Проект "Язык моих предков"
проект (11 класс)
Этот проект о состоянии родного языка. Причины его неиспользования в устной и письменной речи у учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 511.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Еравнинский район»
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№1»
Направление: социальное
Проект
Язык моих предков
Автор проекта:
Цыбикова Эмин Баторовна, 11класс
Научный руководитель проекта:
Максарова Ирина Семеновна,
учитель МБОУ «СОСОШ№1»
с Сосново-Озерское, 2021г
1. Введение……..………………………………………..........................…..…2
2. Основная часть……………………………………………………………………………..5
Современное состояние бурятского языка…...….……………………… …………………………………………...5
Знаем ли мы родной язык?…….…………………………………………………...............................7 #1054; путях сохранения родного языка………………………………………..9
#1047;аключение…….…………………………………………………………….10
Использованная литература…………………………………………………..11
Приложения…………………………………………………………………. 12-15
1. Введение
Язык – важнейшая составная часть культуры народа и отражает не только реальный мир, окружающего человека, но и «его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей, мироощущение, видение мира»
Проблема вымирающих языков является одной из самых животрепещущих проблем современности.
В данной работе сделана попытка изучить проблему владения бурятским языком учеников нашей школы, которые являются носителями языка и выявить пути решения сохранения языка.
Актуальность исследования: В данной исследовательской работе затронута тема, волнующая всех людей, не безразличных к культурному наследию человечества, в частности, к его языковому разнообразию. Эта тема необычайно актуальна в современном мире. Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И, как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры, бурятский язык и его изучение заслуживает бережного отношения и всемерной поддержки. В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Снижение уровня знания бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.
Мы попытались узнать, владеют ли школьники родным бурятским языком; почему язык находится на грани исчезновения и ответить на следующие вопросы:
- Почему мы не умеем говорить на родном языке?
- Что нужно делать, чтобы сохранить бурятский язык?
Были выдвинуты следующие гипотезы:
- Язык- неотъемлемая часть национальной культуры, и вымирание языков ведет к потере культурного разнообразия, национальной индивидуальности и, в целом, этноса.
Цель: выяснить современное состояние бурятского языка в своей школе, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка
Задачи:
1. узнать причины вымирания бурятского языка в нашей школе
2. Изучить проблему владения родным языком учащимися-бурятами и их родителями;
3. Рассмотреть пути сохранения бурятского языка в своей школе;
Объект и предмет исследования: бурятский язык, школьники-буряты
Методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка в школе.
Практическое применение: данную работу можно использовать при изучении проблемы сохранения языка, поиске путей возрождения бурятского языка в школе.
Аннотация
Бурятский язык находится в сложном социальном положении. Ученые, общественность давно бьют тревогу по поводу его дальнейшего развития. Основным инструментом для создания картины мира для большинства бурят, особенно у детей и молодежи, давно и прочно стал русский язык. Русская языковая среда существенно сузила возможности развития бурятского языка в социальной среде, как в малых социальных группах, как семья, так и в целом в бурятском обществе. Основными инструментами, позволяющими развивать язык, являются образовательная система с корпусом методических и методологических разработок, семья, где начинается первичная социализация ребенка и социокультурная среда. Признавая сложности функционирования и развития бурятского языка в российском государстве, в первую очередь, отмечаем такие проблемы, как «ограничение сфер использования развитого письменного языка, снижение объема выполняемой им функции средства общения, уменьшение числа активных носителей языка, особенно среди молодого поколения.
#1054;сновная часть
Современное состояние бурятского языка
Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются духовные ценности, сохраняется культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями. Похвально знать много языков. Сколько языков столько и культур.
Общая численность населения Бурятии составляет 985000 чел. (2020 г). из них, русское население традиционно является наиболее многочисленным и насчитывает726000человек.
Второе место по численности населения занимают буряты–249500 человек (24%).
Причиной угрозы исчезновения языка социологи назвали не востребованность. Родной язык, оказывается, может стать ненужным. «Человечество столкнулось с проблемой массового вымирания: языковое разнообразие нашего мира стремительно сокращается. Когда язык исчезает, с ним исчезает целый мир знаний. Со смертью каждого языка мы теряем культурное наследие; уникальную перспективу окружающего мира, и, самое главное, мы теряем память о том, как целое общество выражало любовь, жизнь. По существу, мы теряем память многих веков жизни народа» - сообщается на одном из сайтов Интернета1.[1]
Несмотря на то, что вымирание языков явление не новое и в какой-то мере закономерное, скорость, с которой это происходит сейчас, тревожит учёных. Каждые две недели исчезает один язык. На сегодня около половины из примерно 7000 живых языков мира находится под угрозой исчезновения в течение ближайших ста лет. Согласно статистическим данным через 50 лет количество языков сократится вдвое. Через 500 лет в мире может остаться лишь один язык.
Основной проблемой исчезновения бурятского языка учёные - лингвисты называют отсутствие языковой среды. Около 55% бурят - билингвы. Именно билингвы являются надеждой на сохранение языка. Если в своих семьях билингвы начнут обучать своих детей языку, то ещё не всё потеряно. Кроме изучения языка в семье, большой проблемой филологи считают отсутствие внешней языковой среды, нет детских иллюстрированных книг, способных заинтересовать малышей, за последние двадцать лет не написано ни одного крупного романа, отражающего современную действительность через призму бурятского менталитета и философии. Языком преподавания является русский язык, сфера общественно – политической жизни связана с русским языком, и конечно же средства массовой информации.
С 1 октября в школе проходит традиционное программное мероприятие - месячник бурятского языка, в рамках которого предусматривается приобщение к истории, языку, традициям и фольклору бурятского народа с широким привлечением общественности. Проводятся социологические исследования среди учащихся общеобразовательных учреждений, также взрослого населения: «Хотим ли мы знать и изучать бурятский язык».
В целом, для сохранения и развития бурятского языка в нашем районе ведется целенаправленная работа. Органами государственной власти проводится комплекс мер по сохранению, развитию национальной культуры, языка и именно сфере образования отводится важнейшая роль в сохранении и развитии родного языка. На правительственном уровне принята программа сохранения языка, в рамках которой множество мероприятий, конкурсов, олимпиад и конференций. Большая работа по возрождению языка и культуры проводится министерством образования, учителями нашей республики. Стали традиционными мероприятия "День бурятского языка", "Гэсэр-Дангина", "На земле Гэсэра", "Моя родословная", «Шагай наадан», конкурсы юных знатоков родного фольклора и другие. Возрождаются наши национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Увеличивается число дошкольных учреждений и учебных заведений, в которых изучается бурятский язык.
Знаем ли мы свой родной язык?
Ученые-лингвисты считают, что в первую очередь родную речь должны прививать в семье. Для того, чтобы узнать, насколько учащиеся нашей школы владеют родным бурятским языком, культурой, мы провели анкетирование с детьми-бурятами. Респондентам были предложены следующие вопросы:
1. Говоришь ли ты на бурятском языке?
2. Понимаешь ли ты бурятский язык?
3. Соблюдаются ли традиции в вашей семье?
4. Знаешь ли ты свою родословную?
5. Участвуешь ли ты в мероприятиях, направленных на развитие бурятской культуры?
6. Говорят ли ваши родные на бурятском языке?
При этом ученики подчеркивают, что вся проблема в том, что нет языковой среды. Они пишут, что даже если в семье говорят на бурятском языке, начиная с детского сада, то затем в школе они не сталкивались с родной речью. Таким образом русский язык постепенно вытесняет необходимость общаться на родном языке.
Таким образом, получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках школы для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаем следующее:
· Издавать газету или рубрику в газете на бурятском языке;
· Провести конкурс на лучшие переводы и озвучивание любимых детских мультфильмов;
· Проводить конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения;
· Школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа.
Глава 3. О путях сохранения родного языка
Родной язык должен развиваться, не забываться, передаваться из поколения в поколение.
В нашей школе ежегодно проводятся такие мероприятия по сохранению и развитию родного языка:
#1052;есячник бурятского языка в октябре месяце (конкурсы стихотворений, рисунков по прочитанным произведениям, выставка книг и журналов в школьной библиотеке)
#1042;нутришкольная олимпиада по бурятскому языку
#1057;агаалган ( конкурсы национальных костюмов, защита мясных и молочных блюд, игра в шагай-наадан, вольная борьба, конкурс- благопожеланий, конкурс – лучший ехор, конкурс-стенгазет «Сагаалган»)
#1064;кольная команда «Золотая десятка» выступает на бурятском языке «Буряадууд энеэлдэе»
Также хочу предложить совету школы, чтобы выпускали одну страницу на бурятском языке в школьной газете «Новости БЭЗТ», в дни празднования Сагаалгана провести школьный «Тухэриг».
В моей семье мои родители, мой брат разговариваем на родном языке, а в школе в основном мы говорим на русском языке, но хотелось бы, чтобы родная речь слышалась не только на уроках бурятского языка, а везде.
Для этого нужно нам всем, начиная с семьи, с детского садика, в школе начать говорить на родном языке.
Заключение
Таким образом, в результате данных исследований я пришла к следующим выводам:
1. В нашем селе основной язык – русский, что и привело к тому, что многие буряты не знают родного языка. Дома в бурятских семьях родители с детьми разговаривают на русском языке, а дедушки и бабушки с родителями говорят на бурятском и русском языках.
2. При опросе было выявлено, что многие школьники не говорят на родном языке, а понимают только половина опрошенных и не говорят на родном языке.
Исходя из этого, я считаю:
#1053;ужно сохранить свой язык, обычаи и культуру в своем селе.
2. Проведение большего количества праздников, посвященных бурятской культуре в нашем селе.
3. Также хотелось бы, чтобы в нашей школе продолжался выпуск стенгазет по праздникам на бурятском языке.
Использованная литература
1. Алагуева В. Алмазная книга о бурятах. Основы мироздания. – Улан-Удэ: Издательство «Республиканская типография», 2007.
2. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Основы мироздания. – Улан-Удэ: Издательство «Республиканская типография», 2006.
Приложение #1043;оворишь ли ты на бурятском языке?
Приложение 2. Понимаешь ли ты бурятский язык?
Приложение 3. Соблюдаются ли традиции в вашей семье?
Приложение #1047;наешь ли ты свою родословную?
Приложение #1059;частвуешь ли ты в мероприятиях, направленных на развитие бурятской культуры?
Приложение #1043;оворят ли ваши родные на родном языке?
Приложение #1055;лан мероприятий по сохранению бурятского языка в нашей школе:
-Неделя бурятского языка
-Проведение внутришкольного конкурса «Баатар и Дангина»
-Конкурс «Дефиле»
-Челлендж «Сагаалганай Уреэл»
-Флешмоб «День бурятского языка»
Приложение 8
Общешкольный конкурс «Дефиле в национальной бурятской одежде»
Приложение 9
Челлендж «Сагаалганай уреэл»
[1] 1. Алагуева В. Алмазная книга о бурятах. Основы мироздания. – Улан-Удэ: Издательство «Республиканская типография», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Душа народа - в народных праздниках"
В нашей школе на протяжении многих лет существуют свои традиции. К ним относятся и фольклорно-спортивные праздники. Такие праздники являются комплексными, так как наряду с развитием физических качеств...
"Песня- душа народа"
Внеклассное мероприятие посвящённое русской народной песне....
Сценарий мероприятия " В песне-душа народа"
Мероприятие "В песне - душа народа" предназначено для учащихся 8х классов. В этом мероприятии могут принимать участие одаренные школьники, занимающиеся в танцевальных коллективах, а также вокалом, хор...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Урок музыки "Песня - душа народа"
Цели урока: · Приобщать к культуре русского народа.· Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее разви...

Творческий проект. "Песня - душа народа"
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творче...

Внеклассное мероприятие: Рериховские вечера "Душа народов" 140-летию Н.К.Рериха посвящается
С творчеством великого художника-ученого, художника-литератора, художника-философа, Николая Константиновича Рериха познакомит вас материал для внеклассного мероприятия. Вашему вниман...