Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Арсланова Маргарита Вайселевна

Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальные или локальные компьютерные сети для различных хозяйственных, экономических, финансовых и прочих административных нужд. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее образования, развитие всех его составляющих тесно связанно с информационными технологиями.

На сегодняшний день в преподавании учебных дисциплин складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»

Учитель: Арсланова М.В.

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.

Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. 
При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. 
Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров.

 Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках английского языка 

Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д. 
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: 
¬ повышение мотивации к изучению языка; 
¬ развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях; 
¬ увеличение объема лингвистических знаний; 
¬ расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; 
¬ развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка. 

В практике обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Исследования учёных показывают, что в настоящий момент компьютер является приоритетным информационным средством, который позволяет осуществлять новые качественные изменения в системе образования, включая и обучение иностранным языкам.

Сегодня, учитывая большую и серьёзную увлеченность учащихся компьютерными технологиями, учитель может использовать эту возможность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей на уроках иностранного языка.

Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании — эффективный инструмент развития личности ученика, уровня образованности учащегося, эрудиции, прикладных умений и навыков и т. д.

Как показывает опыт, иностранный язык представляет благодатное поле формирования и развития личности ребёнка. При обучении иностранному языку (в частности, английскому) развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные способности и креативность.

С использованием новейших разработок в области обучения иностранным языкам, основанным на использовании технологии мультимедиа, процесс обучения перешел на качественно новый уровень - теперь можно с уверенностью сказать, что даже в условиях искусственного общения, можно смоделировать ситуации реальной, естественной коммуникации.

Следует выделить несколько преимуществ использования компьютерных технологий в обучении английскому языку:

- создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка;

- методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории; возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения. Кроме того, как отмечено в Национальном докладе РФ “О политике в области образования и НИТ”, скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза;

- технические преимущества обучения английскому языку при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо; ·  повышение профессионального уровня преподавателей.

Современные компьютерные технологии на сегодняшний день используются во всех сферах деятельности человека. Подготовка специалиста в любой области знаний включает в себя как минимум обязательную пользовательскую подготовку, компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении английскому языку.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что разумный баланс традиций и инноваций позволит согласовать виртуальные возможности новых информационных технологий с реальными задачами формирования коммуникативной компетенции в сфере иностранных языков

Новые Информационные технологии в обучении иностранному языку.

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютеры наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности, учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т. е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем.

При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т. п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. 

Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

Однако, сказав о достоинствах компьютеров, необходимо отметить и некоторые недостатки. 

Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. В условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности, учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

Еще один фактор, который в реальной педагогической практике становится очень значимым. Количество машин не позволяет в полной мере использовать весь потенциал данного направления современной методики обучения иностранному языку.

В связи с этим учитель-практик вынужден каждый раз подходить к решению данного вопроса очень индивидуально, учитывая как приоритетные задачи, так и реальные возможности.

Таким образом, можно говорить о различных сторонах внедрения современных компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам: презентация нового материла, интерактивные упражнения для создания речевой ситуации, тестовый контроль с использованием компьютера и мультимедийного проектора.

Также нужно отметить, что компьютерная поддержка с применением презентаций неоценима при введении нового лексического материала. Посредством компьютера и проектора на экран выводятся новые слова, приводятся примеры употребления или визуальные образы, учащиеся должны догадаться о значении новых слов по примеру или изображению. Применение презентации также целесообразно при проведении тестовых заданий, так как возможности презентации позволяют осуществить взаимный контроль с наглядным представлением ответов на экране.

Подготовка компьютерных презентаций требует привлечения различных источников, это довольно трудоемкий процесс, требующий тщательной проработки материла. Вот почему выполнение презентаций учащимися, как один из видов домашней самостоятельной работы, способствует наилучшему усвоению новой информации, лексики. Таким образом, реализуется деятельностный подход в обучении.

Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации, кроме того, в значительной степени экономится время урока. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

Проводя анализ проведенных уроков с использованием ИКТ, становится понятным факт лучшей усвояемости материала учащимися, а также повышение мотивации в изучении английского языка. Нужно признать необходимость использования ИКТ для развития навыков аудирования, которые дают возможность учащимся в полной мере ощутить произношение английских звуков, а использование онлайн-игр непосредственно позволяет развивать слух к восприятию английской речи. Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных устройств.

Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: 
¬ мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения: 
¬ способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; 
¬ улучшают качество усвоения материала; 
¬ позволяют индивидуализировать процесс обучения; 
¬ дают возможность избежать субъективности оценки. 
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

Использование информационных технологий на уроках английского языка

Данный доклад совершит теоретический и практический материал по использованию информационных технологий на уроке английского языка....

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной работе.

а уроках английского языка с помощью компьютера можно решать ряд конкретных задач........

Эссе по теме «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся»

В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог...