Методическая разработка на тему «Писатели и поэты Калмыкии о войне»
методическая разработка

Компакова Антонина Николаевна

Великая Отечественная... Память о ней облекается в гранит и бронзу, воплощается в художественном слове и подвиге народа. Писатели-фронтовики Калмыкии внесли заметный вклад в литературу о войне. Они помогают понять, ценой, каких жертв мы одержали победу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Писатели и поэты  Калмыкии о войне»

Цель: Раскрыть нравственный подвиг поэтов-фронтовиков, вызвать интерес к их творчеству, приобщить уч-ся к богатствам художественной литературы родного края, использовать ее воспитательный потенциал

Задачи:

познакомить уч-ся с произведениями калмыцких поэтов-фронтовиков, внесших огромный вклад в дело победы и своим творчеством

развивать умение работать со словом, воспринимать и анализировать художественный текст

формировать потребность изучать литературу родного края, развивать любовь и привычку к чтению, воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство долга.

 

Великая Отечественная... Память о ней облекается в гранит и бронзу, воплощается в художественном слове и подвиге народа.

Писатели-фронтовики Калмыкии внесли заметный вклад в литературу о войне. Они помогают понять, ценой, каких жертв мы одержали победу.

К сердцам людей взывает прах,

Мы поименно павших знаем.

Ваш подвиг будет жить в веках —

Неповторим, неувядаем".

Эти строки из стихотворения Лиджи Инджиева ”У вечного огня".

Четыре фронтовых года. Уходила осень, приходила зима, но не прекращались бои. На всю жизнь ему запомнилась встреча нового 1944 года в бушующем море при форсировании Керченского пролива.

Весть о победе воскрешает в душе поэта-воина полузабытые картины мирных лет и вместе с тем заставляет острее почувствовать невосполнимую горечь утрат:

"Вспоминает он скелеты зданий

И сожженные хлеба...

Сколько горя и страданий

Людям стоила борьба".

Это стихотворение названо "Последний вздох войны".

Поэт Михаил Хонинов славит всю нашу страну и солнечную Калмыкию. Он горд тем, что в труде преображается облик земли. Это ясно выражается в стихах "Письмо другу", "Субботник". Но все же главная тема в творчестве М. Хонинова — тема военная.

"Ведь сам он был отважным воином и храбрым партизаном", — так пишет о нем белорусский поэт Петрусь Бровка.

В годы войны М. Хонинов был руководитель партизанского движения в Белоруссии. Им было убито около трехсот карателей и полицаев. За его голову гитлеровцы давали 10000 марок.

Летом 1941 года пехотный полк, в котором служил М. Хонинов, держал оборону на реке Березине в Белоруссии. Сражаясь, бок о бок с русскими солдатами, воины

Калмыкии наносили врагу сокрушительные удары. Об этом сражении Хонинов написал стихотворение "Бой на Березине".

Роман "Помнишь, земля Смоленская" возвращает нас в лето 1941 года в трагический период Великой Отечественной войны.

Еще одним представителем писателей-воинов является Андрей Джимбиев.

В своих стихах он показывает мужественных и стойких защитников Родины. Широкую популярность получила повесть "Когда человеку трудно", как всенародное бедствие. Стойкость и мужество в исполнении гражданского и военного долга, проявленные юными героями повести, убеждают: страна, воспитавшая такую молодежь, выстоит в любых испытаниях.

Война у Джимбиева — грозна и ощутимо вещественна, но герои его не выглядят подавленными и растерянными. Мужественных и стойких защитников Родины заставляют идти навстречу испытаниям такие духовные стимулы, которых нет и не может быть у врага. В небольшом стихотворении «Четыре слова» идея подвижничества советского солдата выражена в форме емкого лирико-философского обобщения:

Весна ли,

осень,

лето ли,

зима-

Но фронт есть фронт.

В окопе или хате

Короткое дыхание письма

Вдруг воину дыханье перехватит.

Слова: люблю...

люби...

разбей...

вернись...

Как много в них на фронте для солдата!

Былая в них и будущая жизнь —

Что было и что сбудется когда-то.

И передышки нет. Покоя нет.

И сердце снова — отдано отваге.

Вот брызнул вновь зари багровый свет

Ракетой, поднимающей в атаки.

Писатель и ученый — эти две линии неразрывно связаны в жизни Морхаджи Нармаева. Они дополняют друг друга. Правда, в занятиях наукой был перерыв, Так было в годы Великой Отечественной войны, на фронтах которой храбро сражался офицер Нармаев, но перо в эти годы наравне со штыком служило народу, Родине.

В составе курсантского подразделения в 1941 году Нармаев попадает в Москву. Вскоре он командует взводом станковых пулеметов. А после тяжелого ранения, был назначен батальонным комиссаром в Сталинград.

29 октября 1943 года капитан Нармаев во главе восьмидесяти смельчаков, на двух лодках, под шквальным огнем форсировал Днепр. К вечеру на захваченном у врага крошечном плацдарме, в живых осталось всего двенадцать бойцов. И снова бой...

Когда немцы, опомнившись, железными тисками сдавили десантников, Морхаджи Нармаев с несколькими, оставшимися от взвода автоматчиками, прорвался во вражеский тыл и завязал бой. Это позволило десантникам продержаться до темноты, пока не подоспело подкрепление.

Нармаев пишет книгу очерков "Фронтовая тетрадь". В ней воспроизведены картины многочисленных битв на различных фронтах, главным образом, под Сталинградом.

Это — ценный вклад в летопись решающих сражений Великой Отечественной войны. Активное участие самого писателя в боях выявляется лишь из контекста составляющих книгу двадцати очерков и одной повести. Главное внимание уделено в ней боевым друзьям автора. Причем в каждом эпизоде ощутима общественно-политическая сущность грозных событий.

«Мы ворвались во вражеские окопы. Началась рукопашная схватка. Кто-то пытался остановить комиссара, прикрыть его. Но нет. Одним махом перескочил он через окоп и сходу застрелил немца, буквально через секунду другого. И тут вдруг он остановился. Его сразила вражеская пуля.

— Отомстим за комиссара! — раздались возгласы. Бойцы крушили налево и направо...

А комиссар лежал, вытянув вперед руку с пистолетом.

В первый же день, в первом же бою погиб наш молодой комиссар. Мало провоевал Федор Галдобин, но на войне один день бывает дороже, содержательнее, чем у иного вся жизнь. Своим подвигом он поднял, воспитал сотни людей. Мы старались во всем подражать Федору Галдобину. Для нас он навсегда остался примером преданности делу партии, делу Родины».

Поэма «Тамара и Дорджи» (перевод В. Гришаева) представляет собой признание автора в любви к Грузии, ее природе, древней культуре, гордым и красивым людям. Неожиданная встреча с фронтовым другом Нико Гальдиани воскресила в памяти поэта силуэты озябших кустов, укутанных снегом, словно в саван. Кажется, целую вечность, выбиваясь из сил, тащит Нико героя-по­вествователя, полузамерзшего, теряя надежду выбраться из вражеского окружения. Гаснущее сознание раненого выхватывает из тьмы забытья разрозненные подробности происходящего:

— Нико, что такое?

– Тс-с! кругом фашисты...

А глаза закрою. -

Тихо все и чисто.

Голова кружится,

Рушится сознанье.

Только Маныч снится,

Лунное сиянье…

Скоро ли, не скоро ль,

Просыпаюсь: — Нико!

Брось меня... — С укором  

Глянул он. — Лежи-ка...  

Теплыми ладонями  

Греет руки, щеки.  

Кто-то рядом стонет...

Друг ты мой далекий!

После Победы он вновь возвращается к науке. И на книжные полки ставятся новые книги Нармаева: "Маныч — река", "Наран — золотое сердце" и другие.

Военная биография Алексея Бадмаева, тоже неотделима от Сталинградской битвы.

Для самого писателя близкое знакомство с фронтовой жизнью, началось летом 1942 года. В это время начинается его литературная деятельность.

В рассказе «Последний выстрел» («Ревдольган», Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1972, перевод К. Ерымовского). Позже рассказ напечатан в журнале «Советский воин», 1973, № 7) поставлена тема нравственного возмужания в жестоких боях вчерашних школьников, студентов — зеленой необстрелянной | молодежи. Действие рассказа происходит под Пятигорском. Навстречу рвущимся к грозненской нефти фашистским войскам советское командование бросило последний резерв - курсантов Новочеркасского кавалерийского училища.

Война — суровая школа. Совсем не просто добродушному юнцу стать настоящим солдатом. «Три танка защитного цвета ходко и неотвратимо двигались прямиком на меня. А за ними вприпрыжку бежали поджарые, вымуштрованные автоматчики. Мне казалось, все автоматы были направлены на меня... Может ли человек выдержать такой ад! И кому хочется умереть в девятнадцать лет?»

В такой обстановке необходим достойный пример, и его являют рассказчику самые мужественные из товарищей. Такие, как бронебойщик Мутул Харцхаев, в первом же бою подбивший два немецких танка. А в особенности — политрук Рязанов. «Весь его облик свидетельствовал о собранности и деловитости, вселяя в людей ту спокойную уверенность, что в военных условиях неоценима». Не случайно именно Рязанову поведал герой рассказа, застенчивый паренек из Малых Дербетов, о своем малодушии в первом сражении. Политрук — кадровый воин, защищавший республику Советов еще в гражданскую войну, — сумел распознать в юноше достоинство и отвагу как главные, определяющие потенциальные задатки его характера и помог в полной мере выявить их. И возвыситься, в конечном счете, до самоотвержения, до подвига. Впечатляет постановленная в рассказе проблема неотвратимого возмездия фашизму за совершенные им на советской земле злодеяния. «Война становилась видимой и ощутимой. Больше года прошло после ее начала. Сколько бедствий! Сколько детей осиротело, жен овдовело, матерей поседело!

Реки точат берега, а совершенная вина ищет породившего ее виновника. Творя злодейства, фашисты забывали о неизбежной расплате».

Главное произведение Бадмаева "Там, за далью непогоды". Людям сегодняшней деревни посвящена вторая книга "Реки начинаются с истоков".

Продолжая работать над темой войны, в издательстве "Детская литература" вышла книга "Белый курган" о великом мужестве молодого поколения сынов степей в годы Великой Отечественной войны.

В калмыцкой литературе военных лет большое место занимает творчество калмыцкого поэта, лауреата государственной премии РСФСР имени Горького — Давида Кугультинова.

Направленный на прохождение военной службы в Монголию, Кугультинов добился отправки на фронт. Там он был офицером-политработником, сотрудником дивизионной работы. Участвовал в форсировании Днепра, в ликвидации Корсунь-шевченковской группировки врага.

На фронте зародилось его поэтическое творчество. В своих стихах поэт передает приметы фронтовых будней, невеселые солдатские думы о далеком доме, но больше всего привлекает у Кугультинова жизнеутверждающая тема. Он был уверен в победе и пишет стихотворение "Уже зимы холодной покрывало". Писал много, но лишь о том, что волновало его ум и сердце. Тяга к глубинному осмыслению проблем современной жизни вела к освоению новых жанров, новых литературных форм. И на душе этих исканий стоял знакомый с детства мир народной сказки.

Миновало 70 лет после окончания второй мировой войны, но эта тема по-прежнему волнует умы и сердца людей. Особого внимания заслуживают художественные произведения, созданные непосредственными участниками сражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать  70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»

              Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентиро...

Учебно-методическая разработка урока по теме: "Начало Великой Отечественной войны"

Урок предназачен для учащихся 9-х классов. В нем характеризуется начальный период Великой отечественной войны,приводятся примеры мужества и героизма советских воинов,анализируются мероприятия,которые ...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...