разработку, создание, внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов.

3. Прикладное направление.

Прикладные проекты – проекты, основной целью которых является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера. Работы, направленные на практическую деятельность, например, по охране окружающей среды, воспитанию активной жизненной позиции.

4. Информационное направление.

Информационные проекты (поисковые) – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Продуктом такого проекта часто является публикация в средствах массовой информации, в том числе, в Интернете.

5. Социальное направление.

Социальные проекты – это проекты, предполагающие своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.

Представлены широким тематическим спектром:

  • оздоровительные проекты;
  • проекты историко-культурной направленности; ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры);
  • социально значимые для определенной местности, района, города;
  • образовательные и профориентационные.

6. Игровое направление.

Игровые (ролевые проекты) – проекты, в которых изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта.

7. Творческое направление.

Творческие проекты – проекты, центром которых является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Виды работ подчиняются жанру конечного результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.

Примером творческого проекта в рамках курса ОБЖ могут служить проекты на тему:

    «Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются обучающимися  при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения.  Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.

Продукт проекта:

- плакаты с призывами к ЗОЖ;

- буклеты по профилактике вредных привычек;

- видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни;

- видеоролики о вреде курения, алкоголя,  наркотиков;

- презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек

    Разработка  проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного  отрезка времени.

Результаты проектной деятельности на уроках ОБЖ могут быть разнообразными, в соответствии с планируемыми результатами, а также с учетом исходных ресурсов:

- тематическая выставка, посвященная Дням воинской славы;

- рекламный буклет;

- сценарий военно-спортивного праздника;

- оформление кабинетов (например, проект стендов);

- прогноз развития ситуации (например, экологический проект) и пр.

- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

- постеры, презентации;

- альбомы, брошюры, книги;

- реконструкции исторических событий;

- эссе, рассказы, стихи, рисунки;

- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

- документальные фильмы, мультфильмы;

Формы организации во внеурочной деятельности:

- исследовательская практика учащихся;

- образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

- факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников;

- олимпиады, конкурсы, конференции, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

      Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок).

  Примером служит выполнение  мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»

Группы формируются по 5-6 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения.  

  Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся.

Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных,  артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".

   Наша задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Достижению целей проектной деятельности по ОБЖ будет способствовать комплексное планирование этой деятельности с 5-8 класс.

Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ

с 5 по 8 класс

п.п.

Название проекта

Цель

Продукт

Класс

1.

Итоговый проект: «Предмет  ОБЖ в сказках»

Обеспечить практическое применение правил ОБЖ через поисковую деятельность для развития литературных и творческих способностей учащихся.

Рисунки, фотографии;
комиксы;
сказки собственного сочинения;
сценарий заключительной игры;
плакаты по ОБЖ с участием героев сказок.

5

2.

Учебный проект по ОБЖ "Вредные привычки"

Организовать изучение  влияния вредных привычек на организм ребенка. Пагубные последствия вредных привычек.

Рисунки, презентации, комиксы, плакаты, ОК к урокам

6

3.

Проект:

«Олимпиадные задания по ОБЖ»

Обеспечить получение опыта разработки олимпиадных заданий и проведения олимпиады с использованием ЭОР

Олимпиадные задания

7

4.

Тематический проект:  «Здоровый образ жизни»

Научить обучающихся анализировать свой индивидуальный образ жизни

Таблица контроля режима дня; презентация;

таблица энергозатрат; диетические правила питания школьника

8

Рекомендации:

  • Тематика проектов должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "ОБЖ"; 
  • Тема должна затрагивать значимые проблемы;
  • Проекты должны быть актуальными для практической жизни;
  • Проекты должны учитывать  вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д.
  • Тема проекта должна иметь положительную формулировку для утверждающей команды;
  • Проект  должна стимулировать исследовательскую работу.

Таблица 2

Примерный перечень проектов по ОБЖ

п.п.

Название проекта

Цель

Продукт

1.

Практико–ориентированный проект: «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».

Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме

- картотека съедобных и несъедобных грибов и растений;

- фотоброшюра «Лесные ягоды»;

- комплекс упражнений для снятия тревоги;

- аптечка природных лекарственных средств; 

- макеты и презентация временных укрытий в лесу

2.

Творческий проект:

« Экологические проблемы современности».

Определение зависимости сохранение здоровья от состояния окружающей среды.

- листовки с призывами беречь природу;

- карта опасных объектов на территории, где живут дети;

- плакаты на экологическую тему;

-презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы

3.

Мини-проект (на 1 урок)

«Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации»

Наглядно изобразить правила безопасного  поведения

- рисунки по безопасности поведения;

-презентации по безопасности в ЧС.

4.

Безопасность детей на улицах и дорогах.

Создание условий для овладения детьми навыками поведения на улицах, сформировать стойкие представления правил поведения на дороге.

- летний план по безопасности дорожного движения;

- уголок безопасности ДД в учебных кабинетах;

- разработка тематической игры по безопасности ДД.

5.

Дни воинской славы.

Показать значение памятных дат России в памяти потомков.

- презентации обучающихся по группам;

- памятные буклеты.

6.

Берегись бед, пока их нет!

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

- создание книжки-малышки «Азбука безопасности»;

- выставки детских рисунков;

- фотографии занятий;

- макет «Наша улица»;

- ОК занятий и тематических дней;

- сборник «Копилка загадок»;

- мультимедийная презентация.

7.

Видеоситуация

Составить блок видеоситуаций, отражающих темы по ОБЖ в 8 классе.

-видеопрезентации от каждой группы по блокам учебных модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школь...

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"...

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельно­сти   Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи­тание молодёжи, в основе которо...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности.льности.

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся...