Исследовательская работа учащейся 10 класса Журавлёвой Виктории по теме " Мода или необходимость?"
творческая работа учащихся по английскому языку (10 класс) на тему

Куц Елена Николаевна

Данная работа содержит теоретический материал- исследование на тему использования в речи заимствовнных из английского языка слов и выражений. Презентация представляет данные исследования в таблицах и иллюстрациях. Ученица предлагает познакомиться с результатами опроса учащихся её школы о модных тенденциях употребления англицизмов в повседневной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Document30.23 КБ
Файл prezentatsiya1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Районная  открытая  научная  конференция  школьников  Кочубеевского  района

Секция: иностранные языки

Название работы: Англицизмы в современном русском языке

                                    Автор работы: Журавлева Виктория Ивановна

                                    Место выполнения работы: с.Кочубеевское,

                                    МОУ  СОШ №4, 9 класс.

                                    Научный руководитель: Куц Елена Николаевна,

                                    учитель высшей категории МОУ СОШ №4

с.Кочубеевское, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение

1.Проблема

2.Цели, задачи

3. Результат исследования

4. Актуальность

5. Методы, используемые в работе

  1. Вступление

1.Обоснование причин, побудивших к исследованию

  1. История пришествия англицизмов в русский язык
  2. Причины заимствование иностранных слов
  3. Мода или необходимость?
  4. Являются ли англицизмы угрозой для русского языка?
  5. Способы образования англицизмов и их примеры
  6. Выводы
  7. Заключение
  8. Используемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Проблема

Что происходит с русским языком? Такой ли он сейчас, как был несколько лет назад? Современным состоянием русского языка озабочены многие писатели, журналисты, политики и лингвисты. Для развития почти каждого естественного языка характерен процесс заимствования слов из других языков, но, тем не менее, к этому процессу, и в особенности к его результатам, относятся с подозрением.

В процессе развития всего человечества происходит и процесс развития языка. Одной из проблем этого процесса являются взаимодействие и взаимовлияние. Англицизмы в конце XX веков проникли в русскую речь стремительно и в больших количествах.

«В словах компьютер, лайнер и байт ничего плохого нет, - пишет Ф.П.Филин, - они уместны в русском языке. Проблема состоит не в качестве отдельного слова, а в количестве заимствованных англицизмов».

Цели, задачи

Перед началом своей исследовательской работы я поставила перед собой несколько целей:

  1. Изучение причин возникновения англицизмов в русском языке;
  2. Изучение влияния англицизмов на нашу речь;
  3. Определение способов образования англицизмов.

Достичь поставленных целей мне помогли следующие задачи:

  1. Выяснить, что называется англицизмами;
  2. Рассмотреть способы их образования;
  3. Провести несколько опросов среди школьников и взрослых людей;
  4. Проконсультироваться с учителем английского языка.

Результат исследования

Результатом моего исследования является работа по английскому языку на тему: «Англицизмы в современном русском языке» и слайдовая презентация этого материала с докладом.

Вступление

  • Обоснование причин, побудивших начать работу

Прежде чем выбрать данную тему, в списке были и другие, не менее интересные. Сравнив все варианты моей исследовательской работы, я решила остановиться на теме «Англицизмы».

Мне захотелось узнать об этой проблеме больше информации, так как считаю ее очень актуальной. Также сделать проект на интересную и общественно-полезную тему.

Выбрать именно ее мне помог мой учитель английского языка.

В своей работе я использовала различные методы ознакомления с новой информацией:

 

  • Опрос респондентов;
  • Анкетирование;
  • Исследование и анализ результатов опроса;
  • Поиск и изучение информации в различных источниках;

История возникновения англицизмов

в русском языке

Англицизмы – заимствования из английского языка в каком-либо другом языке.

Англицизмы начали проникать в русский язык на рубеже XVIII-XIXвеков, но их приток оставался незначительным вплоть до 90-х годов XX столетия. В это время начался интенсивный процесс заимствования слов и замещения русских лексических единиц английскими для выражения отсутствующих фраз и слов в языке.

Не только наш язык поддался такому огромному влиянию английского языка, но и такие страны, как Германия и Франция. Эти страны уже давно испытывают влияние английского языка, так как в этих государствах научно-технический прогресс начался гораздо раньше.

Поэтому, 1 июля 2006 года в России вступил закон «О государственном языке РФ», где есть статья о защите и поддержке русского языка.

Причины заимствования иностранных слов

В процессе исторического развития человеческие языки постоянно вступали и продолжают вступать в языковые контакты друг с другом. Существует множество причин появления такой большой волны англицизмов в русской речи:

  1. Появление Глобальной системы Интернета;
  2. Развитие мирового рынка;
  3. Расширение межгосударственных отношений;
  4. Изменение политической, экономической и культурной жизни общества;
  5. Мировое лидерство США.

Кроме всего этого, возросла необходимость в интенсивном общении с людьми, которые пользуются языками.

Люди стали чаще путешествовать по миру,  следовательно, потребность знания иностранных языков увеличилась.

Более того, современное население РФ считает английский язык более престижным и модным.

Мода или необходимость?

Тем не менее, действительно ли англицизмы – лишь способ ярче выразить наши мысли, или они стали необходимостью в русском языке?

Заимствования, будучи по большей части словами книжными или специальными, употребляются в текстах научного и технического характера. В последнее время главным источником языкового материала стали современные СМИ.

Англицизмы встречаются в газетных статьях, чаще всего в спортивных, политических, научных и технических.

Англицизмы употребляются школьниками, подчеркивают уровень их информированности. Иностранные слова в речи учащихся могут играть роль своеобразных цитат. Слова искажаются и переделываются на русский лад. Например, слово «Клевый» скорее всего, произошло от английского слова «Clever»- «умный», а слово «фигнюшка» - от слова «thing» - «вещь».

Я провела опрос среди школьников МОУ СОШ №4 с. Кочубеевского в возрасте от 13 до 17 лет. Были заданы следующие вопросы:

  • Устраивает ли вас обилие иностранных слов в русском языке?
  • Употребляете ли вы англицизмы в своей речи?
  • Хорошо или плохо влияет присутствие англицизмов в нашем языке?

По итогам опроса¸ было доказано, что 73% учащихся употребляет в их речи заимствованные слова, 67% устраивает обилие зарубежных фраз и слов, а 47% считают, что англицизмы положительно влияют на нашу речь.

Из этого следует, что большинство подростков устраивают заимствованные слова и они не против употреблять их. Однако, больше половины учащихся считают, что англицизмы отрицательно влияют на нашу речь.

Так же, я провела еще один опрос, который вы видите на экране.

Примеры и способы образования англицизмов

Процесс освоения иноязычной лексики очень сложное взаимодействие фонетических и грамматических систем двух языков. При переходе в русский язык иностранные слова подвергаются изменениям. Например, в русском языке нет букв «h»и «w», которые присутствуют в английском языке. При заимствовании слов с буквой «h» она изменяется и произносится либо как «г», либо как «х» (hockey-хоккей, hooligan-хулиган, handball-гандбол, Hamlet- Гамлет).

Звук [w] меняется на[у] (weekend-уикенд, Wales-Уэльс), или на [в] (businesswoman-бизнесвумен,western-вестерн).

Для заимствований характерно наличие сочетаний тч/дж (матч, имидж, джем), окончаний –инг, - ер, -мен ( шоппинг, бизнесмен, супермен, таймер, рейтинг).

Не менее важной частью освоения англицизмов являются морфологические освоения. В пример возьмем слова «Интернет». Это слово пришло в русскую речь 20 лет назад. В начале его употребляли без склонений, а писалось оно на английском языке: сInternet, безInternet, вInternet.

Позже к этому слову начали приписывать русские окончания: сInternet’ом, безInternet’а, вInternet’е.

Некоторые люди писали это слово всегда по-русски, не склоняя: в Интернет, без Интернет, с Интернет. Другие решили писать это слово на русском языке с употреблением падежей: в Интернете, без Интернета, с Интернетом. Это странно, потому что слово «net» означает «сеть», т.е. существительное женского рода. Эта неразбериха продолжалась на протяжении долгих лет. Сейчас слово «Интернет» внесено в состав словаря новых русских слов.

Способов образования англицизмов всего 8:

  1. Прямые заимствования. Слова приблизительно в том же виде и значении, что и в оригинале (уик-энд, мани и т.д.)
  2. Гибриды. Образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания (аскать, бузить)
  3. Калька. Слова, употребляемые и сохранением фонетического и графического облика (меню, вирус, клуб, диск)
  4. Полукалька. Слова, которые при грамматическом освоении подчиняются привалам русском грамматики (драйв-драйва)
  5. Экзотизмы. Слова, не имеющие аналогов в русской речи (хот-дог, чипсы, чизбургер)
  6. Иноязычные вкрапления. Обычно имеют эквиваленты, но стилистически от них отличаются, используются как средства выразительности (окей, вау)
  7. Композиты. Слова, состоящие из 2 английских слов (секонд-хенд, видео-салон, тест-драйв, хенд-мейд)
  8. Жаргонизмы. Слова, появившиеся вследствие искажения какого-либо слова (крезанутый - шизанутый («crazy»))

Англицизмов в современном языке довольно большое количество и всех их не назвать. Некоторые из них вы сейчас видите на таблице.

Так же вы можете видеть примеры загрязнения русской речи англицизмами.

Угроза ли для русской речи?

Ученые считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3 %, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствований в русском языке уже превышает 10%. Значит, вскоре, русский язык исчезнет, и его заменит английский?

Выводы

 Из этого следует, что употреблять англицизмы - это модно и актуально. С помощью них люди стремятся подражать культуре Западных стран. Довольно большое количество людей используют в своей речи англицизмы.

Заключение

Рассмотрев эту ситуацию, я могу сделать вывод, что многочисленные англицизмы – это обычное явление, отражающее активизировавшиеся связи России в другими странами.

Но с другой стороны, в погоне за всем иностранным, мы можем потерять собственный язык, а ведь он отражает образ жизни и мысли русского человека.

«Бессмертие народа в его языке»,- говорит известный поэт и писатель Чингиз Айтматов.

Если мы хотим уберечь нашу культуру и неповторимость, мы обязаны беречь и стараться сохранить наш родной язык.

Используемая литература:

  • А.А. Ионина « История английского языка»
  • Н.П. Каменецкая «Иностранные языки в школе»
  • Журнал для изучающих английский язык  «SPEAK OUT»
  • Учебник английского языка 8 класса «Enjoy English»
  • Учебник английского языка 7 класса «Happy English 2»
  • М.А. Мыльцева «Современный русский язык»
  • http://wikipedia.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа по английскому языку Мода или необходимость? Подготовила Ученица 9 класса А МОУ СОШ № 4 С.Кочубеевского Журавлева Виктория Ивановна

Слайд 2

Оглавление ВВЕДЕНИЕ Проблема Цели, задачи Результат исследования ВСТУПЛЕНИЕ Обоснование причин, побудивших к исследованию История пришествия англицизмов в русский язык Причины заимствования иностранных слов Мода или необходимость? Являются ли англицизмы угрозой для русского языка? Способы образования англицизмов и их примеры Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ Используемая литература

Слайд 3

«В словах «компьютер, лайнер и байт нет ничего плохого, они уместны в русском языке. Проблема состоит не в качестве отдельного слова, а в количестве заимствованных англицизмов»

Слайд 4

заимствования из английского языка в каком-либо другом языке АНГЛИЦИЗМЫ –

Слайд 5

Причины появления англицизмов в русском языке:

Слайд 8

«Клевый» « Clever » « Фигнюшка » « Thing »

Слайд 9

Устраивает ли вас обилие иностранных слов? Употребляете ли вы англицизмы в своей речи? Хорошо или плохо присутствие англицизмов в нашем языке?

Слайд 10

Понимают Не понимают Студенческий IQ бал 91 % 9% В этом есть драйв 82% 18% Объявили кастинг 91% 9% Хочешь клубничный фреш? 85% 15% В период рецессии 35 % 65% Участники контекста 76 % 24% Роман закончился хеппи-эндом 94 % 6% Шапка сделана из коттона 52% 48 %

Слайд 11

Если заимствованные слова превышают 2-3 %, то возможно скорое исчезновение русского языка. На данный момент количество заимствованных слов превышает уже 10 % !

Слайд 13

1) С INTERNET Без INTERNET В INTERNET 2) С INTERNET’ ом Без INTERNET’ а В INTERNET’ е 3) С ИНТЕРНЕТ Без ИНТЕРНЕТ В ИНТЕРНЕТ 4) С ИНТЕРНЕТом Без ИНТЕРНЕТа В ИНТЕРНЕТе

Слайд 14

Женский род

Слайд 15

Способы образования англицизмов Прямые заимствования Гибриды Калька Полукалька Экзотизмы Иноязычные вкропления Композиты Жаргонизмы

Слайд 16

Политика/Экономика/должности Саммит, брифтинг , спикер, рейтинг, холдинг, ваучер, спичрайтер, инвестиция, спонсор, баррель, оффшоры , дилер, бизнесмен, менталитет Продукты питания/торговля Хот-дог, чизбургер , гамбургер, бербекю , поп-корн, кока-кола, супермаркет, секонд хенд , юнисекс Спорт Фитнес, серфинг, бодибилдинг, сноуборд, фитбол , голкипер, снайпер, контест , скутер Искусство/радио/ТВ Триллер, вестерн, клип, мюзикл, кастинг, шейк, хит-парад, супермен, скинхед Дом/быт/канцелярия Кулер, миксер, тостер, блендер, сайдинг , парфюм, скраб , спрей, степлер , скотч Информационные технологии Компьютер, монитор, процесс, калькулятор, ноутбук,Ю сканет , процессор, хакер, сайт, блог, смайл

Слайд 18

« Бессмертие народа в языке» Ч. Айтматов

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Исследовательская работа учащейся 10 класса Бондаревой Дианы по теме «Порог ментальности русских и английских старшеклассников при соприкосновении культур»

Данная работа отражает исследования ученицы в области различий  в менталитете российских и английских старшеклассников.  Понятие «порог» называет условную черту, за которой становится возмож...

Исследовательская работа учащегося 6 класса по теме: "Гидропоника - способ выращивания овощей"

Исследовательская работа учащегося 6 класса по теме: "Гидропоника - способ выращивания овощей"...