Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"
статья (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Сычёв Руслан Юрьевич

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

общеобразовательная школа-интернат

 «Панаевская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

 

 

  Районная педагогическая конференция

«Патриотическое воспитание: опыт и перспективы»

 

 

«Формирование  патриотических чувств и качеств  обучающихся на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Автор: Сычев Руслан Юрьевич

учитель ОБЖ и физкультуры,

 педагог дополнительного образования

 

  

2013 г.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.   Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Сегодня нет универсального рецепта,  как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину.  Моя задача вырастить именно таких людей: добрых, порядочных, честных, любящих свое Отечество.

Сегодня в воспитании патриота, настоящего гражданина — неравнодушного человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим есть ряд трудностей, т.к.  в реальной жизни  наших ребят окружает непривлекательная действительность:

 - Фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

 - Газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

- Компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток  и  изворотлив.

Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности».   В  национальной   доктрине   образования  в  РФ  среди    основных  целей и  задач  образования  первой  названо:
- воспитание патриотов России гражданско - правового, демократического, социального государства, уважающих  права  и свободы  личности  и обладающих высокой нравственностью.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю:
- создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ.

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве учителя   предмета  «Основы  безопасности  жизнедеятельности» (5 лет), а также   руководителя военно-патриотического клуба «Витязь» (5 лет).

    Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо ещё в дошкольном возрасте. Соблюдая эту преемственность,   начиная со среднего звена, использую различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности обучающихся.

   Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для обучающихся ненавязчивым, последовательным,  реализую систему  уроков   в 5-8 классах «Кто такой патриот?»,  «Портрет патриота». Уроки данной направленности логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ.

      Например, в 5 классе в теме «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» обучающиеся выполняют творческие работы на тему: «Герои пожарные»,  использую конкретные примеры из реальной жизни, дети сами делают вывод о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого пожарный.

     В курсе 6 класса при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, читая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед обучающимися ставятся следующие вопросы :

      - С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии?
    - Как вы думаете, что помогло ему выжить?

     Таким образом, на примере художественного произведения у обучающихся создаётся образ настоящего героя  и одновременно решаются учебные задачи урока.

     Доказать детям, что патриотизм - это чувство любви к своему народу, можно удачно в курсе 7 класса, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». В обобщающем уроке этого раздела есть подтема «Люди, призванные спасать». Обучающиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:

- Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
     -С каким риском сопряжена эта работа?
    - Охарактеризуйте портрет человека - спасателя.

     Данный урок удачно сопровождается просмотром видеосюжетов о работе спасателей, что позволяет создать зрительный образ, который останется в памяти надолго.

    Выработать у обучающихся потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу – вот конечный и наилучший результат урока.

     Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе,   тема «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», позволяет познакомиться с недавней историей нашей страны. Отдельный урок-конференцию мы посвящаем Чернобыльской трагедии. Изучая раздел «Безопасность на воде»,   мало кто из ребят приводит в пример события столетней давности, связанные с гибелью «Титаника», многие вспоминают чрезвычайную ситуацию на Волге.    «Какими качествами должны обладать люди, приходящие на помощь тонущему судну? Чем иногда приходится жертвовать ради спасения других людей? Как бы поступили вы, если бы стали свидетелем катастрофы?» - такая постановка вопросов на злободневные темы вовлекает обучающихся в активный диалог, позволяет каждому осмыслить свои слова и поступки, формирует четкую гражданскую позицию.        

Материал курса ОБЖ 9 класса дает большие возможности в формировании у обучающихся понятия «гражданин»  и  «патриот». При изучении вопросов национальной безопасности России важно акцентировать внимание ребят на то, что только совместными усилиями наше общество может решить такие глобальные проблемы, которые на данном этапе резко обозначены в нашей стране – алкоголизм, наркомания, демографический кризис. Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только   человек, который   ставит интересы общества и нации   выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина?!  В разделе «Здоровый образ жизни»   рассматриваем   понятие «патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого здравомыслящего  человека. Духовное начало связываем с понятием «духовное здоровье», а беседа о нравственном начале каждого человека удачно вписывается в тему «Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России».          

В 10-11 классах в разделе «Основы военной службы»    провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется  прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу нам помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность,  основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности обучающихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки- конференции, пресс-конференции, уроки- экскурсии, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ИКТ  (демонстрация учебных дисков, презентаций, видеофильмов) по таким темам как «Воинская обязанность», «Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету», «Обязательная и добровольная подготовка к военной службе», «Призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву», «Воинские уставы» и другие содействует учебно - познавательной деятельности обучающихся, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.

Не умаляя роли урока в основе воспитательного процесса, я убежден, что образование должно работать на результат. Но на результат в патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.

Являясь руководителем  военно-патриотического кружка «Витязь» с детьми занимаюсь по следующим направлениям:

Изучение истории и боевых традиций Вооружённых Сил России даёт знания истории создания РВС, боевых традиций Вооружённых Сил России их состава, структуры, организации управления и комплектования, государственная и военная символика России, история, состав и символика ЯНАО. Воспитывает у юноармейцев чувство гордости за наше Отечество и его Вооружённые Силы. Занятия, в основном, проводятся методом рассказа, беседы.

Занятия по огневой подготовке позволяют юношам научиться обращаться со стрелковым оружием, производить прицеливание и выстрел из стрелкового оружия, развить выносливость, меткость, выдержку, отработать правильное дыхание при стрельбе и метании гранат.

Строевая подготовка. В ходе отработки строевых приёмов юношам прививаются навыки строевой подтянутости, выправки, развивается правильная осанка и координация движений, дисциплинированность и выдержка.

На занятиях по уставам Вооружённых Сил РФ – юноши изучают основные положения общевоинских уставов и законов РФ по воинской обязанности и военной службе, обязанности, права, гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

В ходе физической подготовки у юношей развивается сила, выносливость, ловкость, координация движений, вырабатываются скоростные и волевые качества. Предусматриваются занятия и соревнования по атлетическому многоборью, занятия и соревнования по прохождению военно-спортивной эстафеты в спортивном зале с элементами тактической, медицинской, огневой подготовки, радиационно-химической и биологической защиты; в общепоселковых соревнованиях: эстафетах, лыжных кроссах. Предусматривается кроссовая, лыжная подготовка, в весеннее и осеннее время марш-броски и походы выходного дня с элементами ориентирования на местности и выживания в случаях автономного пребывания в природных условиях.

Занятия по радиационно-химической и биологической защите позволят юношам изучить современные средства массового поражения и методы выживания в условиях их применения. Отработать умения и навыки в пользовании индивидуальными средствами защиты. Научиться пользоваться приборами радиационного и химического контроля.

Изучение медицинской подготовки позволит юношам приобрести знания, умения и навыки в правилах оказания первой медицинской помощи при различных травмах и ранениях.

Кроме вышеперечисленных мероприятий, за время работы в ВПК «Витязь» мои воспитанники ежегодно принимают участие в различных мероприятиях:

  • Районная заочная военно-спортивная игра «Командарм – Патриот»
  • «Пятидневные военные сборы» с учащимися 10 класса;
  • Общешкольная игра на местности «Зарница»
  • Участие в поселковой военизированной эстафете посвященной «Дню защитника отечества», которая включает различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильно пересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы.
  • Участие в районной (очно-заочной) научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Мы выбираем жизнь!» по теме «Влияние компьютерных игр на военно-патриотическое воспитание школьников» (2010г) и «Отношение молодежи к службе в армии» (2011г.)
  • Несение почетного караула  в День Победы 9 Мая

В период проведения месячника оборонно-массовой работы наши ученики встречаются с тружениками тыла Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе.

Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения в кружке «Витязь», значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности, так как на наших занятиях наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих учеников. Они занимают призовые командные и личные места в соревнованиях различного уровня, достойно выполняют долг перед Родиной в армии.

  Разумеется, это далеко не все возможные формы и методы воспитательной работы с ребятами по воспитанию патриотизма. Но общие принципы этой работы можно сформулировать следующим образом: необходимо обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинственную непримиримость. Воспитание основам патриотизма – нескучное назидание и морализаторство, а активный поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школь...

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельно­сти   Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи­тание молодёжи, в основе которо...

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности

Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

«Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

каждый учитель сегодня выстраивает свою педагогическую систему в соответствии с ФГОС II поколения, с применением деятельностного подхода к образовательному процессу, применяя метод проектов. Я даю рек...