Авторская сказка «Сказ о роднике «Цин»
план-конспект занятия (6 класс)

Авторская сказка, посвященная теме экологии и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skaz_o_rodnike.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                     

              С. Цаллагова

                  Авторская сказка

         «Сказ о роднике «Цин»

                             


          Сказ о роднике «Цин»

                                           Сцена 1

Звучит музыка (свирель). На сцене декорации: горы, родник, вишня. Старик возится с саженцами за плетнём. К нему подходит внук со свирелью в руках. Он пытается играть на ней, но ничего не получается.

Внук: Дада, ничего у меня не получается: свирель меня не слушается: наверное, негодная…

Дед (оставляет саженец, гладит внука по голове): Эх, лæппу, тот кто умеет разводить огонь, тот и на снегу его разведёт. Не свирель виновата, а ты сам: надо чаще играть и старания больше прикладывать, гляди, и заиграешь. Ведь и кувшин наполняется каплями…

Внук: Трудно это, дада…

Дед: Согласен, но, если всадил топор в дерево, то отступать поздно…

Внук: Дада, а что ты делаешь?

Дед: Деревья ореховые сажаю.

Внук: Какие же это деревья, палочки какие-то…

Дед: Да, саженцы совсем молодые… Много лет пройдёт, пока подрастут. Вряд ли придётся отведать их плодов…

Внук: А зачем их тогда сажаешь, дада?

Дед: Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь я сажаю, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли отведать их плодов.

Внук: Дада, ты, наверное, устал. Посиди, отдохни немного… (садятся на ступени). А расскажи мне сказку: ты ведь столько их знаешь…

Дед: Сказку, говоришь… Я расскажу тебе про родник…

Внук: Про родник?

Дед: Да… Верно говорят в народе, что Родина начинается с родника… Слушай, лæппу!

-Безмолвны, величавы и чисты

Хребты Кавказа в синеве застыли,

Не сбросили с плеча, не позабыли

Былых времён бессмертные черты.

Где в заповедной сумрачной тиши,

За гранью человеческого тлена

Сама история бесстрастно и нетленно

Ход времени за годом год вершит.

Мой сказ из тех, из доблестных времён,

Где почитались честь и святость.

В горах Кавказа, чьей красотой пленён,

Родник был …

Внук: Родник, дада?

Дед: Да…Родник был  - «Цин»,

Что означает: «радость».

Внук: Какой он был?

Дед: О-о…В прозрачно-серебристой глубине

Сверкало вечности движенье,

А в бликах- бурлящей жизни отраженье

И след истории на мшистых камушках, на дне.

Под сенью скал родник тот приютился,

Хрустальный звон звенел в нём и дробился.

Под музыку напевных струй лучистых,

Росла японская там вишня…

Внук: Откуда вишня там была, дада?

Дед: Какой-то путник из далёкой стороны

Привёз её и посадил здесь, у воды.

Так и сдружились вишня и родник,

И корень деревца в глубь сердца родника проник.

Внук: Источник тот волшебный был?

Дед: Да, чуть не позабыл…

Родник был непростой:

В лучистых струях людям

Нёс  утешенье и покой.

Он кровников мирил,

Сварливых делал мягче,

Глупцам ума он добавлял,

У хмурых лица становились ярче.

Внук: Наверное, поляна с родником не пустовала?

Дед: Здесь собирались стар и млад…

Итак, начало…

                                                 Сцена 2

Звучит  весёлая музыка. Девочки в национальных костюмах идут за водой с кувшинами, мальчики прибежали на поляну с альчиками (одеты в рубашки, подпоясаны национальными ремешками, в войлочных шляпах, ичигах. Девочки набирают воду, пересмеиваются, подглядывают за мальчиками)

М1: Смотрите, какой альчик я вчера выиграл (показывает большой альчик). Всем альчикам – альчик…(все разглядывают, ахают)

М2: Ну, ставьте свои альчики… Посмотрим, на чьей стороне будет сегодня удача (мальчики ставят альчики, 1 кидает, альчики разлетаются, мальчик пытается собрать все кости)

М3: Э-е, так нечестно, этот альчик мой!

М1: Нет, мой!

М2: Неправда! Альчик не твой!

М1: Ха! Упал с высоты, а говорит, что спрыгнул.

М3: Глупая голова, что сырая тыква.

М1: Что ты сказал?! (дерутся)

Дев1: Ой, дерутся…

Д 2: Не на шутку разошлись…

Д 3: Я знаю, что делать: надо их облить водой из родника (набирает в чашу воды и обливает мальчиков)

М 1: И что на меня нашло? Подумаешь, из-за какого-то альчика… Я хоть сейчас вам отдам половину своих альчиков (раздаёт их)

М3:Спасибо, друг! (восхищённо)Сколько альчиков!

М2:От радости ноги сами в пляс пускаются.    

Горский танец

Дед: Родник тот гнев мальчишки усмирил,

Унёс с течением в беспамятную даль

И ссоры, и обиды, и печаль.

Не раз, не два спасал он от врагов

Людей простых, хлебнувших лиха,

И караванщиков, искавших здесь приют,-

Всех убаюкивал своею колыбельной тихо.

Внук: Дада, через родник ходили  караваны?

Дед: Да, караваны из восточных стран…

Возили пряности, шелка,

Что делают стройнее стан.

                                    Сцена 3

(Музыка. На сцене индийские купцы-караванщики).

Девушка: Отец, здесь отдохнём, у родника…

Какая звонкая, хрустальная вода!

Отец: Да, места лучше не сыскать…(располагаются) 

Индийский танец

Крики: Разбойники, разбойники! Помогите! (разбойники нападают на купцов, схватка)

Отец девушки падает раненый. Девушку пытаются схватить разбойники. В схватку вступает воин-защитник.

Воин: Прочь, недостойные! (обращает в бегство разбойников)

(Девушка склонилась к  раненому отцу, плачет)

Воин: Вода из родника, - вот исцеленье! (даёт ему напиться, тот поднимается, дочь обнимает своего отца. Музыка)

Купец: Благославляю сей родник,

Людей, живущих тут,

Тебя, о храбрый воин, ставший другом!

Но ждёт дорога нас… Пора нам – в путь!(прощание)

Дед: Так было…

Жизнь текла размеренно, спокойно,

Как вдруг в весенний  предрассветный час

Хрустальный звон ручья  угас.

Внук: Но что случилось, дед, с ручьём?

Дед: Народ не стал заботиться  о нём:

Не стали люди камни расчищать,

Забыли мудрость всех времён,

Что за добро плати добром.

Не стало веселья: весь мир потускнел,

Как будто он траур по другу надел,

И вишня, подруга, зачахла совсем

Аул весь в печали: безмолвен и нем.

Внук: Дада, мне жалко родник…

Дада: Да ты погоди, горевать не спеши:

Глашатай промчался на белом коне,

Народ созывал он на «зиу».

Внук: А «зиу»- это праздник?

Дед: Так предки твои все вместе трудились…

Внук: Все хором?

Дед: Да, хором! И рухнет скала под общим напором.

                                         Сцена 4

(Участники выходят и чистят родник: передают камни друг другу)

Дед: Обласкан тысячами рук,

Из каменного плена вызволен родник.

И путник, на колени встав,

К струе студёной с жадностью приник.

Внук: И сакура вновь зацвела, дада?

Дед: Да, зацвела… Такие вот, лæппу, дела…

                         Финал

(Музыка. Все становятся рядом)

Дед: А люди стали дорожить водой,

Что даровала им покой.

Усвоили жестокий тот урок,

И поняли, что «Цин» - пророк:  

1: Тот мир, что красоту не замечает,

2: Теряет настоящее всечасно,

3: Не думая, как гибельно, опасно

4: Жить днём одним: не помня, не храня.

5: Венец природы, Человек!

6: Что в будущем судьба тебе готовит?

7: Дилемма не нова: быть или не быть?

Все: Быть! Храни природу, Человек!

Дед: Да будет так из века в век!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по итогам экологической акции "Живи, родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности. По итогам акции создан бу...

Проект экологическая акция "Живи, родник"

Экологическая акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Презентация экологическая акции "Живи родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Родники и святые источники Пензенской области.

Данная статья рассказывает о памятниках истории и природы Пензенского края - родниках и святых  источниках....

"Живой родник моей истории"

Актуальность проекта.История нашей школы ведёт своё начало с 1951 года! Вначале она располагалась в одном здании. Со временем прибавился второй корпус. Постепенно возникла необходимость в дальнейшем р...

"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"

Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...

Родники вы мои, родники...

Статья о работах по очистке и благоустройству одного из многочисленных родников Удмуртии. Она  интересна  тем, что в ней описываются    примеры   удачного...