технология обучения чтению
статья по теме

технология обучения чтению по бурятскому языку как государственному

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология обучения чтению

Слайд 2

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора (Г.В.Рогова). В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте.

Слайд 3

Мотив чтения – мысли другого человека, облечённые в смысловую информацию текста Цель чтения – осмысление информации, поступающей через письменный текст

Слайд 4

Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения

Слайд 5

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку: использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала; коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования , письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций; упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

Слайд 6

Функции чтения: Познавательная функция – чтение только для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить, отреагировать Ценностно - информативное чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах РД. Регулятивное чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанным в тексте.

Слайд 7

Продукт чтения – умозаключение, к которому приходит человек в результате чтения Результат чтения – понимание или непонимание письменного сообщения

Слайд 8

Содержание обучения чтению Лингвистический компонент Психологический компонент Методологический компонент

Слайд 9

Лингвистический компонент: Буквы Буквосочетания Слова Словосочетания Предложения

Слайд 10

Психологический компонент Навыки чтения вслух и про себя: Слов 2. Словосочетаний 3. Предложений 4. Текста Умения: Антиципация 2.Вычленения главного 3. Сокращения 4. интерпретации

Слайд 11

Методологический компонент: Умение читать по ключевым словам Умение пользоваться транскрипцией при чтении Умение пользоваться справочными материалами Умение осуществлять языковую догадку

Слайд 12

Формы чтения : 1). Про себя (внутреннее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно « монологично », совершается наедине с собой. 2 ). Чтение вслух (внешнее чтение). – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

Слайд 13

В зависимости от этапа обучения, от индивидуальных особенностей обучаемых и реальных условий обучения может изменяться процентное соотношение чтения вслух и про себя на уроке и дома. Е.Н.Соловова предлагает наиболее оптимальное процентное соотношение различных форм чтения: Форма чтения Начальный этап Средний этап Старший этап Вслух 90% 50% 10% Про себя 10% 50% 90%

Слайд 14

Виды чтения: 1. Изучающее; 3. Ознакомительное; 4. Просмотровое;

Слайд 15

Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание , проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение является, прежде всего, самостоятельной целью обучения чтению. Изучающее чтение одновременно является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения, при которой оттачиваются все приемы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам, исходящим от текста. Оно практикуется обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как главная задача – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.

Слайд 16

При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста

Слайд 17

В результате просмотрового чтения читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы печатной информации выбрать именно ту, которая нужна и исключить необязательное и второстепенное.

Слайд 18

Система работы с текстом Дотекстовый этап ( этап антиципации). Цели: 1.Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения 2.Создать необходимый уровень мотивации у учащихся. 3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Слайд 19

Упражнения и задания. 1. Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить: Тематику текста; Перечень поднимаемых в нем проблем; Ключевые слова и выражения. 2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора. К какому жанру можно предположительно отнести этот текст? Кто, по-вашему, будет главным героем (профессия, национальность)? Где и в какое время может происходить действие? 3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. 4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки. 5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст. 6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику. 7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

Слайд 20

Текстовый этап . Цели: 1. Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений. 2.Продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Упражнения и задания. 1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить: ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности/ложности утверждений; подходящий заголовок к каждому из абзацев; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; описание внешности/места события/отношения кого-либо к чему-либо. 2. Догадаться: о значении слова или слов по контексту; какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.

Слайд 21

Послетекстовый этап . Цель: Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Упражнения и задания. 1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. 2. Доказать, что… 3. Охарактеризовать… 4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ. 5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор. 6. Составить план текста, выделив его основные мысли. 7. Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.

Слайд 22

Требования, предъявляемые к учебным текстам Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения: В начальной школе: стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др. В 5—7 классах: названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы. В 8-9 классах: названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

Слайд 23

Учебные материалы имеют особое значение при обучении чтению, так как от их характера зависит, будет чтение протекать как речевая деятельность учащегося или как упражнение. Поэтому к учебным текстам для чтения предъявляются особые требования, основные из которых следующие: Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал - в какой степени тексты способствуют воспитанию учащихся и формированию морально-этических норм. Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Тексты должны включать фактический материал о стране и народе, язык которого изучается, а также сведения из самых разнообразных областей человеческих знаний (научно-популярные тексты). Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся. Правильность соотношения нового и известного. Из психологии известно, что одним из условий привлечения внимания к объекту является такая степень его новизны, при которой наряду с новыми элементами имеются и элементы, оказывающиеся для учащихся в какой-то мере знакомыми. Мера доступности текстов. Интересный текст, содержащий непреодолимые трудности, теряет в глазах учащихся всякую привлекательность. Планомерное нарастание объема текста.

Слайд 24

Важной задачей является научить учащихся понимать аутентичные тексты, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к словарю. Для этого, как считает Н.Д.Гальскова учащиеся должны усвоить несколько правил работы с текстом: читать текст на бурятском языке - это не значит переводить каждое слово; для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт; чтобы понять текст (или прогнозировать, о чем будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуры; при чтении текста следует опираться в первую очередь на то, что знакомо в нем (слова, выражения), и попытаться прогнозировать содержание текста, догадаться о значении незнакомых слов; - обращаться к словарю рекомендуется лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Слайд 25

Человек читающий - это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего . Проведенные исследования в ряде стран показали, что читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология обучения аудированию

Слайд 2

Аудирование – сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении .

Слайд 3

Аудирование является лидером среди видов речевой деятельности: установлено, что в современном обществе люди слушают 45 % времени, говорят – 30%, читают – 16%, пишут – 9 %. Тем не менее, это один из самых трудно развиваемых видов речевой деятельности.

Слайд 4

При обучении бурятскому языку через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.

Слайд 5

различные режимы воспроизведения аудиотекстов : аутентичный, учебный в естественном темпе, замедленный; запись речи, возможность прослушивания и сравнения ; имитацию реальных ситуаций общения. Упражнения такого рода требуют понимания на слух и выполнения инструкций или подачи ответных реплик; средства формирования фонетических навыков аудирования ; включение в процесс обучения аудированию аутентичных материалов, отражающих повседневную жизнь носителей языка создает условия для формирования аутентичных фонетических навыков аудирования ; средства визуализации, позволяющие детям 3наглядно представить процессы, сопровождающие производство речи, сравнить собственное произноше ние с эталонным.

Слайд 6

Для целенаправленного обучения аудированию на преодоление трудностей и формирование умений и навыков необходимо четко представить себе эти трудности. Трудности аудирования могут быть связаны: 1) с языковой формой сообщения; 2) Со смысловым содержанием сообщения; 3) с условиями предъявления сообщения; 4) с источниками информации.

Слайд 7

Трудности, связанные с языковой формой сообщения. Эти трудности возникают по двум причинам: а) благодаря содержащемуся в сообщении неизученному языковому материалу б) вследствие имеющегося в сообщении знакомого, но сложного для восприятия на слух языкового материала…

Слайд 8

Необходимо также отметить,что не только длина фразы влияет на удержание ее в памяти, но и её глубина.

Слайд 9

Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения . - переход от занимательных (интересных) текстов к содержательным(информативным) -переход от повествовательных(более легких) к описательным (более трудным) -объём -информационная перегрузка

Слайд 10

Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения . . Количество прослушиваний . Темп речи говорящего

Слайд 11

Трудности, связанные с источниками информации. грампластинка,радио . -аудиовизуальные ( картины,слайды ) аудитивные ( грамзаписи,фонозаписи,радио передачи ) -диафильм, телевидение, кинофильм, магнитофонная запись,

Слайд 12

Следует отметить, что до 60 % информации передается с помощью паралингвистических элементов речи: акустических (междометий, ритма, повышения и понижения голоса, пауз и т. п.), визуальных (мимики, жестов, позы говорящих и др.), тактильных (пожатия рук, похлопывания по плечу, отталкивания и др.). Поэтому у некоторых исследователей вызывает сомнение корректность использования магнитофонной записи для прослушивания аудиотекстов при проверке умений аудирования , поскольку при этом у испытуемых отсутствует возможность опоры на паралингвистическую информацию, что осложняет процесс аудирования и не соответствует условиям реальной коммуникации: ведь обычно слушающий не должен декодировать бестелесные (обезличенные) звуки с кассеты. В этой связи, хочется отметить, что значимость применения мультимедиа технологий в данном случае является неоспоримой.

Слайд 13

Для развития умений аудирования необходимо предлагать студенту слушать людей с различными голосовыми параметрами для наблюдения как меняются голос, тембр, темп, интонация, мелодика, диалект.

Слайд 14

В настоящее время информационные технологии играют все большую роль в обучении. Использование информационных технологий позволяет решить одну из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем бурятского языка – развитие умения аудирования .

Слайд 15

Поэтому разработка методических основ обучения бурятскому языку через компьютер должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании бурятского языка ─ формированию коммуникативных умений. Из этого следует, это компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладеть лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличить объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки обучаемых; обеспечить перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.

Слайд 16

Обучение бурятскому языку с использованием мультимедийных средств обучения. Возможность иллюстрирования реального процесса общения на бурятском языке, необходимость приближения образовательной среды к реальным условиям функционирования изучаемого языка и культуры, безусловно, являются актуальными задачами методики обучения бурятского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения чтению бурятскому языку как второму

Чтение как цель и средство обучения бурятскому языку как второмуЧтение – наиболее популярный вид речевой деятельности в общеобразовательных учреждениях. Умения чтения реально использовать в повседневн...

Технология обучения языковым знаниям и формирование навыков (обучение грамматической стороне устной речи и чтения)

Обучение грамматике всегда было трудным и неблагодарным делом. Часто можно услышать лова учителей: "Мои ученики неплохо читают и говорят, но вот грамматику не знают". невозможно отрывать грамматику от...

Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .

Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.             Чтение на иностранно...

Технология обучения чтению на начальном этапе основного общего образования

     Чтение можно рассматривать с разных точек зрения – как психологический процесс, как процесс речевого общения, как речевая деятельность, как речевое умение, как речевое дейст...

«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»

quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...