Выступление на педсовете "Панорама методических идей"
методическая разработка по теме

Кадырова Дания Абдулловна

Материал выступления учителя татарского языка и литературы на педагогическом совете школы № 23

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

        На сегодняшний день поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика, является  важной, актуальной и не решенной научно-методической проблемой.  Поэтому я выбрала тему самообразования: «ИКТ в деятельности учителя татарского языка и литературы».

Цель: изучить возможности применения ИКТ на уроках  и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специфику применения компьютерных средств, проследить процесс трансформации организационных форм и методов обучения на мультимедийных уроках.

2. Исследовать имеющиеся медиаресурсы.

3. Создать собственные, апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.

4.Сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках татарского языка и литературы.

         Работая над данной темой, я поняла, что использование компьютера в процессе обучения татарского языка и литературы позволяет:

1.  Решить три методические задачи:

  1. Проектировать новый образовательный процесс (посредством мультимедийного предоставления информации);
  2. Активизировать познавательную деятельность (мотивация самостоятельной деятельности, конструирование учебного материала в ходе работы с информацией);
  3. Способствовать процессу самоактуализации и успешной социализации ученика в современном мире.

Технология

          Информационно-коммуникационные технологии я применяю как в учебном процессе: урок, занимательная перемена, проекты, реализация регионального компонента в образовании,  так и во внеурочной деятельности: классные часы, социальное проектирование, реализация программы «Одаренные дети» и другое. Урок с применением ИКТ (медиаурок) – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения  информационно-коммуникативных технологий и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач.

        С точки зрения использования ИКТ на уроке,  я делю эти уроки на три группы. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Уроки демонстрационного типа.

 Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день в моей практике. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём  фото, видео, аудио информации по различным темам,  а также презентации, которые я готовлю к своим урокам сама.  

2. Уроки компьютерного тестирования.

         Тестирование – это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Каждый учащийся класса работает на таком уроке только индивидуально. Программным обеспечением служат тестовые программы (готовые или созданные самим учителем). Тестирование я провожу, как в компьютерном классе (когда каждый ученик сидит за компьютером), так и через демонстрацию тестов на слайдах.

3. Интегрированные уроки.

         Интегрированные уроки я провожу реже. Проводятся они, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Использую при этом  возможности стандартных программ, сеть Интернет, готовые программные продукты. В  школьной программе по татарскому языку немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук (например, темы по культуре).

        Мультимедийные уроки применимы для учащихся любого возраста. Я провожу их с 5 по 11 класс.

       Интернет – ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефератов и докладов , презентаций.  Однако важно помнить о тех проблемах, с которыми приходиться сталкиваться, работая в сети Интернет:  беспорядочное расположение информации и сложный процесс ее поиска, бесконтрольный доступ к  антиобщественной и антигуманной информации, информационная  перегрузка, вызванная обилием источников информации.

        И все же плюсов в применении ИКТ на уроке я вижу больше. Ведь оно позволяет:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  3. повысить объем выполняемой работы на уроке;
  4. усовершенствовать контроль качества знаний;
  5. формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  6. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  7. повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок  более интересным;
  8. представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации;
  9. формировать у учащихся умения самостоятельно работать с  информацией.

Я считаю, что эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя.  Поэтому ему необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счет самообразования.

Результативность

          В своей работе  я  применяю ИКТ   третий  год. В кабинете татарского языка и литературы находится компьютер с лицензированным программным обеспечением, медиапроектор. Создана медиатека.

Реализация применения ИКТ  в процессе преподавания дала следующие результаты:  

год

Качество знаний

по татарскому языку

Успеваемость

по татарскому языку

Качество знаний

 по литературе

Успеваемость

 по литературе

2008- 2009

64 %

100%

67%

100%

2009-2010

66%

100%

68%

100%

2010-2011

66%

100%

70%

100%

2011-2012

68%

100%

74%

100%

        Анализируя приведенные данные, следует отметить, что при применении ИКТ наблюдается тенденция роста качества знаний по предмету. Кроме того, использование информационных технологий как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся позволило повысить интерес учащихся к  преподаваемому мной предмету. Это выразилось в том, что учащиеся показывают  на экзаменах не плохие результаты.

Качественный анализ итогов экзамена:

предмет

2009

2010

2011

2012

Татарский язык

не выпускала

66%

68%

74%

           Мои учащиеся  принимают активное участие в школьных, городских, республиканских  ученических научно-практических конференциях со своими исследовательскими работами, используя слайдовые презентации на защите.

Год

ДОСТИЖЕНИЯ

2008-2009

Ученица 11Т класса Зягфарова Лейсан : Республиканская научно-практическая конференция имени  Фатиха Амирхана - диплом 3 степени, Городская научно-практическая конференция имени  Хади Атласи -грамота, Городская научно-практическая конференция имени  М.В.Ломоносова- диплом 2 степени,X Поволжская научно-практическая конференция имени  Лобачевского-диплом.

2009-2010

Ученица 9р класса Мухутдинова Лейсан: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-диплом 3 степени. Ученица 9р класса Рахимова Айгуль: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-диплом 3 степени.Ученица 9т класса Ахметгараева Алсу: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-диплом 3 степени. Ученики 7Б класса Игнатюк Григорий, Артемьева Наталья, Косова Алена:Городская научно-практическая конференция :” Солдат победитель, солдат –освободитель”-диплом.

2010-2011

Ученица 10 класса Ахметгараева Алсу: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-грамота ТГПУ. Ученики 8Б класса Игнатюк Григорий, Артемьева Наталья,Трутнева Марина, Порфирьева Ксения: Городская научно-практическая конференция  «Татарстан в послевоенные годы»-дипломы.

Кадырова Дания Абдулловна

  учитель татарского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.

Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...

Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"

Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Пр...

Выступление на "Фестивале педагогических идей"

На фестивале всегда есть какие-то идеи, которые можно подхватить и работать с ними дальше. Синквейн помогает не только обобщить изученный материал по теме, но и поможет ученикам "полюбить" работу со ...

Выступление на ярмарке методических идей. Диалог на уроке истории как составная часть технологии системно-деятельностного обучения.

Презентация включает в себя информацию, представленную на школьной  ярмарке методических идей, и включает в себя приемы, методы и формы работы на уроках истории,...

Выступление на онлайн ярмарке методических идей «Возможности смешанного обучения»,конструктор для создания обучающих тестов Online test Pad.

Краткая инструкция по работе в конструкторе тестов Online test Pad. Более подробную информацию можно получить посмотрев обучающее видео по этой теме....

Выступление на II районном Фестивале методических идей с представлением опыта по теме: «Нетрадиционные формы домашних заданий на уроках английского языка»

Выступление на II районном Фестивале методических идей с представлением опыта по теме: «Нетрадиционные формы домашних заданий на уроках английского языка»...

Выступление на конкурсе педагогических идей. Тема "Обучая, воспитываю"

Это мое выступление на конкурсе педагогических идей. Дали, уже не помню, 2-е или 3-е место. Может кому-то пригодится как тема для размышления или ещё чего....