Исследовательская работа учащегося 2Б класса Ардана Г.
творческая работа учащихся

Исследовательская работа, целью которой было познакомиться с одним из видов местного фольклора – легендами, изучить их, классифицировать и систематизировать материалы   завершилась, но требует дальнейшего продолжения в виде проекта. Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы о том, что большинство учащихся и взрослых  среди населения  интересуются изучением особенностей родного края через изучение легенд, что подтверждает предполагаемую мною гипотезу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_uchenika_2_b_klassa_ardana_g.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55 г. Улан – Удэ»

Школьная научно-практическая

 конференция учащихся начальных классов  

«Первые шаги»

 

Номинация: краеведение  

 

Тема: «Легенда моей малой Родины»

 

 

Выполнила:  Гатапов  Ардан,

Ученик 2 «Б» класса

Научный руководитель: учитель Амбуева С.В.

2024 г

Содержание

            Введение______________________________________стр.3

  1. Что такое легенда______________________________стр 4-5
  2. Легенды о Буха Ноене__________________________стр 5-6
  3. Обряды и призывания, совершаемые в местах поклонения___стр. 6-8
  4. Заключение __________________________________стр. 8
  5. Список литературы____________________________стр. 9

Введение

   Цель данной работы: узнать, что такое легенда, как зарождаются легенды и как долго они живут. Изучить легенду о Буха-нойоне.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Собрать информацию о легенде, используя рассказы старейших жителей деревни.
  2. Подобрать иллюстративный материал.
  3. Привлечь внимание своих одноклассников к памятным местам нашей Бурятии, вовлечь их в творческую работу по изучению легенд нашего народа.
  4. Подготовить и провести заочные экскурсии для учеников начальной школы с использованием созданной презентации по итогам исследования.

       При выполнении работы использовались материалы  краеведческого музея села Далахай,  фотоснимки достопримечательных мест моей деревни из семейного архива, интернет-ресурсы. Работа проводилась поисковым методом, методом сбора информации и создания собственного информационного продукта. В процессе выполнения работы создана электронная презентация «Легенды моей Родины»  с фотографиями и описанием памятных мест.

        Объект исследования: легенда о Буха-ноене

        Предмет исследования: святое место Буха-ноен

        Гипотеза: Изучение легенды  родного края помогут  лучше узнать духовное наследие бурятского народа, расширят знания о родном крае.

       Актуальность: В настоящее  время  остро  ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.

  1. Что такое легенда

                                                                                  «Ты глубинка моя Далахайская,

                                                                                 Ты земля моих предков отцовская…»

Каждому мила своя сторона. Вот и нам дорога наша родина – село Далахай. Это родина моей мамы, бабушки и дедушки их предков. В это село я приезжаю каждое лето и провожу там каникулы.

      Село  Далахай расположен  в Торской котловине Тункинского национального парка, в трех километрах  на север от села Торы на правом берегу реки Иркут. Местное население считает, что название села произошло от бурятского слова «дала» - лопаточная кость или «далада- ара газар» - в стороне или под укрытием. Есть и другая версия. Говорят, что раньше здесь жил человек по имени Далха, и его именем впоследствии назвали и село.

      В нашей деревне много достопримечательностей, святых мест, источников с целебной водой – аршаны: Налюур, Моодогон, Саган – угун, Барайн Булаг. Отдельные священные деревья и места жертвоприношений: Будуун шунэhэн, Монсог, Сагаан угун.

      В своей работе мы хотим обратиться к святыне общенационального значения – горе Буха Ноён, рассмотреть легенды, связанные с этим местом.

      На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.

Что же называется легендой?

Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda).

 Изучая терминологию по теме, мы выделили следующие определения понятия «легенда»:

ЛЕГЕ́НДА - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

ЛЕГЕ́НДА - всякий фантастический рассказ, предание о каком-нибудь событии. Понятие «Легенда» мы взяли из толковых словарей русского языка В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, Л.П. Крысина.

       Как возникает легенда? В ответе на этот вопрос ученые не сходятся в едином мнении. Некоторые утверждают, что «легенды возникают из мифов … одни мифы постепенно эволюционируют, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний – так создается легенда». Другие поясняют: «Сначала какая – то  правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой сказкой».

     Легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят» по земле, изменяясь и перерабатываясь. Только потом, в последней стадии, мы получаем устойчивый вариант. Путь жизни легенд очень сложен. А так как события   положенные в основу легенды, нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, то учёные не считают их полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на какой – либо реалии.

2. Легенды о Буха-нойоне

     

Легенд, бытующих на территории Тункинского  района много, но самой интересной мне показалась легенда  о Буха Нойоне. Эту легенду нам  рассказала старейшина нашего села моя тетя Елизавета Лопсоновна Ангрускаева.

На северной стороне моря, т. е. Байкала, жили 10 домов атагатов и 20 домов хотоготов, там же жили большие шаманки Асухан и Хусыхэн; родственники и соседи хотели умертвить их и разделить их имущество между собою, так как у них не было детей. Но шаманки отговорили родных и соседей, сказав им, что у них еще будут сыновья, которые скоро должны родиться. Однажды старшая шаманка  сказала, что на северной стороне моря, на горе, лежит темно-синий пороз (бык) с ребенком в железной люльке, этим Асухан закончила шаманское действие.  После этого младшая шаманка начала шаманить и во время действия сказала, что темно-синий пороз есть Буха-нойон-баабай, которому нужно принести в жертву большого белого барана с большими рогами; тогда, если Буха-нойон-баабай примет жертву, то уступит им ребенка в железной люльке. С этими словами младшая шаманка закончила свое действие.

Эти две шаманки не имели детей, а потому сильно обрадовались, что у них будет сын, которого так давно они ждали, они немедленно принесли в жертву Буха-нойон-бабаю большого белого барана с рогами, курунгу и тарасун. Тогда Буха-нойон-бабай, т. е. Эльбитэ-Хара-нойон, принял жертву от этих шаманок и уступил им своего сына в железной люльке, а сам удалился на тункинские горы, которые он выбрал для своего местопребывания. На пути, по которой он шел, впоследствии выросли пихта и вереск, которые буряты считают священными и чистыми растениями.

      О Буха-ноёне сложено много легенд, нередко противоречивых. По одной из них Буха-ноён в образе быка пришёл из Монголии в долину Тунки. В горах, на тропе, по которой он шёл, выросли реликтовые кедрачи. Спустившись в долину, он отдыхал, греясь на застывающем вулкане, который сегодня именуется Бухын   Хэбтэшэ (в переводе с бурятского — «Лежбище Быка»), и затем ушёл на западную оконечность долины Тунки, улёгся там и окаменел. Об этом свидетельствует Белая гора с двумя вершинами, напоминающими рога Буха-ноёна.

        Так почему же все буряты так почитают эту скалу и проводят молебны именно в этом месте? По одной из легенд белый бык является прародителем племен булагатов и эхиритов. Это случилось когда Буха-Нойон пришел на берега Байкала через Санагинский хребет. И встретил здесь другого быка пестрого и началась у них битва. Сначала они долго гоняли друг друга вокруг озера Байкал, а затем стали бодаться и топтать землю разрушая все вокруг. Много дней и ночей они бились, но трудно одержать победу над равным соперником. Но смелая дочь Тайжи-хана остановила их, и они разошлись в разные стороны. От взгляда белого быка дочь могучего Тайжи-хана забеременила и родила двух близнецов, которых звали Эхирит и Булагат. Они и стали прародителями и предками двух племен проживающих в данное время, в основном в Иркутской области.

      Когда битва быков была закончена они разошлись: пестрый бык ушел в Баргузинскую долину и стал большим камнем Буха-Шуулун, а белый бык ушел в Тункинскую долину и стал Буха-Нойоном. Оба места почитаются и являются местом поклонения для всех народов Прибайкалья. У их подножья проводятся молебны и шаманские обряды.

        В 1840-х гг. на одном из выступов скалы по указанию монгольского ламы в честь Ринчин   хаана был построен Бумхан (молельный домик), в результате которого гору Буха Нойон еще называют Ринчин хааном. В настоящее время на одном выступе  находится часовня в буддийском стиле – прямоугольная 2х2м, оббитая жестью. В ней совершаются только шаманские обряды. На другом «роге», был деревянный крест (внизу находятся обломки).

  1. Обряды и призывания, совершаемые в местах поклонения.

      Современные буряты считают, что Буха-нойон охраняет восточный выход Тункинской долины. Часть информаторов представляет Буха-нойона в виде всадника с полным боевым снаряжением, скачущим по горам, но в то же время в шаманских призываниях образ быка нарисован с удивительной верностью.. Тайлаган Буха-нойону устраивали в Петров день, перед сенокосом. В жертву приносили молодую лошадку – кобылицу, а кости сжигали на особых жертвенных камнях – обо. На тайлгане его просили о личном благополучии, о хорошей погоде, о приплоде скота и всем прочем, о чем обычно просят «хозяев» местности.

Разжигают фимиам (hан табиха), брызгают архи, молоком, чаем, первинками саламата и другой пищи. В призываниях звучат строки «Буха-нойон-баабай, Будан хатан иибии» (Отец буха-нойон, мать – Будан хатан). Фрагмент из призывания Буха-нойона, переведенный на русский язык П.П.Баторовым:

Буха-нойон отец! Будан-хатан мать!

Развилистыми рогами небесный свод чертил ты

Висящим бойноком всю землю покрыл,

Грозной силой древней тайгой завладел,

Могучей силой черной тайгой завладел,

Великими рогами широкую землю задевая

Спустился ты, от избытка милости своей

Сделался создателем бурятского народа

И покровителем бурятского рода!

Фрагмент из призывания Баторова Г.С. (рода бадархан)

Тоорой хойто уулада сагаан мунгэн hуудалтай

Тунхэн хангай албата зоноо

Амар мэндыень хаража hууха

Буха-нойон баабай бэлэйт.

Фрагмент из призывания Байминова Ш.Д.

Буха-ноен баабай!

Будан-хатан иибии!

Туурээхэ болоо hаа, туухэ домогтной ехэ байна

Тvнхэн нютагай зvvн талые хаража

Тvvхын тvбэдэгvvдтэй, сагай салеиргаатай vедэ

Нютаг ороноо, маанадаа хаража hууhан

Агуу ехэ нэрэтэй, шэдитэй бэлэйш даа.

Аранга хоер vбэроороо

Аадар тэнгэри hэлэжэ

Алсамай дvрбэн туруугаараа

Алтан дэлхэйе мvрлэжэ

Агуу ехэ нэрэтэй,

Алдар ехэ солотой бэлэйт!

      Перечислим наиболее важные запреты, которые строго соблюдаются: женщинам нельзя подниматься на гору и участвовать в тайлганах, проводимых на белой скале; находясь на горе, нельзя ничего рвать и ломать (это относится к деревьям, кустам, ягодам, грибам и т.д.); всю принесенную с собой для тайлгана еду и питье следует оставлять в виде жертвы «хозяину» на горе, назад ничего из принесенного уносить нельзя, нельзя мочиться, повернувшись лицом к горе в любой точке Торской степи, откуда видна эта гора (это относится в равной степени и к мужчинам, и к женщинам). Есть и другие запреты, более частного порядка. Наказания в случае нарушения запретов следующие. Если женщина поднялась на гору, «хозяин» портит погоду: начинается гроза, сильный ветер, ливень, особенно это плохо в период сенокоса и уборки хлеба, может сгнить скошенное сено и собранный, но не обработанный урожай Несоблюдение правила, как надо правильно мочиться, женщинам грозит бесплодием, а мужчинам – половым бессилием.

В настоящее время возобновились регулярные восхождения местных жителей на Белый камень с целью совершить жертвоприношение и попросить благополучия у Буха-Нойона. Ходят туда семьями, большую жертву с закланием барана совершают у подножия горы в специальном месте возле бегущего с горы ручья. Затем, оставив на этом месте женщин, мужчины поднимаются на Белый камень и оставляют здесь свои подношения – это уже только масло, пенки, печенье, конфеты, молочная водка, ибо кумирня на горе все-таки буддийская. Эти легенды и правила  нам рассказала бабушка Зинаида Лопсоновна и тетя Лизавета Лопсоновна Ангрускаева.

Заключение

Изучив значение слова «легенда», мы пришли к выводу, что наиболее правильное толкование мы находим в словаре Д.С. Ушакова, где говорится об историческом значении легенды.

Исследовательская работа, целью которой было познакомиться с одним из видов местного фольклора – легендами, изучить их, классифицировать и систематизировать материалы   завершилась, но требует дальнейшего продолжения в виде проекта. Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы о том, что большинство учащихся и взрослых  среди населения  интересуются изучением особенностей родного края через изучение легенд, что подтверждает предполагаемую мною гипотезу.

         К сожалению, мои ровесники знают мало легенд о родном   крае. Для того, чтобы знать историю, надо много читать, общаться с людьми старшего поколения. А когда мы станем взрослыми, будем передавать легенды своим детям, как частицу истории своего родного края.

   

 Список использованной литературы:

  1. Д.Н. Ушаков, Словарь, М.1980 г.
  2. Мурзаевы  Л.Э. и И.В. Словарь местных географических терминов. Москва, 1959.  
  3. Большая Советская Энциклопедия (том 14). изд. 3-е М., «Советская Энциклопедия». 1973.
  4. Боднарский М.С. Словарь географических названий. Учпедгиз, 1954.

Интернет ресурсы:

  1. www.centrasia.ru
  2. www.lexika.kz
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Словарь жаргонов (из исследовательской работы учащейся 9 класса)

Словарь жаргонов  и их аналогов был составлен по результатам наблюдения за речью учащихся подростков нашей школы. Работа была представлена на НПК " Шаг в будущее" и получала 2 место на районном у...

Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики

Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания...

Исследовательская работа учащихся 8 класса "Индикаторы в нашей жизни"

Работа учащихся содержит теоретическую часть и экспериментальную часть . Были  исследовани  различные природные объекты: цветущие  растения, плоды ,  ягоды, корнеплоды. Учащиеся сд...

Исследовательская работа учащейся 10 класса Журавлёвой Виктории по теме " Мода или необходимость?"

Данная работа содержит теоретический материал- исследование на тему использования в речи заимствовнных из английского языка слов и выражений. Презентация представляет данные исследования в таблицах и ...

Исследовательская работа учащейся 9 класса Кузьминой Ольги "История одного стихотворения: Н.Заболоцкий. "Признание"

Автор исследует историю написания  НиколаемЗаболоцким стихотворения "Признание"...

Исследовательская работа учащейся 10 класса Бондаревой Дианы по теме «Порог ментальности русских и английских старшеклассников при соприкосновении культур»

Данная работа отражает исследования ученицы в области различий  в менталитете российских и английских старшеклассников.  Понятие «порог» называет условную черту, за которой становится возмож...