Элективный курс "ТАЙНА ТЕКСТА" 10 класс
календарно-тематическое планирование (10 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна

 Развивать навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов и целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kurs.docx297.16 КБ

Предварительный просмотр:

F:\29-HOB-2020\131757.JPGПояснительная записка    

Рабочая программа предназначена для изучения курса «ТАЙНА ТЕКСТА» в 10 классе средней общей общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:                                                                                                                                                                                                                              

1.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г  «Об образовании в Российской Федерации».

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

5.Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и на основании решения педагогического совета №3 от  31.08.2019 г.

6.Приказ МБОУ АСОШ от     № «Об утверждении списка учебников на 2019/2020 учебный год».

7.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ананьевская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края, утвержденного приказом комитета по образованию и делам молодёжи администрации Кулундинского района Алтайского края от 03.08.2015 г. № 159.

8.На основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г.

9. Годовым календарным учебным графиком МБОУ АСОШ на 2020 – 2021г

10. Учебного плана основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г

11. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, учебным курсам МБОУ АСОШ

12. Авторской программы  элективных курсов. Русский язык. 10 - 11 классы   / сост. Т.С. Кудрявцева,  Ю.В.Ванников – М.: Дрофа, 2010  

  Элективный курс предназначен для 10-11 классов школ гуманитарного профоля. В соответствии с принципом преемственности, он опирается на знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения базового курса русского языка.

Цели и задачи

  Цель: развивать навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов и целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания.

Задачи курса:

- систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;

- научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;

- научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты-конспекты, аннотации, рефераты и др.;

- развивать когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения-изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;

- развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательнсть, точность.

                                                                                         

Основные формы организации занятий:

- лекции-беседы,

- практические занятия,

-самостоятельная работа учащихся.

Курс рассчитан на 35ч(1ч в неделю).  Из них: 15ч – лекции-беседы, 20 ч – практические занятия.

Содержание программы

Тематика лекций:

  1. речевая коммуникация (1ч)
  2. текст в структуре коммуникативного акта (2ч)
  3. функциональные стили и жанры (2ч)
  4. типы речи (2ч)
  5. комплексный анализ текста (3ч)
  6. информационная переработка текста(3ч)
  7. текст как критерий культуры речи (2ч)

Тематика практических занятий

  1. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте(1ч)
  2. Текст как основная единица общения(1ч)
  3. Основные признаки текста(1ч)
  4. Функциональные стили(2ч)
  5. Характеристика и определение жанров(2ч)
  6. Типы речи(1ч)
  7. Лингвистический анализ(2ч)
  8. Смысловой анализ текста(2ч)
  9. Восстановление информационного содержания текста(2ч)
  10. Конспектирование (2ч)
  11. Реферирование (2ч)
  12. Коммуникативные качества речи(2ч)
  13. Оценка текста (1ч)

Образовательные результаты

К концу курса учащиеся будут:

- иметь представление об основных понятиях теории текста;

- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;

- обладать навыками информационной переработки текста;

- обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;

- обладать когнитивными (интеллектуальными) умениями и навыками(сравнивать, сопоставлять информацию, обобщать ссодержащиеся в тексте факты, делать выводы);

- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;

- оценивать тексты с т.з их соответствия функций и ситуации общения;

- определять тему, проблему текста, авторскую позицию;

- обосновывать свою позицию , подбирать аргументы, комментировать текст;

- создавать собственное высказывание на основе предложенного текста с соблюдением норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.)

Формы текущего контроля

  1. Оценка аналитической работы учащихся над заданным текстом.
  2. Оценка результатов информационной переработки текстов.
  3. Оценка рецензии.
  4. Оценка подготовленного доклада.

 Формы итогового контроля

  1. Зачет
  2. Сочинение-рассуждение

Литература

Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 2000

Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 2000

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М., 2000

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика: Книга для учителя. – М., 2002

Кудрявцева Т.С. Учимся работать с текстом: Элективный курс. – М., 2009

Кудрявцева Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи». – М., 2002.

Солганик  Г.Я. От слова к тексту: «Книга для учащихся старших классов. – М., 2000                        

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата по плану

Дата фактически

Раздел  1. Понятие текста

1,2.

 

Текст и его свойства.

3.

Виды текстов.

4.

Текст ситуация общения.

5,6.

Создатель и читатель текста.

7.

Речевые маски автора.

8.

Повествователь, его знания и мировосприятие.

9.

Оценка в тексте.

10.

Повествование от первого, второго и третьего лица.

11.

«Чужая речь» в тексте.

Раздел 2. Смысл текста

12.

Тема текста и средства ее выражения.

13.

Средоточия смысла в тексте.

14.

Явная и скрытая информация в тексте.

15.

Диалог текстов.

Раздел 3. Текст как единое целое

16.

Связность текста.

17,18.

Лексические средства связи.

19.

Грамматические средства связи.

20.

«Данное» и «новое» в тексте.

21,22.

Виды связи предложений в тексте.

23,24.

Единицы текста.

25,26,27.

Описание.

28, 29.

Повествование.

30,31.

Рассуждение.

Раздел 4. Словесные образы в тексте

32.

Изобразительность и выразительность речи.

33.

Эпитет.

34.

Сравнение.

35.

Итоговое повторение.

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Обоснование проведения изменений

Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...