Викторина на тему: «Образ Валдайской девы в произведениях писателей 18-19 веков»
методическая разработка

Гаврилова Надежда Ивановна

Данная работа является приложением к  исследованию по теме «Образ Валдайской девы в произведениях писателей 18-19 веков».

 

задачи:

● Показать на основе краеведческого материала, как близка нам далекая история;

● Привить любовь к родному краю, к «малой родине», славной своим прошлым и настоящим.

Методика работы

1 этап: изучение и сбор материалов, исторических и литературных, о валдайской красавице;

знакомство с биографиями и произведениями русских писателей XVIII-XX веков, чья судьба и произведения связаны с Валдайской землей;

посещение Музея Уездного города г. Валдая, экспозиции «Валдайская дева» и «Валдайская баба», Дома Народного творчества, краеведческого отдела Валдайской районной библиотеки.

2 этап: поисковая работа в библиотеке, музее, архиве, работа с печатными и рукописными источниками, знакомство с интересными людьми, хранителями и продолжателями культурных традиций Валдая.

3 этап: Систематизировав и обобщив накопленный материал, мы подготовили исследовательский материал на тему: «Образ валдайской девы в произведениях писателей

XVIII-XX веков».

 

 Этот материал отличается новизной, т.к.  осуществляется анализ художественных текстов, в которых упоминается или рассказывается о валдайских девах: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», А.И.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Толстой «Петр1», В,Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург», Н.Мазурин «По дороге на Москву».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 90501_viktorina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№2г.Валдая Новгородской области.

Викторина на тему:

«Образ Валдайской девы в произведениях писателей 18-19 веков»

Учитель русского языка и литературы Гаврилова Надежда Ивановна

г.Валдай

2017год.

С. Горшунова

«Ой, гляди, собьёт подковы

Дальняя дорога!

Здравствуй, барин чернобровый!

Задержись немного.

Нынче в воздухе тревога,

Тучи спозаранок.

Ой, нельзя тебе в дорогу

Без моих баранок!

Что ты колокол качаешь,

Не взглянувши в святцы?

Али сам не обучаешь

Девок целоваться?

Аль не приглянулась глазу

Чем-то валдаянка?

Аль не пробовал ни разу

Поцелуй-баранку

И протягивает губки

В хлебное колечко.

Под пушистым полушубком

Цокает сердечко.

И саму бросает в краску, Обливает жаром.

«Рубль штука, десять связка.

Поцелуй — задаром!»


Пояснительная записка

Данная работа является приложением к  исследованию по теме «Образ Валдайской девы в произведениях писателей 18-19 веков».

задачи:

● Показать на основе краеведческого материала, как близка нам далекая история;

● Привить любовь к родному краю, к «малой родине», славной своим прошлым и настоящим.

Методика работы

1 этап: изучение и сбор материалов, исторических и литературных, о валдайской красавице;

знакомство с биографиями и произведениями русских писателей XVIII-XX веков, чья судьба и произведения связаны с Валдайской землей;

посещение Музея Уездного города г. Валдая, экспозиции «Валдайская дева» и «Валдайская баба», Дома Народного творчества, краеведческого отдела Валдайской районной библиотеки.

2 этап: поисковая работа в библиотеке, музее, архиве, работа с печатными и рукописными источниками, знакомство с интересными людьми, хранителями и продолжателями культурных традиций Валдая.

3 этап: Систематизировав и обобщив накопленный материал, мы подготовили исследовательский материал на тему: «Образ валдайской девы в произведениях писателей

XVIII-XX веков».

 Этот материал отличается новизной, т.к.  осуществляется анализ художественных текстов, в которых упоминается или рассказывается о валдайских девах: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», А.И.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Толстой «Петр1», В,Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург», Н.Мазурин «По дороге на Москву».

Назовите писателя и его произведение (главу), в котором говорится о валдайских красавицах:

                                                                   

  1. (…) Мои любезные городские сватьюшки, тетушки, сестрицы, племянницы и проч., меня долго задержали. Вы, право, того не стоите. У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа. Все равно, румяна или сажа. Я побегу от вас во всю конскую рысь к моим деревенским красавицам…

  1. (…) Анюта, Анюта, ты мне голову скружила!

Для чего я тебя не узнал 15 лет тому назад. Твоя откровенная невинность, любострастному дерзновению неприступная, научила бы меня ходить во стезях целомудрия. Для чего первый мой поцелуй не был тот, который я на щеке твоей прилепил в душевном восхищении…

3.(…) Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия…

4.Толпа сия состояла более нежели из 30 женщин. Все они были в праздничной одежде, шеи голы, ноги босые, локти наруже, рубахи белые, взоры веселые, здоровье на щеках начертанное…

Красота юности в полном блеске, в устах улыбка или смех сердечный, а от него виден становится ряд зубов белее чистейшей слоновой кости, Зубы, которые бы щеголих с ума свели…

5. …Перед ним Валдай, Торжок и Тверь,

Тут у привязчивых крестьянок

Берет три связки он баранок.

6. И эта худенькая девочка, беловолосая и голубоглазая, поднимает свое маленькое восстание против векового, тысячелетнего смирения и покорства: перед обстоятельствами, предопределенностью, перед нашей дикой невменяемостью. Девочка эта не хочет жить так, как жили ее родители, и родители родителей, и как испокон живут ее миллионы сограждан: «… в зле да шепоти, по иконам в черной копоти». Не хочет!

  1. (…) « Свобода, равенство, братство, Только бы жить да жить. Но молодая Республика Советов бросила клич: «Социальное отечество в опасности!». Пришел я к своей невесте Полине да так прямо и сказал, что не могу, мол лежать на печке, когда враги лезут со всех сторон -, ухожу на фронт. Полина, конечно, в слезы, а потом успокоилась и заявила, что ей место тоже в рядах Красной Армии. Так мы и воевали на пару…

8… Валдай встретил служивых обычным разгулом, трактиры были отварены настежь, воры играли с проезжающими в зернь и карты, цыганки, наехавшие из Молдавии, шлялись меж домов, таская белье с заборов, ворожили судьбу парням и девкам, а бедовые Валдайские бабы, славные красотой и распутством, заманивали матросов сладкими пряниками…

  1. …Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены.м смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть…

  1. …Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки…

  1. …Остановились у колодца попить, - увидели деву лет шестнадцати с толстой косой, в берестяном кокошнике,

  1. убранном голубой бусинкой на каждом зубчике, до того миловидную – только вылезти и поцеловать в губы…

13…Руки свои она прятала, стараясь держать их в карманах куртки. Ее зажатый рот и полосочки, идущие от носа вниз ко рту, подергивались,  и это выдавало повышенное нервное состояние девочки…

  1. _ Да уж и девка!..

«Всем взяла… На нашем яму много смазливых, но перед ней все плюнь. Какая мастерица плясать! Всех за пояс заткнет, хоть бы кого… А как пойдет в поле жать… загляденье.

  1. ..Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок  сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.

16… Приезжайте сюда любезные наши боярыньки московские и петербургские, посмотрите на их зубы, учитесь у них, как их содержать в чистоте. Станьте, с которою из них вы хотите, рот со ртом; дыхание ни одной из них не заразит вашего легкого. А ваше, ваше, может быть, положит в них начало… болезни… боюсь сказать какой; хотя не закраснеетесь, но рассердитесь. Разве я говорю неправду?...

17. «Здешнее произведение есть валдайские баранки (крупчатые круглые крендели), с ними окружит толпа красавиц, и каждая с особливым красноречием и нежностию пропоёт похвалу своему товару и покупщику арию: «Миленький, чернобровенький барин! Да купи ж у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, что сахар, белую!» И как бы не были скупы или скучны путешественники, непременно купят несколько связок вкусных и весьма употребительных при чае и кофе кренделей».

 

18. …Одним словом, я встретился со сжатым в комок прелестным существом, у которого надо было хоть что-то узнать.

(...) — Это правда, что ты хочешь стать фотомоделью?

Да, — ответила Наташа.

А что такое фотомодель в твоем представлении?

Ну, это когда фотографируются, ездят везде, заключают контракты, чтобы рекламировать что-нибудь, — говорила Наташа, не отрывая от меня глаз.

19. — Ну, чего стоишь, вытаращилась? Видишь, у нас обод лопнул, сбегай позови кузнеца.

— Да, ой, — тихо вскрикнула она, бросила ведра и коромысло и побежала по мураве, мелькая розовыми пятками из-под вышитого подола холщовой рубах

20..Назовите писателя – публициста, который был расстрелян в 1918 году на берегу Валдайского озера:

(...) Что такое «великое» в жизни — начинаешь понимать, глядя на святую кротость Мадонны. Великое то, что не измято, что закончено природой как ее художественное произведение, в котором нельзя передвинуть ни одной черты: все в нем «как следует», все прекрасно. Именно таких девушек, простых, застенчивых, с первого взгляда на них уже неприступных для чего-либо, кроме благоговения перед ними, каждый из нас встречал. (...) Всматриваясь часами в лицо Мадонны, я ничего не мог себе представить более родного, более русского, чем это лицо. Именно русского, как это ни странно говорить о Рафаэле. Склад головы Мадонны не еврейский и не античный, это голова среднеевропейской, славянской девушки, русоволосой и темноглазой, с широким умным лбом и ясным, как раннее утро овалом лица. Я понимаю, как смешна претензия присвоить России идеал итальянского художника, но позвольте мне сказать то, что я думаю лицо Мадонны удивительно русское.

Ответы на вопросы викторины:

  1. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Едрово»);
  2. В. Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт- Петербург» ( гл. «Едрово»);
  3. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Валдай»);
  4. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Едрово»);
  5. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»;
  6. В. Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт- Петербург» ( гл. «Едрово»);
  7. Н.Мазурин «По дороге на Москву» 1968 г.(гл «Едрово»);
  8. В.Пикуль «Фаворит»( ч. 2);
  9. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Едрово»);
  10. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Валдай»);
  11. А.Толстой «Петр 1»;
  12. В. Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт- Петербург» ( гл. «Едрово»);
  13. В. Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт- Петербург» ( гл. «Едрово»);
  14. .Мазурин «По дороге на Москву» 1968 г.(гл «Едрово»);
  15. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Валдай»);
  16. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Едрово»);
  17. А.Вульф «Дорожник»;
  18. В. Писигин «Путешествие из Москвы в Санкт- Петербург» ( гл. «Едрово»);
  19. А.Толстой «Петр 1;
  20. М.О.Меньшиков «Письма к ближним».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

Урок мужества «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» (Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей и поэтов)

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край...

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...