Статья "Роль и место второго иностранного языка в общеобразовательной средней школе".
статья по английскому языку

Мнацаканян Тамара Шмигиновна
Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной терминологией. Эти специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, вполне может быть заложена ещё в общеобразовательной школе. Именно поэтому в 2018 году Министерством образования РФ принято решение, что в перечне обязательных для изучения дисциплин наряду с русским, родным и иностранным языками, включено также и обязательное изучение второго иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-mnatsakanyan_tm.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

     

        

Роль и место второго иностранного языка в  общеобразовательной  средней  школе

                                                                 Учитель английского языка ГБОУ СОШ №16  г. Санкт-Петербург: Мнацаканян Т.Ш.

г. Санкт-Петербург

2021г

Роль второго иностранного языка при получении общего среднего образования в школе

        Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной терминологией. Эти специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, вполне может быть заложена ещё в общеобразовательной школе. Именно поэтому в 2018 году Министерством образования РФ принято решение, что в перечне обязательных для изучения дисциплин наряду с русским, родным и иностранным языками, включено также и обязательное изучение второго иностранного языка.

        «В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214»

Согласно опубликованному на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ изучению второго иностранного языка отводится 2 часа в неделю. К сожалению, эти часы не всегда входят в сетку основных часов, а могут вестись как внеурочные занятия. Очевидно, что это противоречит общей концепции Министерства образования и впрямую нарушает права учащихся. Следует отметить, что в 2016 г. было опубликовано письмо, разрешающее учитывать запросы родителей для введения в программу второго иностранного языка. Однако, письмо от 17 мая 2018 г. № 08–1214, отменяет действие предыдущего, учитывающего согласие родителей, которые не всегда понимают важность принятого решения при отказе. 

Родители  учащихся не всегда осознают значение изучаемого второго языка в развитии и образовании своего ребёнка. Нередко им кажется это неоправданной дополнительной нагрузкой. И сами учащиеся не всегда имеют достаточную мотивацию. Часто такой взгляд обусловлен тем, что в Петербурге большое количество детей занимаются в системе дополнительного образования: это музыкальные и художественные школы, танцевальные студии, дома технического и детского творчества, различные кружки и индивидуальные занятия. Однако, хочется привести слова нашего современника известного английского художника-керамиста, автора книги «Заяц с янтарными глазами» Эдмунда де Вааля: «Если вы знаете языки, вы везде будете как дома», вполне соответствующих словам чешской пословицы: «С каждым новым языком вы проживаете новую жизнь. Если вы знаете только один язык, вы живете всего один раз».

Безусловно, изучение второго иностранного языка всегда должно строится на основе первого. Должны учитываться знания, умения и навыки, приобретенные учащимися при освоении первого иностранного языка, т.к. это значительно облегчит процесс дальнейшего обучения. Кроме того, учителя вторых языков, должны изыскать методы и приемы, чтобы заинтересовать учащихся, сделать уроки более интересными, а обучение более доступным. В этом нам поможет, в первую очередь, игра как важнейшая и неотъемлемая часть обучения. Действительно, дидактическая игра может стать одним из самых эффективных средств решения задач процесса обучения, особенно это касается иностранного языка. Ведь всё, что изучается с интересом, запоминается быстро, а всё, что изучается в развивающей игре, запоминается навсегда. Включая игровой момент в урок можно создать творческую, радостную и непринуждённую атмосферу, установить отношения партнёрства и сотрудничества между учениками и учителем, разрушить границы между учащимися.

Ни один иностранный язык невозможно изучить без запоминания новых слов. И здесь также помогает игровой момент, особый приём. Он способен включить учеников в новую тему, в элемент соревнования и т.п. Результатом может стать «общая, богатая впечатлениями работа учащихся на уроке».

Важно отметить, что игровой момент урока не должен превышать 12-15 минут, т.к. выполнение однообразных действий утомляет учащихся. Именно поэтому ФГОС рекомендует использовать на уроке несколько видов речевой деятельности.

Игры актуальны не только на начальном этапе обучения, но и при обучении старшего звена. Здесь высокая эффективность обучения может быть достигнута при использовании, так называемых, ассоциограмм (в нашем случае словесного изображения слова), создаваемых учащимися на заданную тему.

Ассоциограммы, составленные самими учащимися, дают прекрасную возможность систематизации лексики». Существует два способа применения данного метода: прямой и обратный, в одном случае учащиеся составляют ассоциативный ряд из имеющегося текста, а обратный – сами составляют текст на основе выстроенного ими ряда. Причем, нам кажется, что использовать на уроках со старшеклассниками целесообразнее использовать обратный метод. Старшеклассники также с удовольствием участвуют в дискуссиях, составляют кроссворды и решают их.  

Ещё одним эффективным методическим приёмом на уроках иностранного языка является разучивание песен на языке исполнителя – носителя языка. Практика показывает, что это прививает детям интерес к изучению предмета, к стране, ее культуре. Более того, песня меняет атмосферу урока, вызывает эмоциональный отклик, вносит элемент праздника, который очень необходим детям.

        Несомненно, огромную роль при изучении иностранного языка играют ИКТ: это и всевозможные презентации, международные телекоммуникационные проекты с носителями языка, отработка грамматических и лексических навыков, использование всевозможных сайтов, просмотр иностранных фильмов и передач. Всё это фрагментарно может быть включено в структуру урока. Важно только, чтобы технические возможности кабинета позволяли реализовать эти учебные цели.

        Отметим, что «второй иностранный» не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Таким образом, предметные результаты второго иностранного языка при окончании обучения в средней общеобразовательной школе смогут соответствовать требованиям ФГОС:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  • расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

Литература и источники

  1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 128 с. – (Серия «Уроки для педагогов»).
  2. Звягин А.С. Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно
  3. Знащенко Е.А. Делимся опытом: «Метод ассоциограмм на уроках немецкого языка». https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/prochee/mietod-assotsioghramm-na-urokakh-niemietskogho-iazyka
  4. Минпросвещения России настаивает на обязательности изучения второго иностранного языка в 5-9 классах. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1213765

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Е.Ю.Грибова. Развитие навыков осознанного применения знаний первого иностранного языка для изучения второго иностранного языка.

Основная специфика обучению второму иностранному языку - это наличие не двух, а трёх языков: родной, первый и.я. и второй и.я., а также наличие у школьников опыта изучения первого и.я. и развитых спец...

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Урок по французскому языку по теме: Les saisons. Le temps. Времена года. Погода. (6 класс, второй иностранный язык, второй год обучения)

Тема: Времена года. Погода. Les saisons. Le temps.Цель: образовательная: активизировать и автоматизировать изученные лексические единицы, тренировать их употребление в речи, тренировать навыки аудиров...

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку  в 5 классе составлена  согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...

Конспект открытого урока по немецкому языку (второй иностранный) в 8 классе Тема: Unsere Feste УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» серии «Горизонты» М.М. Аве-рин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу

Цели урока: научить учащихся слушать и понимать, читать и понимать краткие монологические высказывания по теме «Наши праздники»....

Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранного языка (второго иностранного языка)

В этом материале представлены мнемотехнические приёмы, которые можно использовать на уроке иностраннного языка (немецкого) при изучении новых лексических единиц....

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...