Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района
занимательные факты по теме

Лаксаева Елена Николаевна

Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obryady_i_prazdniki_mordvy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Обряды и праздники      

          мордвы

Зубова Полянского      

                   района

                                                                                    На краю лесного моря-океана,
                                                             Где средь рощ берёзовых — хлебные поля,
 

Выросла красавица Зубова Поляна — 

Сторона заветная, Родина  моя. 

 А. Прохоров.

  1. Зубово-Полянская земля занимает весь юго-запад Республики Мордовия и граничит: с востока и севера — с Торбеевским, Темниковским и Теньгушевским районами  Мордовии, на юге — с тремя районами Пензенской области (Спасским, Вадинским, Земетчинским), на западе — с Рязанской областью — с её Шацким, Кадомским и Сасовским  районами. И только 15 километров отделяют  Зубово - Полянский район от Тамбовской области, с которой наша земля связана общей многовековой историей развития.
  2. Зубово - Полянский район образован 16 июля 1928 года. По площади район — самый большой из 22 районов Мордовии, его территория  —  2 710 км2 (или 271116 га). Это  больше  десятой части республики, больше территорий карликовых стран Европы (например, больше территории Люксембурга, площадь которого — 2 600 км2). Протяженность района с запада на восток — 64 км, с севера на юг — 79 км. 

  1.          Население района  —  64 000 чел., в том числе мордва — 34 500 чел., татары — 700 чел., русские — 28 700  чел. Коренное население — мордва, татары, русские. Для мордвы-мокши — одного из древних  народов,  населяющих  территорию России  —  район является местом наиболее компактного проживания. Но здесь же в небольшом числе проживают представители и других традиционных для центральной России народов, а с недавнего времени — и бывших среднеазиатских республик СССР и закавказского региона. Средняя плотность населения 18,2 чел. на один кв. км

  1. Район славится лесами, которыми занято около 51% его территории и с которыми, как это было и в прошлые века, и сейчас тесно связана  духовная,  производственная  и  бытовая  жизнь многих его жителей. Район  необыкновенно  богат  археологическими  памятниками  разных  эпох : отдельными стоянками, могильниками, городищами, твердями, местами находок кладов и старинных предметов X-XV вв. Историками и археологами установлено, что прапредки мордвы появились
  2. в нашем крае в середине I тысячелетия новой эры, хотя первые стоянки-поселения древних людей возникли на этой территории 10 000 лет назад.
  3. Один из служилых людей стал основателем деревни Зубова Поляна. Первое упоминание о месте строительства деревни и о её владельце относится к 1679 году. В 37-м выпуске "Известий Тамбовской ученой архивной комиссии", изданном в 1893 году в губернском центре, опубликованы копии с Шацких писцовых книг Фёдора Чеботова о владениях Великой старицы иноки Марфы Ивановны в Верхоценской волости … В 1679 году "… ноября в 23 день отказано Фёдору Васильеву сыну Зубова из поросших отводных земель в Шацком уезде в Замокошском стану пустошь Зарослая Поляна на реке Лундане и на речке Парце".
  4. Нет никакого сомнения в том, что в писцовой книге речь идёт о месте слияния этих рек, о месте расположения современной Зубовой Поляны. 

  1. Фёдор Васильевич оказался человеком деятельным, он не терял времени понапрасну. В документе — описании Большого Ценского леса, относящемуся уже к следующему 1680 году — есть сведения о появившемся новом населённом пункте : "в том лесу от черты (засечной. - авт.) ... в сорока пяти верстах на реках Парце да Лаудане построил деревню вновь Фёдор Васильев сын Зубов".  Вновь — на языке того времени обозначало новую. "Зарослая Поляна" была переименована несколько позже по фамилии строителя деревеньки на этой поляне и стала называться "Зубовой" 
  2. Таким образом, более 325 лет назад на Зарослой Поляне возникла Зубова Поляна — одно из многих поселений XVII века, основанных защитниками сторожевых черт русского государства.

И сегодня мне хочется вас познакомить с обычаями Зубова Полянского района.

1.

7 января – Рождество Христово. Он считается величайшим праздником, который служит началом и основанием для прочих праздников в году. К этому дню пекли хлеб, блины, варили позу. С утра священник со своими певчими заходили в каждый дом с молитвой и освещал дома -  

Рождество твоё, Христе Боже наш,

Возсия мирови свет разума в нём

Бо звёздам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды, и тебе ведети

С высоты востока. Господи, слава тебе!

Без такой молитвы  не проходил ни один праздник Рождества. Этим людям даровал здоровье, мир, согласие. И в знак благодарности люди давали хлеб, блины.

После батюшки ходили – колядовали пастухи, которые нанимались пасти скот каждый год.

Они заходили в каждый дом и совершали обряд посевания, т.е. рассыпали зерно по дому, при этом напевая –

                                          Каляда, каляда!

                                          Ламоне валяда.

                                          Траксне вазыяльхть кафтасть,

                                          Учатне верозальхть ярканят,

                                          Аватне шачфтольхть цёранят!

2.

С 8 января начинаются святки. И длятся они до 17 января. В этот время проводились различные игры, гадания, пляски, пение песен. А 13 января в день отдания праздника Рождества Христова люди посещали Божий храм, где проводилась утренняя праздничная служба. В этот день в каждом доме пекут орешки из теста, свиные головы и ножки, и совершают обряды, которые сопровождаются песнями – тауськами.

Утром дети собираются группами и ходят из дома в дом таусить.

                                        Уси, тауси!

                                        Жареные гуси!

                                        Открывай сундучок,

                                        Вынимай пятачок.

                                        Дёрнем за пятку –

                                        Вынимай десятку.

                                        А десятки нету –

                                        Вынимай конфету.

                                        Тауси – тауси!

                                        Кишки залуси.

                                        На печи сидели,

                                        Кушать захотели.

                                       Та-ла-лай, та-ла-лай!

                                       Щакай, шачфт Николай,

                                       Аф Николай – Проса.

                                       Пяштенятне коса?

                                       Сяканяса лапаняса

                                       Тейнек лифть кружканяса

                                      Аф кружканяса, коморняса.

                                      А кда аф максат пяштенят,

                                      Конязт шаван эсконят.

                                      Та-ла-лай, та-ла-лай!

                                      Тувонь пильге подавай!

После этого хозяин каждого дома выносил гостям угощения.

3.

Следующий праздник у мордовского народа – День памяти 40 Севастийских мучеников.

Они были мужественными воинами и все исповедовали христианскую веру, и за это они пострадали. В этот день жители Зубово-Полянского района утром посещали богослужение в местном Храме. В каждом доме по обычаю выпекали 40 маленьких булочек – жаворонков и поднимали на крыши сараев, при этом приговаривая:

                                       Жаворонушки, услышьте нас,

                                       Скорее заметьте нас!

                                       Скорее прилетите,

                                       Весеннее тепло принесите.

                                       Нам зима уж надоела,

                                       Все запасы хлеба съела,

                                       О вас мы соскучились.

                                       Жаворонушки, сюда прилетите,

                                       Здесь гнёзда свои свейте.

                                       Много яиц насидите,

                                       Много птенцов вырастите.

4.

Масленица… Широкая масленица… Так называется последний зимний праздник. Издревле отмечается этот праздник у славянских народов, в том числе и у мордвы. В селах нашего района праздновали масленицу всю неделю. Пекли блины, варили позу. Люди, одетые в праздничный наряд, собирались на площади. Здесь проходило основное гулянье. Молодые люди катались на санках и эйгиве. Играла гармошка, под неё пели частушки:

                                       Масленицась маладкшни,

                                       Просань щамняц каладкшни.

                                       Оцю панксса паннезе,

                                       Масленцяста каннезе.

По всем улицам разливались мордовские песни.

 

В начале недели праздника прощали молодожёнов. Мать невесты звала в гости молодых и его родню. Звучали песни и пляски. После гулянья мать провожала молодых. В этот день она дарила им телёнка или овечку для того, чтобы в молодой семье был достаток. В масленицу с утра до вечера гулял народ. Ходили из дома в дом с гармошкой, пели песни, задорные частушки и плясали.

 

     

Празднование масленицы не обходилось и без катания на лошадях. Звон колокольчиков разливался по всей округе. На разукрашенных цветными лоскутками и колокольчиками лошадях разъезжали люди  с песнями под гармошку. В пятницу или субботу прощали крестников. Крёстные звали к себе в гости крестника. Накрывали стол, и за столом дарили ложку и чашку с гостинцами.

Конечно, праздничный стол был не такой богатый, как в настоящее время, но ни один праздник не обходился без блинов и позы. Кроме этого были на столе кислое молоко, т. е. ряженка, квашеная капуста и рыба.

В последний день масленицы, в воскресенье, люди ходили друг к другу просить прощения. Этот день назывался «прощёным» воскресеньем.

5.

                                          Повсюду благовест гудит,

                                          Из всех церквей народ валит.

                                          Заря глядит уже с небес.

                                          Христос воскрес! Христос воскрес!

                                                                                            А. Майков

Плывёт, переливается в воздухе торжественный колокольный звон. Такой звон во все колокола бывает только на Пасху. Светлое Христово воскресение. Его называют  «красный» - как праздник Победы жизни над смертью. Своим воскресением Христос предвосхитил в будущем всеобщее воскресение и вечную жизнь. Празднование Пасхи в календаре за конкретным числом не закреплено. Бывает в разное время.

У любого народного праздника – своя красота, свои обычаи, свои обряды и приметы. Немало их и на Пасху. На Пасху есть обычай обмениваться яйцами домашних птиц в знак уважения и любви. Предание говорит, что равноапостольная Мария Магдалина, прежде чем начать перед римским императором свою проповедь о Воскресении Христа, поднесла ему красное яйцо. С тех пор все православные христиане на Пасху поздравляют друг друга и обмениваются крашеными яйцами. Яйца красили ещё в четверг, потом в Храме на Пасху их освящали. Важное место на пасхальном столе занимали  крашенные яйца. Именно яйцо  стало символом праздника. Его едят первым, когда садятся за стол. Яйцами обменивались и обмениваются до сих пор, их дарят: родным, соседям, всем, кто придёт поздравлять с праздником.

  В сёлах нашего района в этот день любимой забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи  после обеда и продолжалось целую неделю. Их катали с какого-нибудь бугорочка. Яйцо играющего катится с вершины и ударяется в чьё-либо яйцо, одно из тех, что лежит на земле. Счастливец это яйцо берёт себе.

Но катание яиц было не столько забавой, сколько важным делом. Яйцо –символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу  ото сна.

Также существовал такой обычай – в каждом дворе устраивать качели для детей, а на деревенской площади выкапывались ямы, вставлялись столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Качались все. Пасха длилась целую неделю, она была наполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

6.

Вадово-Селище – это село, где до сих пор сохранились некоторые традиционные праздники, такие как «Акша Келу», который проводится на Троицу.

Накануне Троицы жители этого села приносили из леса молоденькие берёзки и сажали возле своих домов. В воскресенье, т.е. в день Троицы, молодые берёзы сажались около поля в виде ворот. И по краям берёзок вставали две самые красивые девушки. На берёзки вешали крестик и венки, плетённые из цветов и веток берёзы. Молодые девушки плели венки и надевали на головы. Старожил этого села вставал около берёзок и молился Богу, молились и все присутствующие. Просили у Бога богатый урожай, чтобы народ не голодал. Потом  вставали все вокруг берёз и водили хоровод, проходили между берёзок. Затем молодёжь шла к речке, и пускала в воду свои венки, чтобы узнать, выйдет или нет девушка замуж. Потом все подходят  к «праздничному столу» и отмечают праздник. После всего этого  народ шёл к тому месту, где проходила борьба. (Около реки Вад).

   Все мы любим наш район,

В нём мы весело живём.

Приходите, приезжайте,

Путь свободой освещён

         В самый добрый и прекрасный

         В Зубово - Полянский наш район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты исследования по проблеме формирования здорового образа жизни на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа

В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования...

2. Материап к портфолио Кривоноговой ЛП, преподавателя Зубово-Полянского педколледжа

Материалы портфолио Кривоноговой Людмилы Павловны представлены в форме 4-х файлов:Файл №1 содержит общие сведения о преподавателе, о прохождении курсов повышения квалификации, об участии педагога в ме...

Проектная работа " Исследование радиационного фона на территории Зубово-Полянского района РМ "

Цели проекта: Изучить дополнительный материал о радиации и рассмотреть ее воздействие на человека; Определить факторы радиационного техногенного воздействия на окружающую среду; Экспериментально измер...

Культура и обряды мордвы родного края

Описание культуры и обрядов морвы...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...

Электронное портфолио (ССЫЛКА) учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

ССЫЛКА на Электронное портфолио учителя русского языка и литературы  МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»  Левиной Людмилы Николаевны. Портфолио собрано в соответствии с показателями...