Статья " РОЛЬ И МЕСТО ТРАДИЦИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ КАЛМЫКОВ"
статья

Комиюкова Гилян Доржаевна

Калмыки возвели женщину - мать на высокий пьедестал - наравне с богиней, святыней. Преклонение перед ней привело к ее возвеличению, породило ее культ в положительном смысле слова, ставший безоговорочным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ И МЕСТО ТРАДИЦИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ КАЛМЫКОВ

Калмыки возвели женщину - мать на высокий пьедестал - наравне с богиней, святыней. Преклонение перед ней привело к ее возвеличению, породило ее культ в положительном смысле слова, ставший безоговорочным.

  • этнографических материалах, собранных в начале 19 века нашим видным ученым и общественным деятелем Н. Очировым у астраханских калмыков, есть образец песни матери. Она названа гимном матери: « Экин частр ордг дун». Она представляет собой яркий образец величания женщины, признаний ей в любви. Признания эти выражаются в понимании роли матери в воспитании ребенка, в становлении его личности, в стремлении детей быть полезными и благодарными той, что даровала им жизнь.

  • афоризмах всех народов выражено чувство беспредельной любви к детям. «Без ребенка в семье нет счастья», «Ребенок дорог как сердце», «Приверженцы многодетной семье благодарят судьбу», «Счастливому бог дает четырех сыновей, если один окажется трусом, другие будут героями». Ратуя за многодетную семью, народ убежден: «От рождения

ребенка и от дождя еще никто не разорился». И, наоборот, народ не одобрял бездетную семью: «Женщина с мужем, но без детей подобна цветку, одиноко красующемуся на горе».

После женитьбы и создания семьи долг молодых перед народом заключается в том, чтобы вырастить потомство, о чем гласит народное изречение: «Женись и радуйся с детьми», «Жизнь без детей- все равно, что дом пустой!», «Жить будет вечно тот, у кого есть сын». Сведения об обрядах, связанных с рождением ребенка, о положении женщины – калмычки в 19 веке мы находим в трудах русских ученых, прежде всего И.А. Житецкого. Он оставил нам подробное описание жизни и быта астраханских калмыков, собрав богатый этнографический материал, изучив множество архивных документов. Ученый – этнограф, по собственным словам, побывал во всех улусах калмыцкой степи, а некоторых по два три раза. Он, в частности писал: «Рождение детей составляет после брака самое дающееся событие жизни семьи и сопровождается рядом обрядностей и поверий». (И.А. Житецкий. Очерки быта астраханских калмыков – М. 1893. с. 26.).

Этот комплекс взаимосвязанных ритуалов, обрядов, словесных формул, поэтических форм носит название « Мелялген». В ней воплощены основные моменты появления младенца в семье и его становление.

Роды принимались пожилыми умудренными жизненным опытом женщинами, которые впоследствии считались второй матерью «эк болсн кун», «киисин ээж». Пуповину обрезали специально приготовленным ножом. Заметим, что потом он хранился в качестве семейной реликвии.

После благополучных родов, если состояние матери позволяло, по традиции надлежало принять ребенка и кормить его грудью, первые часы после появления на свет, даже если он еще слаб. Здесь важно, чтобы малыша вскормить молозивом матери, которое (как говорят врачи) богато необходимыми для него всевозможными белками, формирующими иммунно-биологическую систему. Эти вещества содержатся только в составе молозива матери. Ребенок, который впитал его в первые часы после рождения, будет здоровым и крепким. Вообще, калмычки кормили грудью детей до 3-4 лет, а то и позже.

Немалая роль в послеродовых церемониях отводилась астрологу - «зурхачи». Он совершал омовение новорожденного святой водой, знак прощения ему грехов прежних перерождений. Обряд проводился в назначенный день. Ребенка вместе с лоскутками, в которых он был завернут после рождения, опускали в корыто с теплой водой. В воду предварительно добавляли немного соли, молока, арьяна, ягод можжевельника, «сангид иден». Малыша купала мать при содействии других женщин (Житецкий И.А. 1893 г. с. 26.)

После процедуры омовения на шею ребенка одевали « бу» - амулет, служивший оберегом от всех несчастий. Цвет материи , из которого должен быть сшит «бу» (изображение какого- нибудь «шутяна») должен быть вложен « у» - «оберег» указывал зурхачи. На другой день «бу» снимали с ребенка и привязывали к колыбельке «олгэ».

Если родился сын, то одна их присутствующих женщин отыскивала отца, снимала с него шапку и уносила в кибитку, чем ему давала знать, что родился сын. Шапку нужно было выкупать. Для этого отец готовил угощение для присутствующих при родах женщин: варил чай, доставал арьки, борцоки и т.п. и после угощения получал шапку назад. Снимают также шапки с мужчин родственников мужа.

  • случае рождения девочки, повитухи бесшумно удалялись из дома, плотно закрыв за собой двери. О рождении девочки широко не оповещали. Более того, о ее появлении старались умолчать. В этой связи часто случалось, что о новом члене семьи узнавали лишь тогда, когда девочка начинала появляться на улице вместе с детворой.

Символичным было и то, что при появлении на свет девочки, приподнимали полы кибитки с тем, чтобы она не осталась навсегда в родительском доме, то есть не засиделась в «девках». При рождении мальчика полы кибитки наоборот плотно прикрывались с тем, чтобы жизнь мальчика и его дальнейшая судьба были связан с родительским очагом, с родовыми традициями. Преимущество сына заключалось не только в том, что он являлся продолжителем рода и хранителем родовых устоев, но и в том, что он обеспечивал спокойную старость родителям и провожал их в последний путь. Поскольку девочка считалась временным человеком в семье, поэтому, характеризуя ее, часто говорили: « эцкэн эрклулшго куукн урн» « дочь,-это ребенок, который не будет нежить, жалеть отца».

Вещи для новорожденного из-за суеверного страха готовились только после его появления на свет.

  • момент, когда ребенку дается имя, празднуется сам день рождения. Приглашаются гелюнги, родственники, знакомые, совершаются моления, жертвоприношение, проводятся игрища. Если гости не съезжались, пир «мелэлгнэ хурн» мог откладываться, но все кушанья

  • угощения приготовлялись непременно в назначенный день. церемония наречения именем совершалась соблюдением всех ритуальных условностей, « номар нер оглгн». Однако даже в самых упрощенных формах предпочтение отдавалось людям преклонного возраста. Если, конечно не приглашались зурхачи. Приглашенный забирал младенца из рук матери в момент кормления «длнгэснь салгад» и устроив его поудобнее на правом колене, наклонялся к правому уху ребенка, затем трижды негромко произносил имя. Спустя некоторое время за угощением публично называлось имя ребенка. Все присутствовавшие благославляли имя, произносили благопожелания и поздравления, т.е. справляли обряд «мелялген».

Если с ребенком случались какие-то несчастия, это часто связывали с неудачным выбором имени. В этой связи, возможно, калмыки – протолюдины старались не использовать имена, связанные с религиозной терминологией « кунд нерн». Предпочтение отдавалось именам, характеризующим положительные явления, примечательны качества человека, свойства предметов: Бат (твердый), Кишгт (счастливый), Цецн (мудрый), Зоргтэ (смелый), Сээхлэ ( красивая), и т.д.

Как только ребенок окреп «боожх», совершался обход родственников: « герт оруллхн». Цель визитов состоит в том, чтобы ввести новорожденного в родовой клан в качестве нового члена. По случаю посвящения в род малышу преподносили подарки, в честь его произносили благопожелания, одаривали «мал заах». Если же он получал обновы в возрасте от 3 и более лет, то обход родственников с целью принятия поздравлений, благопожеланий « мелялген» совершался им самостоятельно.

Когда ребенку исполнялось пять лет ему срезали первородные волосы («унхн усн»), завязывали их в платочек и зашивали в подушку. У мальчиков пучки волос оставляли на темени, затылке, висках и спереди надо лбом, а у девочек волосы подрезали в кружок вокруг головы… . В прошлом стрижка первородных волос завершалась большим праздником с обильными угощениями, богатыми подарками.

Когда мальчику исполнялось 15 лет, а девочке 12-13 лет, совершался обряд «отсечения волос», срезание волос по традиции поручают дяде по материнской линии «нагцх». С этого времени девочка считалась девицей («гижгтэ куукн»), а мальчик юношей

(«залу»).

С этой поры у родителей появлялись новые заботы – приглядывать невесту для сына, готовиться к его женитьбе.

Детей приучали к правилам традиционного этикета: запрещали жестикулировать при разговоре, шаркать ногами, беспричинно смеяться. На это счет существует пословица: «Уульснас сур, инэсиг сурх» («Плачущего спроси, смеющегося поучи»). Предосудительно относились к также к позам, считавшимся неприличными, более того греховными: «му йорта», нурган уурх» (держать руки за спиной) и т.д.

У калмыков не было брошенных детей, сирот при живых родителях. Родственники никогда не оставляли детей без попечения взрослых. По отношению к детям соблюдались следующие правила: на ребенка нельзя кричать, бить его; ребенок должен содержаться в чистоте, одежда должна быть целесообразной; его окружали многочисленными оберегами, амулетами. Как правило, чем было больше детей в семье, тем лучше они были воспитаны, трудолюбивы, внимательны, заботливы, ответственны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс "Мировая художественная культура".

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных ...

Статья. Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта....

Статья. Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта. Это совместное творчество двух составляющих теории и практики. Многие поколения учеников прошли через трад...

«Роль и место спорта в патриотическом воспитании детей» (опыт работы)− 2015 год

Выступление на районном педагогическом совете «Роль и место спорта в патриотическом воспитании детей». 27.08.2015.Учитель физической культуры МОУ «Выскатская ООШ» Бородынкина Е.А., первая кв.категория...

Духовно – нравственные основы семь и народные традиции в семейном воспитании.

духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой ...

Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании"

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честно...

Статья "Роль и место второго иностранного языка в общеобразовательной средней школе".

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющ...