Современные образовательные технологии
статья по теме

Дронова Наталия Викторовна

Текст доклада об использовании современных образовательных технологий в работе учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное учреждение

         «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»

     

«Современные технологии

         в образовательном процессе»

                                                                           Подготовила: Дронова Н.В.,                                                                                                                                                                                                                                                учитель русского языка и литературы

                                           

                                                     2012 год

                                          СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационные технологии в процессе обучения русскому языку и литературе …………………………………………………………………………….. 3

2. Научно-исследовательская работа школьников как платформа для успешного обучения в ВУЗе…………………………………………………………7

3. Пути организации образовательного процесса в современных условиях……………………………………………………………………………….9

     

1.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

     Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя. К таким урокам я иду в течение многих лет работы в школе.

     Определённое место в моей работе  занимают оправдавшие себя традиционные методы и приёмы обучения. Но залогом формирования многообразных умений и навыков самосовершенствования обучающихся, обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития является  использование   современных образовательных  технологий: элементов творческой  мастерской, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, личностно-ориентированного  обучения, развития  исследовательских навыков, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных и других.

     Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными уроками, эмоционально-психологические условия для обучения. В последнее время существенно влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников новых информационных технологий, поэтому применение мультимедийных программ позволяет заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и   получить индивидуальный результат. Структура урока русского языка в большей степени обусловлена той методикой, которая реализована в учебнике. Однако можно выделить структурно-содержательные элементы урока, где планируется деятельность учащегося и применение ИКТ:

- на этапе проверки домашнего материала – тренировочные упражнения и т.д.;

- на этапе объяснения нового – работа с предложениями, текстами и т.д.;

- на этапе диагностики – тестирование;

- на этапе самоконтроля – работа с опорными таблицами, справочными материалами.

     Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Задания должны быть доступными, вызывать чувство необычности, в то же время в простой форме задания может быть заложена возможность глубоких поисков.

    Особое внимание  стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Использование ИКТ позволяет организовать работу с творческим подходом. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой на серьезном уровне с пятого класса использую презентации, содержащие рекомендации к написанию сочинений, различные тексты для анализа, презентации, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам. Использование личностно - ориентированного подхода позволяет добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Мотивация ученической деятельности создаётся за счёт использования групповой формы работы и работы в парах. Например, на уроке «Подготовка к сочинению – описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» в 5 классе предлагаю групповую работу с рабочими материалами по подбору лексики, составление таблицы: объекты- характеристика объектов. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, результаты корректировались, а потом обсуждались в классе. На другом уроке «Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» использовала работу в парах: из данных слов нужно было составить вступление (1 вариант), заключение (2 вариант). Пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу.

     Методика компьютерной поддержки эффективна и на уроках литературы. Учащиеся заинтересованно работают, усваивают больший объём информации, если доклад сопровождается презентацией. При составлении презентаций учитываются следующие параметры:

- самостоятельность, оригинальность ответа;

- общая эрудиция учащегося;

- уровень владения языковым материалом;

- способность чётко и последовательно развивать мысль;

- оформление работы.

    С помощью мультимедийной системы можно посмотреть отрывок из художественного фильма, созданного на основе произведения литературы, чтобы затем сделать сравнительный анализ, прослушать стихотворение в исполнении артиста, песню и т. д., можно совершить путешествие на родину писателя, поэта.

    В сочетании с технологией сотрудничества формируется устойчивый интерес к предмету. Для старшеклассников эффективны уроки-семинары. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, исследователей, экспертов, что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается за свою работу, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться  от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

2. НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

     В течение многих лет в нашей образовательной системе культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось продуктивное мышление. Деятельность школьников состояла в основном в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и  воспроизведении. Научно- исследовательская работа обычно начиналась в стенах ВУЗа.

     Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем более глубокой и качественной она будет в дальнейшем. Именно поэтому в нашей школе развивается и поддерживается научно-исследовательская деятельность школьников. Основы научно-исследовательской деятельности призваны научить школьников выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области, правильно формулировать тему, цель и задачи исследования, дать представление об элементарных методах исследования, сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации, научить оформлять отчётность по НИР.

   Конечная цель состоит в том, чтобы развить и поддержать у школьников интерес к научной работе, который пригодится в последующем, при  обучении в ВУЗе.

   Школьник ещё не может исследовать проблему самостоятельно, поэтому я направляю его действия, учу работать с источниками и литературой. Исследовательская работа позволяет мне научить детей отбирать необходимую информацию, правильно оформлять работу.

  Благодатным материалом для исследований школьников является литературное краеведение. Например, в этом учебном году ученица 9Б класса сделала попытку проследить становление поэтического  таланта Николая Егоровича Палькина, проникнуть в мир его разнообразной тематики, самобытной образности, разгадать секреты «песенного слова» поэта. Работа называлась «Ты цвети, Россия,… Родина моя» (Поэзия Н.Е. Палькина). Материал теперь может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе родного края.

   Ученица готовила  для выступления на III областной научно-практической конференции «Литературное краеведение глазами школьников»  в музее К. Федина электронную презентацию и доклад, то есть во время подготовки к выступлению получила  дополнительные умения и навыки. После выступления  грамотно ответила  на вопросы слушателей, обосновала свои выводы. Получила диплом за третье место. Впоследствии с этой работой приняла участие в III межрегиональных  Мартыновских чтениях, заняла второе место.

    Я уверена, что исследовательские навыки, полученные в стенах школы, важны для дальнейшего обучения. В процессе научно-исследовательской деятельности раскрываются и развиваются творческие способности личности.

     

3.   ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Итак, в системе моей работы  – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Создавая комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, я приношу не только пользу, но и радость общения и себе, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Много времени  уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении  считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась недавно и решила использовать в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...