Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – курянин»
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – курянин»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57» города Курска
Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» Протокол № 12 от 22.05.2025 Председатель педагогического совета ______________ И.Б. Панченко |
| УТВЕРЖДАЮ Приказ № 1/157-1 от 22.05.2025г Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» ___________ О.А. Жилина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я КУРЯНИН»
(основное общее образование)
Срок освоения программы: 1 года
7 «Д» класс
Классный руководитель – Локтионова Ольга Евгеньевна
Курск
2025-2026 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – Курянин» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897;
- Положением о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области (протокол №1 от 23.08.2024 Приказ 307-од от 23.08.2024).
Данная программа будет реализована в рамках национального проекта «Образование: шаг в будущее»
Актуальность программы «Я – курянин»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Я - курянин» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян и географической картине окружающего мира. Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебных предметов «История», «География», и призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие истории, природных особенностей и современного развития родного края и малой родины.
В ФОП ООО с целью расширения знаний обучающихся о географии и истории родного края, формирования умения работать с разными источниками информации, развития познавательной активности и интереса к географии, истории, культуре родного края, воспитания чувства патриотизма, любви к «малой родине» может быть использовано направление внеурочной деятельности, связанное с «реализацией комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятий, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурных и социальных практик с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (п. 29.3.4.). Курс внеурочной деятельности «Я – курянин» обеспечивает достижение целей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания на основе использования богатого природного культурно-исторического наследия курского края.
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о малой родине, играет существенную роль в нравственном, гражданско- патриотическом, эстетическом, трудовом воспитании, является связующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.
Цель курса внеурочной деятельности «Я – курянин»
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на духовно-нравственное и социокультурное развитие юных курян, их гражданское становление с учётом потребностей и возможностей каждого обучающегося, стремления к самореализации, воспитание патриота своей Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Я – курянин»
- формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общероссийскому природному и культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям илучшим традициям (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России и края;
- формировать у обучающихся представления о природе, истории, культуре Курской области, обычаях и традициях земляков, современной жизни курского края;
- формировать у обучающихся способность определять историко-архитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для истории и культуры России, региона, местности;
- способствовать развитию у обучающихся понимания уникальности объектов природного наследия региона, как части национального природного наследия, осознания своей причастности к сохранению бесценного, невосполнимого наследия природы.
- способствовать развитию у обучающихся понимания историко-культурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения природно-культурных ландшафтов, памятных объектов, археологического и культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как достояния региона и страны в целом;
- способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края, развивать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- пробудить деятельную любовь к малой родине, видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед краем в будущем;
- укрепить семейные связи посредством изучения истории края через семейные архивы, беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии, совместную деятельность;
- совершенствовать навыки общения со сверстниками и коммуникативные умений в разновозрастной школьной среде;
- повысить общую культуру обучающихся, углубить их интерес к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе широкого круга источников и в первую очередь – на региональном материале;
- развивать умения критически оценивать краеведческую информацию географического и исторического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, качества, обеспечивающие успешность участия в командной работе;
- формировать культуру поведения в информационной среде.
Принципы построения программа курса внеурочной деятельности
«Я – курянин»:
- доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и необходимость создания благоприятных условий для его развития, предполагающий использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой, использование справочной литературы;
- системности и последовательности занятий;
- преемственности, отраженный в концентрическом изложении материала;
- интеграции, межпредметности, определяющий взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом;
- вариативности, позволяющий учителю вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем с учетом особенностей конкретного района, сложившихся традиций;
- наглядности, предполагающей использование разнообразного иллюстративного материала;
- активности, практической направленности, включающий использование проблемного
материала, связь с практической, проектной деятельностью;
- демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика, уважительное отношение к детской инициативе и творчеству.
Место курса внеурочной деятельности «Я - курянин»
Возрастная группа обучающихся, на которую ориентированы занятия – обучающиеся 5-9-х классов. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю, всего 34 занятия в каждом классе.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы или обобщены) с учетом условий школьной информационно- образовательной среды и возможностей доступа к работе с краеведческими материалами.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе современных цифровых информационных ресурсов, которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о природных, народно-хозяйственных и социально значимых объектах родного края, о памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях, достопримечательностях и личностях региональной истории и культуры. Содержание курса внеурочной деятельности «Я – курянин» отражено в электронном образовательном ресурсе – учебном пособии «Я – курянин» и может быть дополнено ЭОР «Культурно-исторический маршрут курского школьника», размещенных на региональной платформе «Я – курянин».
В ходе занятий предполагается освоение теоретического материала и активная практическая деятельность.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации занятий курса внеурочной деятельности нацелены на выработку у обучающихся навыков работы с различными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, печатными периодическими изданиями, Интернет-ресурсами, а также художественной литературой.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых обучающиеся выполняют задания и представляют результаты в форме творческого отчета.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении проектов творческого характера.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного занятия;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает внеурочную деятельность;
выбор форм организации, предполагающих использование средств информационно- коммуникационных технологий.
Особенностью организации занятий курса внеурочной деятельности «Я – курянин» является динамичность его форм. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами, занятия-размышления, занятия-открытия, практические, проектные, проектно- исследовательские, творческие работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Занятие из школьного кабинета можно переносить в ту среду, которая изучается (парк, лес, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. п.).
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены в виде учебных исследований и проектов и представлены для презентации и оценки.
Программа реализуется образовательной организацией в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся. При подготовке к занятиям предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома и т.п. Данный прием способствует формированию у детей семейных ценностей, уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
К участию в реализации курса внеурочной деятельности могут привлекаться различные субъекты социализации – партнеры школы: организации и учреждения дополнительного образования, культуры, в том числе Курский областной краеведческий музей и его муниципальные филиалы, музеи города Курска и Курской области, детские библиотеки, театры и т.д. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе может принимать участие не только учитель истории или географии, но и педагогические работники данной организации (другие учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, педагог-библиотекарь и другие).
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса краеведения.
Система оценки результативности реализации программы курса внеурочной деятельности
«Я – курянин» предполагает использование следующих форм контроля:
текущий контроль (беседы с обучающимися по изучаемым темам, проблемам природных особенностей, исторического развития, культурного наследия города Курска и Курской области);
- тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо-исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, кроссвордов, викторин по различным темам, устных и письменных сообщений, творческих, проектных работ и т.д.).
Оценка достижений обучающихся в форме портфолио включает дневники наблюдений, презентации, исследования, проекты, интервью, творческие работы, участие в конкурсах, выставках, конференциях разных уровней и т.д.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит историко-просветительскую и гражданско-патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего образования:
- осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;
- понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
- проявление обучающимися уважения к природному, историческому и социально- культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
- сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - КУРЯНИН»
Освоение программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
- патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия курского края; уважение к символам России, своего края;
- духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учетом осознания последствий для окружающей среды;
- эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; ценностное отношение к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; бережно относиться к природе и окружающей среде;
- трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- экологическое воспитание: ориентация на применение географических знаний и знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
- базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические и географические факты; выявлять характерные признаки исторических и географических явлений; раскрывать причинно- следственные связи при изучении географических объектов, процессов, явлений и исторических событий; сравнивать объекты, явления, процессы, события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
- базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
- работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной географической и исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
- самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
- самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов:
- комплексное видение географической картины мира (природы, населения, хозяйства) в границах региона;
- целостные представления об историческом пути России и входящих в нее народов, о месте и роли России в мировой истории, базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
- целостные представления об особенностях природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять понятийный аппарат географического знания и приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей;
- умение объяснять географические процессы и явления, определяющие особенности природы региона и его отдельных частей;
- умение работать с основными видами современных источников информации, в том числе картографическими и с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками;
- способность представлять устное и письменное описание событий, явлений, процессов по географии и истории родного края; географии и истории России; личностей, с именем которых связано развитие родного края и страны в целом, подкрепленных фактами, датами, понятиями;
- владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной, в том числе региональной истории;
- владение приемами оценки природные условия и ресурсов своей малой родины, как части России;
- способность использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- способность применять географические и исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде;
- умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями современности;
- осознание необходимости сохранения исторических, культурных, природных памятников своей страны и своего региона.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – КУРЯНИН»
Тема 1. Введение. 1ч.
Почему нужно изучать историю родного края. Понятие «малая родина».
Тема2. Памятники истории, культуры и архитектуры 9ч
Монастыри. Знаменский кафедральный собор. Сергиево — Казанский кафедральный собор.
Пятницкая церковь села Немча.
Коренная пустынь — духовный символ Курской области.
Музейный урок «Город – воин, город – труженик». Стела «Героям-курянам». Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941 -1945годов». Памятный знак
«Жертвам фашизма». Памятный знак Герою Советского Союза К.М.Блинову. Памятный знак Герою Советского Союза Е.И.Зеленко. Триумфальная арка. Памятный знак в честь курян, погибших в Афганистане. Памятник героям — односельчанам в селе Немча.
Железнодорожный вокзал станции Курск. Усадьба «Марьино»
Скифский колодец деревни Липино.
Музейный урок «Уроки доброты и милосердия». Музейный урок «Сохранить бесценный дар».
Тема 3. Памятники природы 3ч
Центрально- Чернозёмный государственный заповедник им. В.В.Алёхина. Половецкий воин. Урочище «Моква»
Озеро Линёво. Разноцветные озёра Железногорска.
Тема 4. Выдающиеся деятели науки и культуры 17ч
Литературный курский край. «Слово о полку Игореве». Иван Голиков. Григорий Иванович Шелихов. Афанасий Афанасьевич Фет. Аркадий Гайдар. Константин Дмитриевич Воробьёв. Евгений Иванович Носов. Литературный музей. Курские писатели и поэты современности.
Музыкальная жизнь курского края. Старинные песни и хороводы. Танки и карагоды в селе Немча. Композиторы курского края: Степан Аникиевич Дегтярёв, Георгий Васильевич Свиридов. Исполнители: скрипач Михаил Гаврилович Эрденко, певица Надежда Васильевна Плевицкая. Музей «Курский соловей». Музыкальный Курск сегодня.
Театральная сцена курского края.
Областной драматический театр им. А.С.Пушкина. Михаил Семёнович Щепкин. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство курского края.
Вячеслав Григорьевич Шварц. Александр Александрович Дейнека. Выставки областной картинной галереи им.А.А.Дейнеки.
Учёные курского края.
Коротков Николай Сергеевич. Недригайлов Виктор Иванович. Семёнов Фёдор Алексеевич.
Уфимцев Анатолий Георгиевич.
Курский край в творчестве художников, писателей и поэтов России. И.Е.Репин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.П.Чехов, А.М.Горький, К.Г.Паустовский и др.
Тема 5. Изучение истории малой родины 4ч
История моего района.
Район, в котором я живу (образование района), название в прошлом и теперь, внешний вид: фото достопримечательностей моего села, района.
Мой дом: история создания, внешний вид. Итоговый урок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я КУРЯНИН»
7 КЛАСС
№ п/п | Темы раздела | Ко л- во ча со в | Количество часов | Форма проведени я занятий | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ||
Теор ия | Пра кти ка | Конт роль | |||||
1 | Северо- западный (Свапский) природный комплекс Курской области | 1 | 1 | Беседа | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений | ||
2 | Юго- западный (Суджанский) природный комплекс Курской области | 1 | 1 | Занятие- открытие. Творческая мастерска я. | организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения | ||
3 | Восточный (Тимско- Олымский) природный комплекс Курской области | 1 | 1 | Практичес кое занятие | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
4 | Юго- восточный (Осколо- Донецкий) природный комплекс Курской области | 1 | 1 | Занятие- презентаци я. Творческий проект. | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к | ||
5 | Основные виды ландшафтов Курской области | 1 | 1 | Практичес кая работа. | обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих ученых, писателей, ИКТ (программы-тренажеры, тесты, зачеты в приложении MicrosoftOfficeExcel, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн- конференции и др.) | ||
6 | Повторительн о- обобщающее занятие | 1 | 1 | Занятие- открытие. | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
7 | Политическое положение Курского края в начале XVI века | 1 | 1 | Занятие- игра. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
8 | Рыльск - пограничный город южной укрепленной линии | 1 | 1 | Виртуальн ая экскурсия | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
9 | Природа Курского края и занятия курян в XVI веке | 1 | 1 | Занятие- диспут | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений | ||
10 | Категории населения курян. | 1 | 1 | Занятие- панорама. Практичес кая работа. | организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения | ||
11 | Курск - город- крепость. Большой и малый остроги | 1 | 1 | Занятие- исследоват ельский проект. Самостоя тельные исследован ия. | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения |
12 | Ремесла, торговля курских жителей | 1 | 1 | Занятие- открытие | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к | ||
13 | Куряне на охране границ русского государства. Курские гарнизоны | 1 | 1 | Занятие- презентаци я. Практичес кая работа | обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих ученых, писателей, ИКТ (программы-тренажеры, тесты, зачеты в приложении MicrosoftOfficeExcel, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн- конференции и др.) | ||
14 | Белгородская засечная черта | 1 | 1 | Обзорное занятие. Практичес кая лаборатор ия | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
15 | Быт и нравы курян в XVI- нач. XVII века. | 1 | 1 | Занятие – встреча с интересны ми людьми. Флешмоб. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
16 | Повторение по теме: «Курский край в XVI веке» | 1 | 1 | Занятие- репортаж. | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
17 | «Курский край в «Смутное время»» | 1 | 1 | Живая газета. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений | ||
18 | «Курский край в «Смутное время»» | 1 | 1 | Дидактиче ский театр. | организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения | ||
19 | Борьба курян с внешними врагами в XVII века | 1 | 1 | Занятие – встреча с интересны ми людьми. мастер- класс. | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения |
20 | Положение народных масс и их борьба против крепостного гнета в XVII веке | 1 | 1 | Занятие- конференц ия. | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к | ||
21 | Курское старообрядче ство | 1 | 1 | Виртуальн ая экскурсия. Занятие- открытие. | обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих ученых, писателей, ИКТ (программы-тренажеры, тесты, зачеты в приложении MicrosoftOfficeExcel, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн- конференции и др.) | ||
22 | Образование. Курские школы в XVI –XVII веках» | 1 | 1 | Беседа. Занятие- панорама | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
23 | Основание монастырей на Курской земле в XVI- XVII веках | 1 | 1 | Занятие- репортаж. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
24 | Основание монастырей на Курской земле в XVI- XVII веках | 1 | 1 | Занятие- диспут | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
25 | Святыни Курской земли. Иконописани е | 1 | 1 | Занятие- диспут. Семейное сочинение- рассужден ие. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений |
26 | Святыни Курской земли. Иконописани е | 1 | 1 | Обзорное занятие | организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения | ||
27 | Культура Курского края. Народные ремесла | 1 | 1 | Обзорное занятие. | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
28 | Культура Курского края. Народные ремесла | 1 | 1 | Занятие- портрет | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к | ||
29 | Традиции и обычаи, быт курян | 1 | 1 | Занятие- исследоват ельский проект | обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих ученых, писателей, ИКТ (программы-тренажеры, тесты, зачеты в приложении MicrosoftOfficeExcel, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн- конференции и др.) | ||
30 | Куряне – великие деятели русской земли | 1 | 1 | Занятие- диалог. Живая газета. | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
31 | Куряне – великие деятели русской земли | 1 | 1 | Виртуальн ая экскурсия, занятие- открытие. Занятие- путешеств ие. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
32 | Происхожден ие названий населенных пунктов Курского края | 1 | 1 | Виртуальн ая экскурсия, занятие- открытие. Занятие-путешествие | высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
33 | Резервные часы (обобщение, экскурсии) | 2 | 2 | ||||
Итого: | 34 | 14 | 15 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я – КУРЯНИН»
7 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1. | Северо-западный (Свапский) природный комплекс Курской области. (Теория) | 1 | 03.09.2025 | |
2. | Юго-западный (Суджанский) природный комплекс Курской области. (Теория) | 1 | 10.09.2025 | |
3. | Восточный (Тимско-Олымский) природный комплекс Курской области. (Практика) | 1 | 17.09.2025 | |
4. | Юго-восточный (Осколо- Донецкий) природный комплекс Курской области. (Теория) | 1 | 24.09.2025 | |
5. | Основные виды ландшафтов Курской области. (Практика) | 1 | 01.10.2025 | |
6. | Повторительно-обобщающее занятие. (Теория) | 1 | 08.10.2025 | |
7. | Политическое положение Курского края в начале XVI века. (Практика) | 1 | 15.10.2025 | |
8. | Рыльск - пограничный город южной укрепленной Линии. (Теория) | 1 | 22.10.2025 | |
9. | Природа Курского края и занятия курян в XVI веке. (Контроль) | 1 | 05.11.2025 | |
10. | Категории населения курян. (Практика) | 1 | 12.11.2025 | |
11. | Курск - город- крепость. Большой и малый Остроги. (Практика) | 1 | 19.11.2025 | |
12. | Ремесла, торговля курских жителей. (Теория) | 1 | 26.12.2025 | |
13. | Куряне на охране границ русского государства. Курские гарнизоны. (Практика) | 1 | 03.12.2025 | |
14. | Белгородская засечная черта. (Практика) | 1 | 10.12.2025 | |
15. | Быт и нравы курян в XVI- нач. XVII века. (Практика) | 1 | 24.12.2025 | |
16. | Повторение по теме: «Курский край в XVI веке». (Теория) | 1 | 14.01.2026 | |
17. | «Курский край в «Смутное время»». (Теория) | 1 | 21.01.2026 | |
18. | «Курский край в «Смутное время»». (Теория) | 1 | 28.01.2026 | |
19. | Борьба курян с внешними врагами в XVII века. (Практика) | 1 | 04.02.2026 | |
20. | Положение народных масс и их борьба против крепостного гнета в XVII веке. (Контроль) | 1 | 11.02.2026 | |
21. | Курское старообрядчество (Теория) | 1 | 18.02.2026 | |
22. | Образование. Курские школы в XVI –XVII веках». (Теория) | 1 | 25.02.2026 | |
23. | Основание монастырей на Курской земле в XVI- XVII веках. (Контроль) | 1 | 04.03.2026 | |
24. | Основание монастырей на Курской земле в XVI- XVII веках. (Контроль) | 1 | 11.03.2026 | |
25. | Святыни Курской земли. Иконописание. (Практика) | 1 | 18.03.2026 | |
26. | Святыни Курской земли. Иконописание. (Теория) | 1 | 25.03.2026 | |
27. | Культура Курского края. Народные ремесла. (Теория) | 1 | 08.04.2026 | |
28. | Культура Курского края. Народные ремесла. (Теория) | 1 | 15.04.2026 | |
29. | Традиции и обычаи, быт курян. (Практика) | 1 | 22.04.2026 | |
30. | Куряне – великие деятели русской земли. (Контроль) | 1 | 29.04.2026 | |
31. | Куряне – великие деятели русской земли. (Практика) | 1 | 06.05.2026 | |
32. | Происхождение названий населенных пунктов Курского края. (Практика) | 1 | 13.05.2026 | |
33. | Резервные часы (обобщение, экскурсии). (Практика) | 1 | 20.05.2026 | |
34. | Резервные часы (обобщение, экскурсии). (Практика) | 1 | 27.05.2026 | |
Итого: 34 | ||||
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
- Кабанова, Р.В. География Курской области: Учеб. пособ. для школ Курской области/ Р.В. Кабанова М.Р. Кудинова, Л.Б. Соколовский. – Курск: Изд-во КГПУ,1997.
- Курская область в загадках, вопросах, кроссвордах (пособие для учащихся и учителей) / Авт-сост. Г.В. Козлова, С.И. Корецкая. – Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
- Природа Курского края: учебно-справочное пособие/ Авт-сост. И.В. Рагулина, Т.М. Татаренкова]. – Курск: ООО «Техинвест», 2016.
- Очерки о природе Курской области: (Кн. для чтения) / Под ред. Р. В. Кабановой, О. П. Лукашовой]. – Курск: Кур. гос. пед. ун-т, 1999.
- Зорин А. В., Стародубцев Г. Ю., Шпилев А. Г., Щеглова О. А. Очерки истории Курского края: от каменного века до Нового времени. – Курск: Славянка, 2008.
- Зорин А.В., Шпилев А.Г. Страницы истории Курского края. Том 1. Курск: ПОЛСТАР Курск, 2019.
- История Курского края. Часть 1. сост В.А.Попков. – Курск, 2011.
Для учителя
Нормативные документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287.
- Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993.
- Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования / Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03.
- Стратегия развития образования в Курской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 11.11.2022 № 1284-па.
- Концепция духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в Курской области, утвержденная приказом Министерства образования и науки Курской области от 14.02.2023 № 1-305.
- Целевая модель организации воспитательной работы в Курской области, утвержденная приказом Министерства образования и науки Курской области от 01.03.2023 № 1-380.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
