Сочинение-эссе
классный час

Золотаренко Наталья Николаевна

Эссе раскрывает тему участия детей Югры в ратном трудовом подвиге во имя Победы нашего народа в великой отечественной войне 1941-1945гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-esse.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение (эссе)

Тема: «Помним и Гордимся».

                                Автор: Нефёдова Алёна Сергеевна, 17 лет, 10 «А» класс.

                                     Адрес: 628616, Тюменская область, Ханты-Мансийский

                                                автономный округ-Югра, город Нижневартовск,

                                                бульвар Комсомольский, дом 1, квартира 12.

                                                Телефон: +79224368008

                                 Адрес электронной почты: Zolotanataha@yandex.ru

                         

1

Сочинение (эссе)

Тема «Помним и Гордимся».

         Победа советского народа над фашизмом остаётся смысловым центром коллективной памяти россиян. Этот образ пережил распад СССР и оказался практически единственным положительным и актуальным символом российского общества в наши дни. Из исторической литературы, фильмов я узнала, что победу приближали не только на фронте, но и в тылу. Женщины и подростки сменили у заводских станков мужей и отцов, ушедших на фронт, они трудились на заводах, строили бомбоубежища, дежурили во время воздушных тревог на постах местной противовоздушной обороны. Девочки помогали в госпиталях, заменяли сиделок и сестер, помогали при перевязывании ран, убирали палаты. Школьники создавали тимуровские команды, которые приносили воду, пилили и складывали дрова, убирали в доме у престарелых родителей фронтовиков. Они тоже были защитниками Родины, как и их родители. Старались сделать как можно больше для фронта.

       Однажды, во время урока истории, темой которого была Великая Отечественная война 1941-1945гг., я задумалась о том, как жил наш край в то непростое время, находясь в глубоком тылу, тем более, что информации по интересующему меня вопросу из рассказа учителя на уроке истории и из текста параграфа учебника я не получила. В Югре не было заводов, оружие здесь не производили, у нас не было госпиталей, где лечили раненных. Казалось, далеко от нашего округа была война, и дети не должны были, испытывали тех трудностей, которые свалились на головы их ровесников, живших в европейской части СССР. Какой  вклад дети и подростки нашего края внесли в победу нашей страны  в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.?

         Я занялась исследованием, в ходе которого познакомилась с воспоминаниями ветеранов труда, которые жили и работали здесь, будучи подростками; изучила статьи в периодической печати архивов Югры на предмет участия детей края в помощи фронту (оцифрованные материалы).

  Лето 1941 года в нашем крае началось с невиданного наводнения. Старики толковали: «Быть войне, вода в реках столь же быстро прибывает, как в 14-ом годе, когда с немцами воевали» [1]. И они пришли – паводок и война. Пароходы с мобилизованными из районов провожали на пристанях душераздирающие плач, рёв, стон. Братья, отцы и сыновья уходили туда, где страх, неизвестность, враг. Наш край все четыре  года войны, как и большая часть страны, оставался в глубоком тылу.

            Особое место в числе исторических источников моего исследования заняла газета «Стахановец», которая была учреждена 4 сентября 1941 года как орган Ларьякского районного комитета ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся. Впоследствии её правопреемниками стали «Ленинское знамя» и «Местное время». В городском архиве есть оригиналы «Стахановца» времён Великой Отечественной войны 1941-1943гг., к сожалению, сохранились не все номера. Мне разрешили работать с газетными статьями в оцифрованном варианте. Интересовала меня тема посильной помощи детей нашего края фронту, в общей численности за период 1941-1943гг. я нашла 16 статей (приложения, фото 1-3) [2]. Заголовки статей говорят сами за себя: «В подарок бойцам», «Юный охотник», «Пионеры помогают семьям воинов», «Помощь колхозу», «Школьники помогают рыбакам», «На танк «Малютка». Стоит отметить, что формулировка заголовков статей, в которых говорится о труде детей края, в помощь победе над фашистами практически не меняется на протяжении 3 лет.   Изучая содержание статей, я выяснила, что дети и подростки нашего района (сёл Охтеурье, Большетархово, Большой Ларьяк, Корлики) оказывали серьёзную помощь взрослым в тяжёлый период жизни нашей страны.    В подарок бойцам собирали теплые вещи, в октябрьском номере от 13.10. 1941года говорится, что Алик Торопов принёс в пункт сбора теплую одежду, мыло. Его примеру следовали другие дети и взрослые. Школьники устраивали воскресники, заработанные деньги передавали в фонд обороны страны, лыжные кроссы, считали необходимым успешно сдавать зачёты, хорошо

2

учиться (статьи от 7.12.41г., 29.12.41г., 13. 03.42г.). В свободное от учебы время дети помогали взрослым в поле, в уходе за скотом. Выяснила также, что ребята района принимали активное участие в заготовке рыбы (статья в №44, от 30.07.43г.), Вася Кузнецов с товарищами работал на подготовке к летней путине в колхозе «Охотник». Дети собрали для колхоза 200 кг грибов, 100 кг ягод, 530 кг кедровой шишки (статья в №71, от 10.09.42г.). Юный охотник Миша Сигильетов заготавливал пушнину, пока его отец на фронте, бил фашистов. От него не отставал и Владислав Жилин (статьи в №10-11, от Владимир Рыстымов поймал 360 пудов рыбы и заготовил пушнины на 1000рублей для колхоза, говорится в статье «Подарок Родине юного патриота (№60-61, от 17.11.43г.) Школьники даже приобрели военный заем на сумму около 600 рублей (статья пионервожатой Кучиной в №34, от 23.04.42г.). Номера «Стахановца» на протяжении всех военных лет пестрят заголовками статей «Помощь колхозу», «Тёплые вещи воинам Красной Армии» здесь перечислены имена детей и сказано, какую работу они выполнили, что приносили в пункты сбора помощи фронту. Ряд статей посвящён сбору детьми денег на боевые машины: «Сбор средств на танковую колонну имени Сталина», «На танк «Малютка» (№ 35, от 28.05.43г.) в общей сложности на сумму около 7000 рублей [2].

           Другим ценным источником для моего исследования послужили воспоминания ветеранов труда. Те, кто родился перед войной, навсегда запомнили, как шли по дороге мужчины с рюкзаками. Запомнили и то, как матери собирали их в школу: в перешитой одежде, в калошах, с холщовым мешочком, в котором - чернильница-непроливайка с чернилами из сажи. «Сшитые из оберточной бумаги тетради и, в лучшем случае, горбушка хлеба на обед. А еще лакомство тех лет - пареные ломтики сахарной свеклы. После лепешек из мерзлой картошки, которую по весне всё население собирало на полях, свекольные парёнки считались кулинарным изыском, полагавшимся только малышне»: вспоминает Ирина Еськова, жившая в селе Самарово. С семи лет она работала на сенокосах и помогала взрослым на лесозаготовках, а с десяти - наравне с взрослыми вкалывали на реках в путину, на лесоповале, - везде, где надо было заменять ушедших на фронт мужчин [3].        Когда началась война, Анне Терещихиной не было ещё и четырех. «Отец ушел на фронт зимой, мама была беременна пятым ребенком. Мама уходила на работу в колхоз, её оставляли дома, родился брат, няньчилась с ним. Старшие сёстры и братья рыбачили с взрослыми, приходили домой уставшие, грязные, голодные и почти сразу валились с ног. Рыбачили с взрослыми и дети. Во время войны рыбу домой брать запрещалось, наедались только на рыбалке. Завозили из колхоза муку, мешали с картошкой, тем и питались. Когда зимой везли рыбу, чаще всего шли пешком, жалели лошадок, они, как и люди, были вымотаны тяжёлой работой», вспоминает ветеран Труда [4].

            О трудовых свершениях югорских подростков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. можно говорить много, ребята понимали серьезность и значимость своего труда, деньги и продукты которого шли в фонд обороны страны. Им, как и взрослым было трудно, но помощь их была важна и их трудовой вклад в дело победы неоспорим. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945гг., десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были награждены памятной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Среди награждённых были и герои моего исследования.  К сожалению, мне не удалось лично встретиться ни с кем из них. 

            Сегодня залпы настоящей войны раздаются у западных границ нашей страны. Многим политикам выгодно в угоду чьим-то интересам переписать историю Второй Мировой войны, искажать её итоги. Великая Отечественная война 1941-1945гг. и победа в ней советского народа победы не должны быть стёрты с людской памяти и забыть те дни нельзя. В нашей школе учатся ребята, которые недавно вместе с родителями бежали от войны на Украине. Не вериться, что отголоски той страшной войны слышны и сегодня,

3

только агрессор другой. Об этом нужно помнить и говорить, чтобы не повторялись ошибки истории, страшные события в истории человечества. Дети должны учиться, готовиться к взрослой жизни, у войны не детское лицо.

        Немалую роль в сохранении истории играют архивы, по материалам которых, я провела своё исследование. Благодаря работе с первоисточниками мне удалось получить полное представление о вкладе жителей Югры, в том числе детей и подростков в дело Великой Победы советского народа над фашизмом. Хотелось бы выразить особую благодарность специалистам Нижневартовского городского архива: Думиник Е. П., Демченко А. А., Изман У. Н., Хуснутдиновой Э. З. за помощь в проведении исследования по моей теме (предоставление архивных материалов).

         

Приложение

Ссылки

1. Газета «Новости Югры» № 51 (18781), от 08.05.2014 статья «Мы гордимся своими земляками».

2. Газета «Стахановец», №5, 7, 12, 22, 28 от 1941г., № 10-11, 24, 34, 71 от 1942г., № 2, 33, 35, 44, 60-61 от 1943г.

3. Газета «Новости Югры» № 51 (18784), от 09.05.2014 статья «Мы гордимся своими земляками».

4. http://www.chaskor.ru

  

Фото 1-3. Статьи в газете «Стахановец» (примеры оцифрованных материалов, с которыми я работала).

Фото 4. Газета «Стахановец» №10-11, Газета «Стахановец» №24, от 18.03.42г.

от 31.01.42г. (оцифрованная версия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

Сочинение-эссе "Война, которую не помним"

Работа была оценена на международном конкурсе "Зачем мне помнить о войне"...

Сочинение-эссе «Моя педагогическая философия»

Сочинение-эссэ учителя физической культуры Нагарева Вадима Валентиновича...

Сочинение-эссе

В истории философской мысли вопрос о взаимоотношении морали и политики трактовался от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Макиавелли, Гоббс) до признания, что мораль и политика мо...

Сочинение-эссе "Родное село"

Кашни ачан хёй.н тёван к.тес. пур? Манён вара ытарайми тёван: хаклёран та хаклё к.тес – Кив. Саврёш ял.? Тутар республикин Аксу район.нче Кив. Саврёш тесен пурте п.ле==. .нт. – ку чёваш ял.? +ак асамл...

Сочинение-эссе "Родное село"

Хамёр ял (эссе сочинени)   Кашни ачан хёй.н тёван к.тес. пур? Манён вара ытарайми тёван: хаклёран та хаклё к.тес – Кив. Саврёш ял.? Тутар республикин Аксу район.нче Кив. Саврёш тесен пурте п...