История Сибири. Наша область в XIII - XVI веках
презентация к уроку (9 класс)

Лобкова Ирина Юрьевна

ИСТОРИЯ СИБИРИ НАША ОБЛАСТЬ В XIII-XVI ВЕКАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sibiri_2.pptx187.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ СИБИРИ НАША ОБЛАСТЬ В XIII-XVI ВЕКАХ

Слайд 2

1. Монголо-татарское нашествие. Формирование сибирских татар. В начале XIII в. В степях Центральной Азии образовалось сильное Монгольское государство . Началась полоса монголо-татарских завоеваний, принесших неслыханные бедствия не только странам Азии и Европы, но и самому монгольскому народу. Вторжения монголо-татарских войск сопровождались чудовищными разрушениями и массовыми истреблениями местного населения, жесточайшим террором.

Слайд 3

В 1207 г. глава Монгольского государства — Чингис -хан — направил старшего сына Джучи на завоевание новых земель ЧИНГИС-ХАН ДЖУЧИ

Слайд 4

В результате похода Джучи монголо-татары покорили племена, жившие в бассейне Енисея, средней Оби и Иртыша [8] . Разрозненные, немногочисленные, ослабленные междоусобной борьбой племена, населявшие Новосибирское Приобье , не смогли оказать сколько-либо серьезного сопротивления полчищам завоевателей. ЯСАК - МОНГОЛЬСКАЯ ДАНЬ «НАЛОГ КРОВЬЮ» - ПОСТАВКА ВОИНОВ МОНГОЛО-ТАТАРАМ После образования Золотой Орды Западная Сибирь вошла в ее состав

Слайд 5

Археологические памятники Новосибирского Приобья , относящиеся к началу второго тысячелетия нашей эры, изучены слабо. Городища, которые встречаются на Оби и ее притоках, имели сложные оборонительные сооружения, которые нередко превосходили площадь ограждаемого поселения. Людям приходилось тратить много сил и времени, чтобы обезопасить себя от вражеских вторжений . В такой крайне неблагоприятной обстановке завершилось формирование новых племен, известных под общим собирательным именем «сибирские татары » «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ» – СОБИРАТЕЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАВШЕЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ В XIII-XVI ВЕКАХ

Слайд 6

На территории нашей области в Барабинской лесостепи жили барабинские татары, а в бассейне Оби, в районе современной Колывани — чатские , или чаты. Возможно, что чаты — потомки древнетюркского племени чиков , живших в VIII в. в бассейне Енисея и позднее вытесненных оттуда другими, более сильными племенами. Это подтверждается тем, что одна из речек, протекающих на территории нашей области, на берегах которой жили чаты, сохранила название Чик

Слайд 7

2. Хозяйство местного населения ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЧАТСКИХ ТАТАР ОХОТА РЫБНАЯ ЛОВЛЯ СОБИРАТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПОЛУКОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО И чатские , и барабинские татары умели обрабатывать шкуры, изготовляли украшения из меди, серебра и железа, знали прядение, ткачество, гончарное дело. Остатки татарской глинобитной печи для обжига посуды обнаружены археологами у с. Ордынское. Основа ее сделана из прутьев, которые сверху обмазывались толстым слоем глины

Слайд 8

3. Зарождение классов феодального общества Процесс распада первобытнообщинного строя у барабинских и чатских татар в основном завершился в XIII в. На смену родовым общинам пришли соседские общины — улусы. Они объединяли не только родственников, но и случайных пришельцев-чужаков. Скот и орудия труда находились в собственности отдельных семей. Промысловые угодья считались коллективной собственностью всех членов улуса, но фактически ими уже распоряжались « лучшие люди» — потомки родоплеменной знати . УЛУС – НАЗВАНИЕ СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЫ В СИБИРИ

Слайд 9

«Лучшие люди» — князьки всех рангов, мурзы, есаулы — занимали в общине господствующее положение. (Источник богатств – военные набеги) «Черные, или средние, люди» имели собственные орудия труда и самостоятельное хозяйство, часть доходов которого поступала «лучшим людям ». В общине уже появились бедняки — «бедные люди». Это были рядовые общинники, хозяйство которых расстроилось в результате стихийных бедствий или военных вторжений Наиболее угнетаемой и бесправной группой являлись «захребетники» — разорившиеся общинники и пришельцы-чужаки, не имевшие собственного хозяйства и промысловых угодий. Они были вынуждены жить у «лучших людей» и, по существу, превратились в их дворовых работников: пасли хозяйское стадо, собирали топливо, рыли колодцы и т. д

Слайд 10

У барабинских и чатских татар сохранилось много пережитков первобытнообщинного строя, умело используемых нарождавшейся феодальной знатью. Так, своих соплеменников они эксплуатировали под видом родовой взаимопомощи. Сохранялась коллективная ответственность за преступление, совершенное родичем. В семейном быту действовали нормы, унаследованные от прошлого. Допускалось многоженство. В случае смерти мужа жена, как и все имущество, переходила к брату умершего.

Слайд 11

Господствующей религией был шаманизм — доклассовая форма верований. Как и восточные славяне, татары не знали единого бога. Они почитали, различных духов — добрых и злых, верили в «священные» камни и деревья. Большим влиянием у татар пользовались шаманы, которых считали посредниками между миром духов и людьми.

Слайд 12

4. Сибирское ханство Феодальная раздробленность была неизбежным этапом в развитии стран Европы и Азии. Русь вступила в этот период с XII в., Золотая Орда — несколько позднее .

Слайд 13

Сибирское ханство первоначально занимало земли по среднему течению Иртыша и низовьям Тобола. Центром Сибирского ханства стал городок Кашлык , расположенный на правом берегу Иртыша у устья речки Сибирки . КАШЛЫК – СТОЛИЦА СИБИРСКОГО ХАНСТВА

Слайд 14

Любопытно происхождение самого термина «Сибирь». Известно, что в древности на среднем Иртыше жило племя угров — « сипиры », или « сыбыры ». Позднее часть его под напором тюркских племен ушла на север. Оставшиеся смешались с пришельцами-тюрками . До сих пор бытуют на Иртыше легенды о сыбырах . В одной из них говорится: «Однажды с севера надвинулись туманы, наползли тучи, пошли проливные дожди, земля пропиталась влагой, реки и озера вышли из берегов, а из земли стали расти «рога» (то есть край начал покрываться таежным лесом). Вместе с непогодой на благодатную страну сыбыров обрушились полчища мошки, комаров, мух, оводов — они буквально доводили маленький народ до исступления. Собрались племена сыбыров на большой совет и решили уйти со всем своим имуществом, со стадами коров и баранов на юг, чтобы найти для жизни те же самые условия, в которых они жили на своей родине. Однако часть сыбыров не захотела покинуть земли своих предков, древние поселения и могилы отцов. И вот племена раскололись на две части: первая из них ушла куда-то на юг, вторая осталась. Но долго прожить тут оставшиеся не могли. Зудящая нечисть, от которой не помогали дымы костров, вновь набросилась на людей. Не выдержали сыбыры . Собрались они все вместе и бросились в воды озер и рек, где и нашли свой трагический конец». По древнему обычаю, местные жители до сих пор не трогают тех мест, где прежде селились сыбыры — славные люди, так любившие свою родину, что предпочли смерть уходу в чужие благодатные земли.

Слайд 15

В XIII-XIV вв. территорию, которую ранее населяли сыбыры , стали называть Сыбыр (в русском произношении — Сибирь). Позднее этот термин перенесли на все земли — от Урала до Тихого океана. Первым правителем Сибирского ханства, по преданию, был Мамет , происходивший из местного знатного рода « Тайбýги »

Слайд 16

Со временем территория Сибирского ханства значительно увеличилась. К середине XVI в. в него были включены улусы барабинских татар. Дань (она по-прежнему называлась ясаком) во многом сохраняла черты военной добычи. Размеры ее не определялись. Иногда наезд ханских сборщиков разорял «черных людей» так же, как и вражеское нашествие. Зависимость от сибирского хана признали и чаты. Эта зависимость была крайне непрочной и держалась силой оружия. Местные князьки выпрашивали себе право сбора ясака с населения своих улусов. По свидетельству летописи, они собирали «соболи и лисицы и прочих зверей и рыб» и передавали ханским сборщикам или отправляли в Кашлык с провожатыми.

Слайд 17

Помимо уплаты ясака, чаты и барабинцы обязывались по ханскому призыву поставлять воинов. Военная повинность была для населения не менее обременительной, чем уплата дани, так как надолго отрывала мужчин от хозяйства и семей, к тому же она не освобождала от взноса ясака. В XVI в. среди сибирских татар начинает распространяться ислам . Новая религия, подобно христианству, прославляла единого бога и требовала безусловной покорности ему и земным владыкам. Поэтому знать была заинтересована в насаждении ислама среди рядовых общинников. Сибирское ханство представляло собой непрочное политическое объединение, состоявшее из отдельных улусов, экономически не связанных друг с другом. Верховным правителем считался хан . Владельцы отдельных улусов находились с ним в вассальных отношениях, но в подвластных землях сохраняли большую степень независимости. Они постоянно вели войны за расширение своей власти. Владельцы улусов строили укрепленные городки, где укрывались вместе с «черными людьми» во время усобиц. Остатки такого городка, в котором проживал барабинский князек, сохранились у с. Вознесенское Венгеровского района. Городок был укреплен тремя системами рвов и валов, причем главный вал имел 2,3 метра высоты, а ров перед ним — 3,6 метра глубины.

Слайд 18

Внутри Сибирского ханства шла постоянная борьба за верховную власть. Она особенно обострилась в середине XVI в., когда на ханский престол предъявил свои претензии один из потомков Чингис -хана — Кучум , сын узбекского правителя. Правивший в Кашлыке Едигер из рода « Тайбуги », чувствуя непрочность своего положения, обратился за поддержкой к русскому государю. В 1555 г. он направил в Москву послов, объявил себя вассалом русского царя и обязался вносить ему дань: по соболю и белке в год с каждого из «черных мужиков». Однако надежды Едигера на русскую помощь в борьбе с Кучумом не оправдались. (Объясните, почему Иван IV не прислал войск, какие события происходили в это время в России).

Слайд 19

В 1563 г. в Кашлыке произошел дворцовый переворот, в результате которого Едигер был убит, и власть захватил Кучум . Новый хан, хитрый и властный деспот, быстро сломил сопротивление местной татарской знати, обложил зависимое население более тяжелыми, чем прежде, поборами и начал упорную борьбу за расширение границ Сибирского ханства. В начале 70-х годов XVI в. Кучум прекратил уплату дани русскому государю, организовал военный поход в бассейн нижней Оби и подчинил себе старых данников русского царя — ханты и манси. После этого сибирский хан приступил к реализации плана захвата Приуралья . Начались вооруженные набеги на восточные окраины Российского государства. В связи с непрекращающимися внутренними усобицами и захватническими войнами положение «черных людей» Сибирского ханства значительно ухудшилось. Гнет и поборы со стороны местной знати сочетались с возросшими повинностями в пользу кашлыкского правителя. Разорение рядовых общинников, жестокие расправы сибирского хана, постоянные войны «лучших людей» вели к росту недовольства среди чатских и барабинских татар. Они ненавидели Кучума , в котором видели чужеземца-завоевателя, и мечтали об освобождении от его ига.

Слайд 20

ВЫВОДЫ В результате длительного перемещения и смешения различных племен в лесостепной зоне Западной Сибири сформировались тюркоязычные группы, получившие общее название «сибирские татары». Их экономическое и культурное развитие было надолго задержано монголо-татарским нашествием. Постепенное развитие хозяйства привело к зарождению у барабинских и чатских татар классов феодального общества. Однако становление классового общества происходило крайне медленно. По уровню развития барабинские и чатские татары значительно отставали от русского населения европейской России. Это было связано с гнетом монголо-татар и междоусобной борьбой знати. Войны и все увеличивавшиеся поборы тяжело отражались на положении рядового населения улусов, подрывали его хозяйство, обрекали на экономическую и культурную отсталость. После распада Золотой Орды барабинские и чатские татары попали в зависимость от феодальной знати Сибирского ханства.

Слайд 21

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ XV-XVI вв. НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (Из описания археолога Т. Н. Троицкой ) К тому времени, когда в Прииртышье складывается государство сибирских татар, относится значительное количество городищ и поселений на территории Новосибирской области. Это… городище чатских татар на месте современного детского парка им. Кирова в Новосибирске (еще недавно оно называлось Чертовым городищем); Бердское городище, ныне залитое водой (Обским морем. — Н. М.); поселение у с. Малышево Сузунского района, к сожалению, испорченное весьма основательно самовольными раскопками местных жителей; укрепленный пункт на острове Чиняиха … и целый ряд других поселений. Особенно интересно огромное городище Тон-тур у села Вознесенское Венгеровского района (сейчас оно называется Кузнецовой горой). Это крупный центр, ставка наместника cибирского хана в землях барабинских татар. Известно и имя одного из этих наместников — Буян- бий . Мощные рвы и валы в трех местах перерезают городище. Широкая дорога поднимается на самый верх укрепления. Здесь располагались дома, слегка углубленные в землю, сюда стекалась дань, собираемая с барабинских татар. Сейчас это городище внесено в списки памятников всесоюзного значения. Появление государства не привело к прекращению междоусобных войн среди сибирских татар и соседних народов. В Сибирском ханстве постоянно происходила борьба за власть между отдельными феодальными группировками. …Взаимная вражда феодалов, разорение простых улусников , жестокие расправы хана — вот что господствовало на территории Сибири.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...

Видеофильм "Путешествие на Ладожское озеро в Коневецкий монастырь под византийскую музыку XIII-XIV века".

В честь Дня учителя в этом году профсоюз и администрация лицея №344 Санкт-Петербурга организовала поездку в Рождество-Богородичный монастырь на острове Коневец. Путешествие оставило незабываемое впеча...

Контрольная работа по истории Отечества 10 класс по теме: "Русь в XIII-XV веках".

Работа предназначена для проверки знаний учащихся по периоду истории руси с XIII по XV век....

Курс «ИСТОРИЯ СИБИРИ» (Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века). (ФГОС)

Курс «ИСТОРИЯ СИБИРИ» (Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века) разработан в соответствии с требованием ФГОС ООО для изучения в 5 классе....

презентация к уроку истории, тема: " Древняя Русь IX-XIII века, 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обобщения по теме "Древняя Русь в 9-13 веках" в 6 классе...

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В XVII ВЕКЕ 7 класс История

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В XVII ВЕКЕ  7 класс История...

Иркутская область в 1985-1999 гг. Политическая и культурная жизнь История Сибири. 11 класс. 1-2 урок.

Политико-административная структура Иркутской области к середине 80-х гг. являлась частью общей системы в стране, при которой реальная власть находилась в руках партийного аппара­та. Советские орг...