Главные вкладки

    Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
    рабочая программа по теме

    Ничкова Татьяна Анатольевна

    Пояснительная записка

    Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадоксально, практика школы и специальные исследования установили, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают именно на безударные гласные. В том числе как на проверяемые, так и непроверяемые. На долю последних, по подсчетам, сделанным на основе словаря С. И. Ожегова, приходится 13,6% русской лексики, что составляет чуть более 50% слов с безударной гласной в корне.

    Большое количество слов с этими орфограммами в русском языке обязывает вводить в программу и учебники  начальных и средних школ обязательное заучивание их написания. Действующие программы и учебники специально предусматривают определенный объем слов для каждого года обучения. В общей сложности за время обучения в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарь-минимум.

    Однако, как показывают анализы срезовых работ и диктантов, школа не обеспечивает успешное формирование навыков написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с данной орфограммой остается весьма актуальным.  

    Гипотеза исследования – если учитывать повторяющиеся, типические особенности мыслительной деятельности и правильно выбирать прием предъявления  слов с непроверяемой безударной гласной в корне, то это сделает процесс обучения более рациональным и эффективным и повысит качество усвоения слов с данной орфограммой.

    Объектом исследования является зависимость усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными от приемов их предъявления: орфографическое проговаривание слов учителем, орфографическое проговаривание слов учащимися, зрительная фиксация, трехкратная запись слов учащимися, воздействие мнемонических средств на процесс запоминания слов с данной орфограммой.

    Предмет исследования – уровень усвоения учащимися слов с непроверяемой безударной гласной в корне. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nichkova_t.a._nou_planirovanie_raboty_orfografiya.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

    «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

    Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме

    «Корневая гласная – самая опасная!»

    (Зависимость усвоения слов с непроверяемой

    безударной гласной от приемов их предъявления)

    Автор: Ничкова Т. А.,

     учитель русского языка

     и литературы

    Пояснительная записка

    Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадоксально, практика школы и специальные исследования установили, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают именно на безударные гласные. В том числе как на проверяемые, так и непроверяемые. На долю последних, по подсчетам, сделанным на основе словаря С. И. Ожегова, приходится 13,6% русской лексики, что составляет чуть более 50% слов с безударной гласной в корне.

    Большое количество слов с этими орфограммами в русском языке обязывает вводить в программу и учебники  начальных и средних школ обязательное заучивание их написания. Действующие программы и учебники специально предусматривают определенный объем слов для каждого года обучения. В общей сложности за время обучения в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарь-минимум.

    Однако, как показывают анализы срезовых работ и диктантов, школа не обеспечивает успешное формирование навыков написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с данной орфограммой остается весьма актуальным.

    Гипотеза исследования – если учитывать повторяющиеся, типические особенности мыслительной деятельности и правильно выбирать прием предъявления  слов с непроверяемой безударной гласной в корне, то это сделает процесс обучения более рациональным и эффективным и повысит качество усвоения слов с данной орфограммой.

    Объектом исследования является зависимость усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными от приемов их предъявления: орфографическое проговаривание слов учителем, орфографическое проговаривание слов учащимися, зрительная фиксация, трехкратная запись слов учащимися, воздействие мнемонических средств на процесс запоминания слов с данной орфограммой.

    Предмет исследования – уровень усвоения учащимися слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

    Цели:

    1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
    2. Исследовать усвоение написания непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм учащимися 6 классов;
    3. Выяснить роль фиксированных приемов в усвоении этих орфограмм, а также индивидуально-типические особенности учащихся в приемах запоминания написания слов;
    4. Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
    5. Повышать социальный статус знаний;
    6. Ввести школьника в мир научной проблематики.

    Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

    1. Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
    2. Приобщение подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
    3. Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.

    Основными методами данного исследования являются:

    1. анализ и синтез;
    2. восхождение от абстрактного к конкретному;
    3. наблюдение;
    4. сравнение;
    5. опрос и тестирование;
    6. контрольно-экспериментальные работы;
    7. визуализация данных.

    Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

    1. Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
    2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
    3. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
    4. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
    5. Проведение практической части исследования (тестирование, опрос, отработка различных приемов предъявления слов с непроверяемыми безударными гласными в корне);
    6. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями. Создание брошюры, содержащей дидактический материал и мнемотехнику, способствующих  эффективному усвоению слов с данной орфограммой;
    7. Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов;
    8. Выводы и предложения.

    Все эти этапы делятся на 3 блока.

    В первом блоке элементы плана представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности.

    Во втором блоке описывается собственная экспериментальная часть работы.

    Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.

    Планирование работы НОУ

    Месяц

    Тема

    Задачи

    Результат

    Сентябрь

    Подготовительная работа.

    Сущность и виды научной работы. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы.

    Обсуждение значимости темы, определение объекта и предмета, методов исследования, составление плана работы, предварительный поиск информации.

    Формулировка темы, выявление значимости для науки.

    Октябрь

    Разработка гипотезы, цели и задач исследования, их формулировка. Уточнение объекта и предмета исследования.

    Формулирование целей и задач.

    Формулировка целей и задач исследования.

    Ноябрь

    Обработка информационных источников. Различные виды чтения (просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее).

    Проведение контрольно-экспериментального диктанта.

    Обучение различным видам чтения. Выделение наиболее значимого материала и его сравнение. Обучение анализу результатов.

    Создание «банка данных» (папка информационных материалов).

    Декабрь

    Подготовка теоретических и практических материалов. Анализ собранной информации. Проведение экспериментальной работы с учащимися 6 классов (запоминание слов с непроверяемыми безударными гласными с помощью различных приемов их предъявления).

    Обучение методикам работы с разными источниками информации (корректирование, цитирование, ссылки на источник информации).

    Пополнение «банка данных».

    План прочитанного,

    свободное переложение, ксерокопирование   текста  или его частей, тезисы. Создание списка слов для работы в экспериментальных классах.

    Январь

    Консультирование по написанию:

    1. основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость;
    2. обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему, обозначенную тему;
    3. авторское отношение к различным решениям проблемы, выводы по введению.

    Дать представление о научном стиле изложения.

    Систематизация  теоретического материала и подготовка практической части к завершающему контрольно-экспериментальному срезу.

    Февраль

    Проведение завершающего контрольно-экспериментального среза. Обработка информации.

    Консультирование по написанию:

    1. основная часть работы (проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными; аргументы и факты, доказывающие теорию; теория, подкрепляющая практику);
    2. заключение (Что дало это исследование? Его значение для науки, практическое применение, над чем предстоит поработать).

    Подготовка чернового варианта работы.

    Черновой вариант работы.

    Март

    Правка черновика работы.

    Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, способ и техника печати). Создание брошюры, содержащей дидактический материал и мнемотехнику.

    Доработать черновик.

    Грамотное оформление исследовательской работы.

    Доработанный черновой вариант исследовательской работы.

    Создание материалов к презентации.

    Апрель

    Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.

    Отчет о проделанной работе на научно-исследовательской конференции.

    Выступление на конференции.

    Май

    Подведение итогов.

    Оформление работы.

    Папка научно-исследовательской работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка

    Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....

    Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)

    Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы    Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...

    Презентация к научно-практической работе "Корневая гласная - самая опасная!"

    Основной целью данной работы является изучение и обобщение теоретического материала по теме исследования и выявление роли фиксированных приемов в усвоении непроверяемых гласных в корне учащимися 6-х к...

    Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

    Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

    Чем отличается учебная работа от научно-исследовательской?

    рассказывется отличие учабной работы от научно-исследовательской работы...

    Из опыта работы «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»

    Экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения её как самостоятельного предмета в школе. Однако она возникла не на пустом месте, впрочем, как и не может существовать сама ...

    Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)

    Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)...