Статья по педагогике
статья

Горбунова Яна Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Я.В., студентка СурГПУ

научный руководитель: Синебрюхова В.Л., кандидат пед. наук, доцент СурГПУ

г. Сургут

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Формирование ценностного отношения к культуре родного края у школьников также является одним из приоритетных направлений нынешней системы образования. Данное направление отражено во многих нормативных документах, которые регулируют образование в Российской Федерации.

В первую очередь, стоит обратить внимание на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором четко указано, что одной из важнейших задач является формирование культурно-исторических ценностей, воспитание гражданственности и толерантности [1].

Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО является обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России [2].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в свою очередь, говорит о сохранении уважения к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Также документ рассматривает ценности, которые должен принять обучающийся, и одна из них – культура своего народа и своего родного края [3].

Таким образом, формирование ценностного отношения к культуре родного края – важное и неотъемлемое направление в современном образовании. Оно создает почву для осознания обучающимися себя как непосредственного субъекта своей культуры, предоставляет широкие возможности для формирования у младших школьников знаний о своей малой родине, положительного эмоционального отношения к ней, потребности действовать на благо ей.

Отметим, что культура родного края включает в себя традиционные праздники, обычаи, а также разнообразные произведения искусства, предметы быта, одежду с определенным орнаментом [4].

Именно поэтому уроки изобразительного искусства являются наиболее подходящими для воспитания ценностного отношения обучающихся к культуре народного края. Помимо изучения теоретического материала, дети имеют возможность самостоятельно создавать различные атрибуты народа своего родного края, что позволит им наглядно воспринимать данные объекты.

Как отмечает Н.А. Кандаева, существует большое количество различных методов обучения на уроках по изобразительному искусству, однако самым эффективным можно назвать метод проектов. Именно с помощью проектов обучающийся имеет возможность не только изучить определенную тему, но и максимально раскрыть свой творческий потенциал. [5].

В первую очередь, в рамках нашего исследования, нами были проанализированы следующие понятия: «ценностное отношение», «культура родного края», «ценностное отношение к культуре родного края».

Советский и российский психолог Р.С. Немов под ценностными отношениями понимает то, что человек ценит в жизни, чему придает особый смысл [6].

Е.С. Волков рассматривает ценностные отношения как регулятор поведения личности, считая, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [7].

Согласно С.А. Рубинштейну, ценностные отношения формируются на основе потребностей, их реализация происходит в общесоциальных условиях деятельности, и они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности. [8].

Исходя из всех вышеперечисленных определений, можно сказать, что под ценностным отношением понимается внутренняя позиция человека, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.

Ценностное отношение воспитывается к различным сферам жизни человека, но очень важно обратить внимание именно на ценностное отношение к культуре родного края, поскольку Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждает, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Н.В. Власова в своем исследовании приводит два определения культуры родного края:

  • специфическая форма существования социума и человека, имеющая выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей;
  • вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования [9].

Таким образом, можно сказать, что важное значение в процессе воспитания и обучения личности играет формирование ценностного отношения именно к культуре родного края, поскольку в ней заложены духовные устои, нормы поведения. Под ценностным отношением к культуре родного края понимается внутренняя позиция личности, которая проявляется в принятии, сохранении и почтении истории, обычаев, порядков и правил своего народа.

В рамках нашего исследования, более подробно остановимся на компонентах ценностного отношения к культуре родного края

Л.Л. Лашкова и С.А. Якоб выделили следующие компоненты ценностного отношения к культуре родного края:

  • когнитивный: представления о родном крае, его климатических особенностях, символике, о растительном и животном мире края, представления об особенностях быта, национальном жилище, основных занятиях коренных народов родного края и т.д.;
  • эмоционально-ценностный: проявление эмоционального отклика и интереса к явлениям культуры народов родного края, потребность больше узнать, освоить образцы народного фольклора, понимание ценностей культуры, стремление активно и творчески использовать знания и умения в различных видах деятельности;
  • деятельностный: готовность ребёнка к разным видам творческой деятельности, отражающей компоненты культуры родного края, проявление инициативы и самостоятельности в приобретении новых знаний о культуре народов [10].

Нами было принято решение остановиться на подходе Л.Л. Лашковой и С.А. Якоб, который будет основой нашего исследования.

Проанализировав важнейшие для нашего исследования определения, ценностное отношение к культуре родного края понимается нами как внутренняя позиция личности, которая проявляется в принятии, сохранении и почтении истории, обычаев, порядков и правил своего народа.

 Одним из этапов в нашем исследовании являлся анализ авторских рабочих программ по изобразительному искусству в начальной школе. Нами были проанализированы программы Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой по следующим критериям:

  • цели и задачи, направленные на формирование ценностного отношения к родному краю;
  • средства, направленные на формирование ценностного отношения к культуре родного края;
  • виды учебный заданий;
  • методы и приемы работы, направленные на формирование ценностного отношения к культуре родного края.

Таким образом, рассматривая основные авторские программы обучения изобразительному искусству в начальной школе, можно сделать вывод, что практически каждый раздел предложенных программ предполагает использование педагогом краеведческого материала. Стоит отметить и тот факт, что каждая программа предполагает использование творческих проектов, что положительно влияет на формирование ценностного отношения к культуре родного края.

Исходя из этого, более подробно остановимся на определении понятия «творческий проект».

Л.В. Воронина и С.А. Пестов под творческим проектом понимают самостоятельную творческую работу, соответствующую потребностям и интересам обучающихся, обладающую субъективной или объективной новизной и имеющую практическую значимость [11].

С.И. Деревенцова определяет творческий проект как учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной [12]. 

Проанализировав различные подходы к определению творческих проектов, мы можем обратить внимание на то, что каждый автор выделяет следующую особенность творческих проектов: самостоятельность при выполнении творческого проекта. Нами творческий проект понимается как самостоятельная или коллективная творческая деятельность обучающихся, контролируемая учителем, предусматривающая создание готового изделия или получение общественного полезного результата, и содержащая субъективную или объективную новизну.

Определив понятие «творческий проект», считаем важным рассмотреть особенности организации творческих проектов на уроках по изобразительному искусству как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к культуре родного края.

Н.Ю. Пахомова выделяет особенности организации творческих проектов на уроках изобразительного искусства, которые заключаются в деятельности учителя. В первую очередь, учителем должна быть проанализирована рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» и определено место творческого проекта в системе курса изобразительного искусства. Также именно учитель мотивирует обучающихся на создание проекта путем метода проблемной ситуации [13].

Г.Б. Голуб утверждает, что при организации творческих проектов учитель должен выступать в роли помощника и консультанта для обучающихся. Также учитель должен замотивировать обучающихся на создание творческого проекта. [14].

В нашем понимании творческий проект – это самостоятельная или коллективная творческая деятельность обучающихся, контролируемая учителем и предусматривающая создание готового изделия или получение общественного полезного результата, и содержащая субъективную или объективную новизну. Именно творческие проекты являются наиболее эффективными для формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей младшего школьного возраста.

Для проверки теоретических аспектов, изложенных выше, была организована опытно-исследовательская работа по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей младшего школьного возраста.

Цель опытно-исследовательской работы – определить исходный уровень сформированности ценностного отношения к культуре родного края у детей младшего школьного возраста.

Проведенное теоретическое исследование позволило определить компоненты, критерии, уровни формирования ценностного отношения к культуре родного края.

Компонентами ценностного отношения к культуре родного края являются (Л.Л. Лашкова, С.А. Якоб):

  • когнитивный;
  • эмоционально-ценностный;
  • деятельностный [10].

Опираясь на исследование Л.Л. Лашковой и С.А. Якоб, нами была составлена характеристика уровней и критериев оценки формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей младшего школьного возраста. В соответствии с выделенными составляющими ценностного отношения к культуре родного края были подобраны диагностические методики, направленные на выявление уровня формирования каждого из них

Для проведения констатирующего этапа нами был подобран следующий диагностический инструментарий: диагностическое задание «Назови, что видишь», проблемная ситуация «Сувенир для друга на память о Югре», разработанные Л.Л. Лашковой и С.А. Якоб, адаптированный опрос «Мое отношение к малой родине», разработанный Т.А. Масловой.

Опираясь на результаты, полученные в ходе опытно-исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности ценностного отношения к культуре родного края у младших школьников, в большей степени находится на низком уровне, что обуславливает необходимость разработки методических рекомендаций по формированию ценностного отношения к культуре родного края с помощью применения метода творческих проектов на уроках изобразительного искусства.

Таким образом, нами был разработан конспект творческого проекта для урока изобразительного искусства, целью которого являлось формирование ценностного отношения к культуре родного края в процессе создания группового проекта «По следам Северных народов». Данный проект разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием УМК «Перспектива» и реализуется в рамках темы «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги».

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  – URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html  (дата обращения: 06.02.2021).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2011. – 15с.
  3. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – URL: https://mgou.ru/m3/kultura-i-sport/duhovnaya-zhizn-mgou/duhovno-prosvetitelskij-kulturnyj-tsentr-im-prosvetitelej-slavyanskih-kirilla-i-mefodiya/metodicheskij-kabinet/kontseptsiya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-grazhdanina-rossii (дата обращения: 06.02.2021).
  4. Агапова, Т.В. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей // Вестник КрасГАУ. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-sovokupnost-materialnyh-i-duhovnyh-tsennostey  (дата обращения: 06.02.2021).
  5. Кандаева, Н.А., Бачиева Э.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-priobscheniya-k-kulture-i-iskusstvu-rodnogo-kraya (дата обращения: 21.04.2021).
  6. Немов, Р.С. Психология.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 688 с.  
  7.  Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. - 168 с.
  8.  Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2017. – 424 с.
  9. Власова, Н.В. Проектирование дидактических материалов по изобразительному искусству с использованием содержания региональной культуры // Наука и школа. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-didakticheskih-materialov-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-s-ispolzovaniem-soderzhaniya-regionalnoy-kultury (дата обращения: 23.04.2021).
  10.  Лашкова, Л.Л., Якоб С.А. Экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-tsennostnogo-otnosheniya-k-kulture-hmao-yugry-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.04.2021).
  11. Воронина, Л.В, Пестов, С.А. Использование творческих проектов для формирования информационной компетентности педагогов технологического образования // Педагогическое образование в России. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tvorcheskih-proektov-dlya-formirovaniya-informatsionnoy-kompetentnosti-pedagogov-tehnologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.04.2021).
  12.  Деревенцова, С. И. Сущность понятия проектной деятельности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2021).
  13. Пахомова, Н.Ю Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  14. Голуб, Г.Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова, О.В. Метод проектов технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов  руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.м.н., проф. Е.Я. Когана.  Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...

Статья по педагогике:" Опросы в педагогических исследованиях"

Статья по педагогике на тему Опросы в педагогических исследованиях...

Статья по педагогике:"Ученик - родители - школа"

В статье рассматривается конфликт между семьёй и школой, в частности между родителем и учителем или  учеником и учителем, приводятся примеры из личного опыта....

Статьи по педагогике.

Здесь представленны статьи по направлению гендерная педагогика. Это одно из интереснейших направений по развитию междисципилинарныфх знаний в области биологии и педагогики. Я выкладываю и промежуточны...

Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                     ...

Статья "Шахматы – педагогика и психология"

В данной статье проанализирован опыт работы педагога-организатора Алварова Л.Р. по ведению шахматных занятий с точки зрения психологии....

статья по педагогике "Взаимосвязь родителей и классного руководителя как механизм развития личности"

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей?...