Метод проектов в аспекте ИКТ на уроках русского языка и литературы.
материал по теме

Павлова Людмила Ивановна

 В данной работе отражен опыт работы организации учебных проектов на уроке русского языка и литературы с использованием ИКТ.

 Направление проектно-компьютерной работы учащихся нацелено на улучшение образования благодаря использованию большинства известных способов восприятия. Важно, что такая работа ориентирована на учебную программу, квалификацию, возраст обучаемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов в аспекте ИКТ.

План.

1. Суть педагогической идеи представляемого опыта.

Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы и русского языка.

2. Технология её реализации.

Разработка материалов для урока.

Презентация работ учащихся.

3. Сроки реализуемого опыта.

4. Результаты реализации идеи:

- предполагаемые;

- промежуточные;

- итоговые.

5. Перспективы развития опыта.

6. Критерии оценки.

Суть педагогической идеи представляемого опыта

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране ещё в начале двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин.

Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая в отличие от занятия или учебного мероприятия ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Меня заинтересовала такая форма работы, так как специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие целостной личности растущего школьника. Активно апробирую эту форму работы в своей деятельности второй год.

Идеи метода проекта восходят к ряду образовательных идей второй половины 19 века. В это время и зародились идеи «свободного воспитания», главной целью которого была необходимость развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Таким образом, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Проекты могут быть разными. Их типы определяются по методам, доминирующим в проекте.

1. Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

2. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, но требуют определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработку первоначальный идей, их анализ, выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж,

3. Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Это могут имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками. Литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях. Обязательно намечается проблема и цели проекта. При этом результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта. Необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

4. Информационные проекты призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данные, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Используют различные методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

5. Практико-ориентированные проекты обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть продукт, удовлетворяющий конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.

Необходимо хорошо продумать структуру проекта, организовать координационную работу по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организовать презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организовать внешнюю оценку проекта.

Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой.

Работа выполняется в течение определённого заданного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- Существование некоей значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого поиска и применения интегрированного знания).

- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

- Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.

- Структурирование этапов выполнения проекта.

- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают осознать ребятам, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий, т. е. формируют ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся:

Понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и учителем, требований к представлению выполненной работы или её частей.

Планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме – «Я хотел бы…».

Планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательных действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы.

Выполнение обобщенного алгоритма проектирования.

Внесение коррективов в ранее принятые решения.

Конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.д.).

Выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов.

Поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно.

Составление схемы необходимых расчётов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме.

Оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне.

Оценивание проектов, выполненными другими.

Понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов.

Расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика.

Применительно к предмету «литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и или идеального продукта.

Рассмотрим последовательно все педагогические характеристики метода проектов при изучении школьного курса литературы:

Целеполагание.

Содержание.

Формы организации и отчетности.

Критерии оценивания.

Использование метода проектов реализуется на материале действующего Стандарта и учебных программ по литературе и включается в организационные рамки существующего в современной школе образовательного процесса, то есть в рамки классно-урочной системы и внеклассной работы.

Целеполагание метода проектов ориентировано на развитие у школьников

личностно и социально значимых качеств;

познавательного интереса;

умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определённой эпохи;

способности ориентироваться в этой информации;

умения анализировать, обобщать её и представлять в виде оформленного результата деятельности.

Среди перечисленных целей важно выделить первую (развитие личностно социально значимых качеств), так как она учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, который сам выступает, наряду с учителем, в качестве активного субъекта деятельности.

Для меня очень важно, что метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, креативность.

Также данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Таким образом, можно отметить влияние метода проектов как в учебно-познавательном, так и в воспитательном аспекте.

Поскольку реализация проектной методики происходит в рамках действующих программ, учитель выбирает одну из значимых тем курса литературы в данном классе. Тема проекта должна быть тесно связана с программой, может строиться на основе какого-то его аспекта.

Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся.

Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Не то, что мните вы, природа…» (тема природы в стихотворениях русских поэтов).

Содержание проекта должно предусматривать наличие значимой, в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска и творческого подхода для его решения.

Таким образом, содержание проекта - это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального или идеального продукта и обладает личностно и социально значимым смыслом для его участников.

Следовательно, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения, с учетом следующей важной особенности: проблема не может быть научно-отвлеченной, она должна носить личностно и социально значимый характер.

При изучении литературы это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимо обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.

Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок; стенгазета, киносценарий, видеофильм, слайд-фильм, публикация, буклет, презентация (выполненные на компьютере), веб-сайт.

Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

В период завершения необходимо организовать внешнюю оценку проекта, таким образом можно отследить эффективность. Критериями оценки качества проведения проекта могут выступить:

- готовность к регулярному контакту с учителем;

- рабочие материалы;

- результаты анкетирования или интервью.

Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе работы в проекте.

Приложение 1

Памятка.

Как подвести итоги проделанной работы?

Как ты организовал свою деятельность?

В каких видах работ ты участвовал?

Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?

Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?

Какой вид работы ты выбрал и почему?

Использовал ли ты в работе компьютер и каким образом?

Чему ты научился в результате работы по проекту?

Что нового ты узнал о себе и своих товарищах в группе?

Что в заданиях понравилось, а что – нет?

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов учителю важно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы, чтобы нацелить учеников на высокий уровень мотивации выполнения проекта.

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

Не иметь единственного и очевидного «правильного ответа».

Вызывать интерес у учеников.

Предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу.

Иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения.

Основополагающий вопрос должен быть интересен для учащихся всего класса, его формулировка может быть несколько шире чисто научной.

В соответствии с проблемным вопросом можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях.

Групповая работа, или обучение в сотрудничестве - это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за свои собственные действия и действия каждого.

Работа в группах создается привлекательной для учащихся в случае специальной ее организации, если:

Создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества (по общей цели, по разумному и справедливому распределению объему работы, по награде, по ресурсам, по ролям).

Обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом.

Учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение слушать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы.

Приведу пример простейшей модели организации групповой работы, имеющей целью подготовку всех членов группы к проведению итоговых испытаний и реализуемых в пяти последовательных этапах:

Изложение материала.

Изучение (закрепление материала в группе).

Проведение итоговых испытаний тестирований, которые могут быть заменены соревнованиями.

Оценка индивидуальных достижений участников группы.

Оценка работы группы в целом.

Технология реализации сути педагогической идеи представляемого опыта

Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - решить научную, техническую или иную проблему и задачу.

Образовательный проект предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

За время реализации педагогической идеи «обучения через проектную деятельность» были выполнены следующие проекты:

«Литературный иллюстрированный журнал «Времена года». 5 класс. Домашнее задание после изучения темы «Фольклор. Малые жанры фольклора». Среднесрочный проект.

«Проверка знаний, полученных при изучении темы «Лексика. Словарный состав языка». 5 класс. Краткосрочный, рассчитан на один урок.

«Проверка знаний, полученных при изучении темы «Синтаксис. Предложение». 5 класс. Краткосрочный, рассчитан на один урок.

«Медиатека. «Поэты и писатели 19 века». 10 класс. Долгосрочный, рассчитан на весь учебный год.

« Годы, опаленные войной…» 6 класс. Среднесрочный.

«Тема природы в стихотворениях русских поэтов». 7 класс. Среднесрочный.

«Характеристика литературных персонажей». 7 класс. Краткосрочный, рассчитан на один урок.

«Сленг, жаргон, ненормативная лексика… или роль ненормативной лексики в процессе коммуникации» 9 класс. Среднесрочный проект.

месяцев.

Так, в работе над проектом «Медиатека. «Писатели и поэты 19 века» в 10 классе планируется совместная работа учителя и учащихся, самостоятельная работа по созданию презентаций в Power Point на протяжении всего учебного года. Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и коллективе.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Тематика образовательных проектов может быть разнообразна:

создание теоретических моделей, фантастические и социальные разработки; литературные, культурные темы.

Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:

- название проекта;

- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

- общая характеристика проекта;

- идея проекта;

- цели и задачи проекта;

- участники проекта;

- условия регистрации в проекте;

- сроки реализации проекта;

- этапы проведения проекта;

- условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

- формы взаимодействия организатора проекта с его участниками и другими субъектами;

- критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта.

- диагностическая и оценочная группа;

- результаты проекта, их оценка. Призы и награды.

- возможное продолжение и развитие проекта;

- авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируется на основе конкретных целей и задач.

Направление проектно-компьютерной работы учащихся нацелено на улучшение образования благодаря использованию большинства известных способов восприятия. Важно, что такая работа ориентирована на учебную программу, квалификацию, возраст обучаемых. Конечным продуктом такого изучения является документ, содержащий текст, рисунки, звуковые элементы. Представляется в форме мультимедиа - презентации. Например, проект «Русские писатели и поэты 19 века».

Технология описываемого проектного метода такова:

Обсуждение и утверждение условий выполнения проекта.

Исследование различных текстовых и изобразительных средств (библиотека, тексты произведений, сканирование, видеозаписи, аудио-книга, музыкальные диски).

Накопление соответствующего материала.

Построение самой системы, что включает производство текстовых, графических и звуковых элементов.

Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:

Создать мотивацию.

Создать образовательную среду.

Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы.

Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений.

Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования.

Организовать работу (в группах, индивидуально).

Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и

Консультировать (по методу убывающих подсказок).

Иметь критерии объективной оценки.

Итак, заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов на реализацию некоего, принятого самим учащимся (это обязательно) решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности.

Библиография.

1.А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Серия «Учебное пособие», «Питер», 2004. с.466-467.

2. Килпатрик. В.Х. Метод проектов.- Л. 1925.

3. Гин. А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

4. Вопросы Интернет – образования (Московский Центр)

5. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах. Современные подходы. Начальная школа. М.; academia . 2002

Приложение 1.

Метод учебного проекта

Памятка.

Как подвести итоги проделанной работы?

Как ты организовал свою деятельность?

В каких видах работ ты участвовал?

Какими видами информации пользовался и как её отбирал?

Достаточно ли тебе было времени, отведенного для работы?

Какой вид работы ты выбрал и почему?

Использовал ли ты в своей работе компьютер и каким образом?

Чему ты научился в результате работы по проекту?

Что нового ты узнал о себе и своих товарищах в группе?

Что в заданиях понравилось, а что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.

в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Материал представлен как результат работы с одаренными детьми....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....