Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
рабочая программа по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Пояснительная записка

Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадоксально, практика школы и специальные исследования установили, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают именно на безударные гласные. В том числе как на проверяемые, так и непроверяемые. На долю последних, по подсчетам, сделанным на основе словаря С. И. Ожегова, приходится 13,6% русской лексики, что составляет чуть более 50% слов с безударной гласной в корне.

Большое количество слов с этими орфограммами в русском языке обязывает вводить в программу и учебники  начальных и средних школ обязательное заучивание их написания. Действующие программы и учебники специально предусматривают определенный объем слов для каждого года обучения. В общей сложности за время обучения в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарь-минимум.

Однако, как показывают анализы срезовых работ и диктантов, школа не обеспечивает успешное формирование навыков написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с данной орфограммой остается весьма актуальным.  

Гипотеза исследования – если учитывать повторяющиеся, типические особенности мыслительной деятельности и правильно выбирать прием предъявления  слов с непроверяемой безударной гласной в корне, то это сделает процесс обучения более рациональным и эффективным и повысит качество усвоения слов с данной орфограммой.

Объектом исследования является зависимость усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными от приемов их предъявления: орфографическое проговаривание слов учителем, орфографическое проговаривание слов учащимися, зрительная фиксация, трехкратная запись слов учащимися, воздействие мнемонических средств на процесс запоминания слов с данной орфограммой.

Предмет исследования – уровень усвоения учащимися слов с непроверяемой безударной гласной в корне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nichkova_t.a._nou_planirovanie_raboty_orfografiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме

«Корневая гласная – самая опасная!»

(Зависимость усвоения слов с непроверяемой

безударной гласной от приемов их предъявления)

Автор: Ничкова Т. А.,

 учитель русского языка

 и литературы

Пояснительная записка

Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадоксально, практика школы и специальные исследования установили, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают именно на безударные гласные. В том числе как на проверяемые, так и непроверяемые. На долю последних, по подсчетам, сделанным на основе словаря С. И. Ожегова, приходится 13,6% русской лексики, что составляет чуть более 50% слов с безударной гласной в корне.

Большое количество слов с этими орфограммами в русском языке обязывает вводить в программу и учебники  начальных и средних школ обязательное заучивание их написания. Действующие программы и учебники специально предусматривают определенный объем слов для каждого года обучения. В общей сложности за время обучения в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарь-минимум.

Однако, как показывают анализы срезовых работ и диктантов, школа не обеспечивает успешное формирование навыков написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с данной орфограммой остается весьма актуальным.

Гипотеза исследования – если учитывать повторяющиеся, типические особенности мыслительной деятельности и правильно выбирать прием предъявления  слов с непроверяемой безударной гласной в корне, то это сделает процесс обучения более рациональным и эффективным и повысит качество усвоения слов с данной орфограммой.

Объектом исследования является зависимость усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными от приемов их предъявления: орфографическое проговаривание слов учителем, орфографическое проговаривание слов учащимися, зрительная фиксация, трехкратная запись слов учащимися, воздействие мнемонических средств на процесс запоминания слов с данной орфограммой.

Предмет исследования – уровень усвоения учащимися слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

Цели:

  1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
  2. Исследовать усвоение написания непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм учащимися 6 классов;
  3. Выяснить роль фиксированных приемов в усвоении этих орфограмм, а также индивидуально-типические особенности учащихся в приемах запоминания написания слов;
  4. Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
  5. Повышать социальный статус знаний;
  6. Ввести школьника в мир научной проблематики.

Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

  1. Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
  2. Приобщение подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
  3. Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.

Основными методами данного исследования являются:

  1. анализ и синтез;
  2. восхождение от абстрактного к конкретному;
  3. наблюдение;
  4. сравнение;
  5. опрос и тестирование;
  6. контрольно-экспериментальные работы;
  7. визуализация данных.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

  1. Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
  2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
  3. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
  4. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  5. Проведение практической части исследования (тестирование, опрос, отработка различных приемов предъявления слов с непроверяемыми безударными гласными в корне);
  6. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями. Создание брошюры, содержащей дидактический материал и мнемотехнику, способствующих  эффективному усвоению слов с данной орфограммой;
  7. Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов;
  8. Выводы и предложения.

Все эти этапы делятся на 3 блока.

В первом блоке элементы плана представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности.

Во втором блоке описывается собственная экспериментальная часть работы.

Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.

Планирование работы НОУ

Месяц

Тема

Задачи

Результат

Сентябрь

Подготовительная работа.

Сущность и виды научной работы. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы.

Обсуждение значимости темы, определение объекта и предмета, методов исследования, составление плана работы, предварительный поиск информации.

Формулировка темы, выявление значимости для науки.

Октябрь

Разработка гипотезы, цели и задач исследования, их формулировка. Уточнение объекта и предмета исследования.

Формулирование целей и задач.

Формулировка целей и задач исследования.

Ноябрь

Обработка информационных источников. Различные виды чтения (просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее).

Проведение контрольно-экспериментального диктанта.

Обучение различным видам чтения. Выделение наиболее значимого материала и его сравнение. Обучение анализу результатов.

Создание «банка данных» (папка информационных материалов).

Декабрь

Подготовка теоретических и практических материалов. Анализ собранной информации. Проведение экспериментальной работы с учащимися 6 классов (запоминание слов с непроверяемыми безударными гласными с помощью различных приемов их предъявления).

Обучение методикам работы с разными источниками информации (корректирование, цитирование, ссылки на источник информации).

Пополнение «банка данных».

План прочитанного,

свободное переложение, ксерокопирование   текста  или его частей, тезисы. Создание списка слов для работы в экспериментальных классах.

Январь

Консультирование по написанию:

  1. основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость;
  2. обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему, обозначенную тему;
  3. авторское отношение к различным решениям проблемы, выводы по введению.

Дать представление о научном стиле изложения.

Систематизация  теоретического материала и подготовка практической части к завершающему контрольно-экспериментальному срезу.

Февраль

Проведение завершающего контрольно-экспериментального среза. Обработка информации.

Консультирование по написанию:

  1. основная часть работы (проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными; аргументы и факты, доказывающие теорию; теория, подкрепляющая практику);
  2. заключение (Что дало это исследование? Его значение для науки, практическое применение, над чем предстоит поработать).

Подготовка чернового варианта работы.

Черновой вариант работы.

Март

Правка черновика работы.

Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, способ и техника печати). Создание брошюры, содержащей дидактический материал и мнемотехнику.

Доработать черновик.

Грамотное оформление исследовательской работы.

Доработанный черновой вариант исследовательской работы.

Создание материалов к презентации.

Апрель

Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.

Отчет о проделанной работе на научно-исследовательской конференции.

Выступление на конференции.

Май

Подведение итогов.

Оформление работы.

Папка научно-исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка

Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....

Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)

Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы    Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...

Презентация к научно-практической работе "Корневая гласная - самая опасная!"

Основной целью данной работы является изучение и обобщение теоретического материала по теме исследования и выявление роли фиксированных приемов в усвоении непроверяемых гласных в корне учащимися 6-х к...

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Чем отличается учебная работа от научно-исследовательской?

рассказывется отличие учабной работы от научно-исследовательской работы...

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»

Экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения её как самостоятельного предмета в школе. Однако она возникла не на пустом месте, впрочем, как и не может существовать сама ...

Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)

Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)...