Эффективность и трудности интегрирования информационно - коммуникационных технологий на уроках мордовского языка.
статья

Пиянзина Елена Васильевна

Доклад об эффективности и трудностях интегрирования ИКТ на уроках мордовского (мокшанского, эрзянского) языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piyanzina_ev_doklad_.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

        Е.В. Пиянзина

Эффективность и трудности интегрирования

информационно - коммуникационных  технологий

на уроках мордовского (эрзянского) языка.

Использование информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

На уроках родного (эрзянского) языка применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов,  внеклассной деятельности.

Использование ИКТ позволяет мне при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.

Часто использую программу MicrosoftPowerPoint. Образовательный потенциал технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения эрзянскому языку нашей школе. Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.

Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:

  • простота (управления);
  • умеренное эстетическое оформление слайда;
  • соответствующий стиль подачи материала;

Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, степень обученности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Применение мультимедийных презентаций на уроке, созданных при помощи этой программы, позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

С PowerPoint я создаю презентации для введения лексического, грамматического, культуроведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания, а также для актуализации, первичного закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Также на своих уроках стараюсь максимально призывать учащихся включаться в творческий подход к обучению. По окончании работы  по определенной теме прошу ребят на компьютере приготовить творческую работу, используя программы “PowerPoint”, “Excel” или просто “Word”. Предлагаю учащимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся.

В нашей школе установлены несколько широкоформатных  интерактивных досок «СМАРТ». С помощью специальных маркеров на экран можно выводить любую информацию, выделять «важное» другим цветом, работать с любыми компьютерными программами. Кроме того, она имеет функции обычной доски, где «мелком» становится маркер. Им можно писать, потом стирать написанное ластиком.

Преимущества использования интерактивной доски на уроках эрзянского языка:

  • возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности;
  • каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса;
  • возможность быстрой переконфигурации материала;
  • повышение производительности процесса обучения за счет сокращения времени на индивидуальное взаимодействие с учеником;
  • возможность использования методик, ориентированных на развитие интеллекта, самостоятельное извлечение и предоставление знания, на продуцирование информации.

При использовании интерактивной доски на уроках эрзянского языка я использую следующие виды образовательной деятельности:

• работа с текстом и изображениями;

• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; (например, задания со скрытой информацией, задания на сопоставление, задания на группировку объектов, задания на создание модели объекта, задания на выбор варианта ответа, задания на создание последовательности);

• демонстрация и нанесение заметок поверх заданий;

• использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;

• демонстрация презентаций, созданных учащимися. 

Таким образом, интерактивная доска помогает мне обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках эрзянского языка.

Использование интерактивной доски помогает мне правильно и четко построить план работы, зафиксировать на доске наиболее важные аспекты, наглядно показать и выделить значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при введении урока с интерактивной доской.

Единственный недостаток использования интерактивной доски - необходимость временного ограничения работы с ней на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Возможность применения ИКТ средств в обучении эрзянскому языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно -деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

ИКТ могут быть эффективно использованы для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Видеоролики, песни и сайты помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы. Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно - мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету.

Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения эрзянскому языку? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении эрзянскому языку, но это эффективное средство против однообразия.

Эффективность использования ИКТ:

Общекультурное развитие учащихся

Совершенствование навыков владения компьютером

Совершенствование языкового уровня

Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)

Самоутверждение учащихся

Повышение мотивации в изучении эрзянского языка (уроки проходят “на одном дыхании”)

Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)

Эстетичность презентации учебных материалов

Совершенствование процесса проверки работ учащихся

Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение  в учебный  процесс ИКТ  вовсе  не  исключает   традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними  на  всех  этапах  обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование  компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к  самостоятельности.

Литература.

  1. Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2000. — № 4.
  2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10
  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2009
  4. Леонтьев А. А.-Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971
  5. Маслоу А. Г. «Мотивация и личность» С-П. Евразия 1999 с. 94-95
  6. Носенко Э.Л., Применение ИТ в образовании
  7. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
  9. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ.,  2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»

Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальн...

Разработки уроков мордовского языка

Разработки уроков мордовского языка...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...

Использование педагогических и информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения эффективности и качества знаний

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...