Авторская сказка «Сказ о роднике «Цин»
план-конспект занятия (6 класс)
Авторская сказка, посвященная теме экологии и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
С. Цаллагова
Авторская сказка
«Сказ о роднике «Цин»
Сказ о роднике «Цин»
Сцена 1
Звучит музыка (свирель). На сцене декорации: горы, родник, вишня. Старик возится с саженцами за плетнём. К нему подходит внук со свирелью в руках. Он пытается играть на ней, но ничего не получается.
Внук: Дада, ничего у меня не получается: свирель меня не слушается: наверное, негодная…
Дед (оставляет саженец, гладит внука по голове): Эх, лæппу, тот кто умеет разводить огонь, тот и на снегу его разведёт. Не свирель виновата, а ты сам: надо чаще играть и старания больше прикладывать, гляди, и заиграешь. Ведь и кувшин наполняется каплями…
Внук: Трудно это, дада…
Дед: Согласен, но, если всадил топор в дерево, то отступать поздно…
Внук: Дада, а что ты делаешь?
Дед: Деревья ореховые сажаю.
Внук: Какие же это деревья, палочки какие-то…
Дед: Да, саженцы совсем молодые… Много лет пройдёт, пока подрастут. Вряд ли придётся отведать их плодов…
Внук: А зачем их тогда сажаешь, дада?
Дед: Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь я сажаю, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли отведать их плодов.
Внук: Дада, ты, наверное, устал. Посиди, отдохни немного… (садятся на ступени). А расскажи мне сказку: ты ведь столько их знаешь…
Дед: Сказку, говоришь… Я расскажу тебе про родник…
Внук: Про родник?
Дед: Да… Верно говорят в народе, что Родина начинается с родника… Слушай, лæппу!
-Безмолвны, величавы и чисты
Хребты Кавказа в синеве застыли,
Не сбросили с плеча, не позабыли
Былых времён бессмертные черты.
Где в заповедной сумрачной тиши,
За гранью человеческого тлена
Сама история бесстрастно и нетленно
Ход времени за годом год вершит.
Мой сказ из тех, из доблестных времён,
Где почитались честь и святость.
В горах Кавказа, чьей красотой пленён,
Родник был …
Внук: Родник, дада?
Дед: Да…Родник был - «Цин»,
Что означает: «радость».
Внук: Какой он был?
Дед: О-о…В прозрачно-серебристой глубине
Сверкало вечности движенье,
А в бликах- бурлящей жизни отраженье
И след истории на мшистых камушках, на дне.
Под сенью скал родник тот приютился,
Хрустальный звон звенел в нём и дробился.
Под музыку напевных струй лучистых,
Росла японская там вишня…
Внук: Откуда вишня там была, дада?
Дед: Какой-то путник из далёкой стороны
Привёз её и посадил здесь, у воды.
Так и сдружились вишня и родник,
И корень деревца в глубь сердца родника проник.
Внук: Источник тот волшебный был?
Дед: Да, чуть не позабыл…
Родник был непростой:
В лучистых струях людям
Нёс утешенье и покой.
Он кровников мирил,
Сварливых делал мягче,
Глупцам ума он добавлял,
У хмурых лица становились ярче.
Внук: Наверное, поляна с родником не пустовала?
Дед: Здесь собирались стар и млад…
Итак, начало…
Сцена 2
Звучит весёлая музыка. Девочки в национальных костюмах идут за водой с кувшинами, мальчики прибежали на поляну с альчиками (одеты в рубашки, подпоясаны национальными ремешками, в войлочных шляпах, ичигах. Девочки набирают воду, пересмеиваются, подглядывают за мальчиками)
М1: Смотрите, какой альчик я вчера выиграл (показывает большой альчик). Всем альчикам – альчик…(все разглядывают, ахают)
М2: Ну, ставьте свои альчики… Посмотрим, на чьей стороне будет сегодня удача (мальчики ставят альчики, 1 кидает, альчики разлетаются, мальчик пытается собрать все кости)
М3: Э-е, так нечестно, этот альчик мой!
М1: Нет, мой!
М2: Неправда! Альчик не твой!
М1: Ха! Упал с высоты, а говорит, что спрыгнул.
М3: Глупая голова, что сырая тыква.
М1: Что ты сказал?! (дерутся)
Дев1: Ой, дерутся…
Д 2: Не на шутку разошлись…
Д 3: Я знаю, что делать: надо их облить водой из родника (набирает в чашу воды и обливает мальчиков)
М 1: И что на меня нашло? Подумаешь, из-за какого-то альчика… Я хоть сейчас вам отдам половину своих альчиков (раздаёт их)
М3:Спасибо, друг! (восхищённо)Сколько альчиков!
М2:От радости ноги сами в пляс пускаются.
Горский танец
Дед: Родник тот гнев мальчишки усмирил,
Унёс с течением в беспамятную даль
И ссоры, и обиды, и печаль.
Не раз, не два спасал он от врагов
Людей простых, хлебнувших лиха,
И караванщиков, искавших здесь приют,-
Всех убаюкивал своею колыбельной тихо.
Внук: Дада, через родник ходили караваны?
Дед: Да, караваны из восточных стран…
Возили пряности, шелка,
Что делают стройнее стан.
Сцена 3
(Музыка. На сцене индийские купцы-караванщики).
Девушка: Отец, здесь отдохнём, у родника…
Какая звонкая, хрустальная вода!
Отец: Да, места лучше не сыскать…(располагаются)
Индийский танец
Крики: Разбойники, разбойники! Помогите! (разбойники нападают на купцов, схватка)
Отец девушки падает раненый. Девушку пытаются схватить разбойники. В схватку вступает воин-защитник.
Воин: Прочь, недостойные! (обращает в бегство разбойников)
(Девушка склонилась к раненому отцу, плачет)
Воин: Вода из родника, - вот исцеленье! (даёт ему напиться, тот поднимается, дочь обнимает своего отца. Музыка)
Купец: Благославляю сей родник,
Людей, живущих тут,
Тебя, о храбрый воин, ставший другом!
Но ждёт дорога нас… Пора нам – в путь!(прощание)
Дед: Так было…
Жизнь текла размеренно, спокойно,
Как вдруг в весенний предрассветный час
Хрустальный звон ручья угас.
Внук: Но что случилось, дед, с ручьём?
Дед: Народ не стал заботиться о нём:
Не стали люди камни расчищать,
Забыли мудрость всех времён,
Что за добро плати добром.
Не стало веселья: весь мир потускнел,
Как будто он траур по другу надел,
И вишня, подруга, зачахла совсем
Аул весь в печали: безмолвен и нем.
Внук: Дада, мне жалко родник…
Дада: Да ты погоди, горевать не спеши:
Глашатай промчался на белом коне,
Народ созывал он на «зиу».
Внук: А «зиу»- это праздник?
Дед: Так предки твои все вместе трудились…
Внук: Все хором?
Дед: Да, хором! И рухнет скала под общим напором.
Сцена 4
(Участники выходят и чистят родник: передают камни друг другу)
Дед: Обласкан тысячами рук,
Из каменного плена вызволен родник.
И путник, на колени встав,
К струе студёной с жадностью приник.
Внук: И сакура вновь зацвела, дада?
Дед: Да, зацвела… Такие вот, лæппу, дела…
Финал
(Музыка. Все становятся рядом)
Дед: А люди стали дорожить водой,
Что даровала им покой.
Усвоили жестокий тот урок,
И поняли, что «Цин» - пророк:
1: Тот мир, что красоту не замечает,
2: Теряет настоящее всечасно,
3: Не думая, как гибельно, опасно
4: Жить днём одним: не помня, не храня.
5: Венец природы, Человек!
6: Что в будущем судьба тебе готовит?
7: Дилемма не нова: быть или не быть?
Все: Быть! Храни природу, Человек!
Дед: Да будет так из века в век!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-8662-1579450471.jpg)
Буклет по итогам экологической акции "Живи, родник"
Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности. По итогам акции создан бу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-8662-1579450471.jpg)
Проект экологическая акция "Живи, родник"
Экологическая акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-8662-1579450471.jpg)
Презентация экологическая акции "Живи родник"
Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33891.jpg)
Родники и святые источники Пензенской области.
Данная статья рассказывает о памятниках истории и природы Пензенского края - родниках и святых источниках....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/25/picture-62301.jpg)
"Живой родник моей истории"
Актуальность проекта.История нашей школы ведёт своё начало с 1951 года! Вначале она располагалась в одном здании. Со временем прибавился второй корпус. Постепенно возникла необходимость в дальнейшем р...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/10/picture-65817.jpg)
"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина. В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...
Родники вы мои, родники...
Статья о работах по очистке и благоустройству одного из многочисленных родников Удмуртии. Она интересна тем, что в ней описываются примеры удачного...