Выступление на конкурсе педагогических идей. Тема "Обучая, воспитываю"
статья

Это мое выступление на конкурсе педагогических идей. Дали, уже не помню, 2-е или 3-е место. Может кому-то пригодится как тема для размышления или ещё чего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konkurse_pedagogicheskih_idey.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конкурсе педагогических идей. Тема: «Обучая, воспитываем»

Вместо эпиграфа: относительно недавно, лет 10-15 назад, от московского лектора, я, слушатель курсов повышения квалификации при ЧИППКРО, услышал следующее: обращаясь к нам, он вещал: «Вы, учителя, в первую очередь урокодатели, функции воспитания не ваша обязанность».

Не знаю, как обстоят нынешние дела у этого «коуча», но время всё расставляет на свои места – в нынешнюю школу ФГОС возвращает воспитание.

(слайд 1)Из предложенной проблематики сегодняшнего конкурса мне ближе проблемы воспитания - гражданско-правовое, патриотическое, духовно-нравственное, здоровый образ жизни. И все это, в какой-то мере, элементы социально-психологической адаптации учащихся. Это и есть моя тема сегодняшнего разговора.

(слайд 2) Моя педагогическая идея произросла из моих размышлений по поводу того, кого мы должны выпускать из стен школы. Новые стандарты это хорошо объясняют. (слайд 3)Но на мой взгляд, все сводится к простому утверждению: из школы , в идеале, должен выйти человек, готовый к взрослой самостоятельной жизни, адаптированный человек, (слайд 4)умеющий противостоять вызовам бытия, отвечать за себя и близких, понимая, что есть закон, нормы и правила, способный определиться профессионально, создать прочную семью и сотворить свою счастливую судьбу... (слайд 5)

Каждый из нас для решения этой задачи, для развития личностных качеств ребенка, использует свои инструменты. Я хочу выделить один метод, который я применяю, на мой взгляд, в приемлемом для меня и учеников виде. Это метод, по моей классификации, «разговор по душам».(слайд 6)

На своих уроках я всегда нахожу для этого время. Поводом может стать все что угодно. Душевные разговоры, зачастую, проистекают из тематики урока, как можно рассуждать об учебном предмете, минуя жизнь, которую этот предмет и объясняет? Любому учебному выводу требуется привязка к реальной действительности, в которой мы обитаем. Музыка, информатика, физика и астрономия – предметы, которые я преподаю, дают широчайший набор поводов для подобных отступлений, носящих конечно воспитывающее и ориентирующее для ребят значение.

И еще один момент. Все мы родом из детства. Я свое детство помню довольно подробно. До сих пор в моем сознании идет анализ прошлого: что сделано так, а что следовало бы исправить. Это обстоятельство, мою память детства, я использую в своей работе, в общении с учениками. Мне удается, спроецировав свой детский опыт на конкретную ситуацию, приведя в пример реальные события моего детского прошлого, помочь ребятам осознать самих себя, разобраться в мучающих их порой вопросах. Имея обширную трудовую биографию: строитель, работник культуры, бурильщик, геофизик, комсомольский функционер, спортинструктор, педагог допобразования и учитель, побывав в различных жизненных ситуациях, осознаю: жизненный опыт имеется, и им надо делиться!

Подобная практика позволяет мне выстроить коммуникационные каналы между мною и ребятами. Возникают доверительные и искренние отношения, взаимоуважение, гаснут конфликты, крепнет уверенность детей в себе. Опыт показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики. Ведь все наши знания и практические умения могут передаваться учащимся, главным образом, через систему живого и непосредственного общения с ними. Через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Для многих нас очевидна истина: отношение к учителю дети очень часто переносят на предмет, который он преподает.

А может, я заблуждаюсь? Готовясь к сегодняшнему разговору, я сверил свои позиции с мнением признанных авторитетов.

Что касается метода пример, а это мое детское прошлое. Официальная педагогика признает: мы всегда намного быстрее понимаем какой-либо алгоритм или явление, видя его конкретный пример. Есть афоризм: «Для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность примера как метода. (слайд 7)Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». «Долог путь наставлений, – говорил он же, – короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей.

Что касается разговоров по душам, общение с ребятами. Педагогическое взаимодействие (а это и есть наши душевные разговоры) предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

(слайд 8)Американский психолог, педагог и психотерапевт Лэндрет Г.Л. предлагает ряд своих принципов, вот некоторые:

Я не всезнайка и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду открыт детям.

Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобрести свой.

Таким образом, моя педпрактика укладывается в русло официальной педагогики. Доказательством этого служит сама изменяющаяся атмосфера в классе, когда разговор уходит на темы, волнующие ребят, включаются лица, в глазах видны размышления, сомнения, оценка. Выходят из спячки, кто отключил сознание. Шкала активности пошла вверх, самое время вернуться к учению.

Хочется привести в заключение несколько высказываний отечественных мыслителей к вопросу о деятельности педагога:

(слайд 9)В одной из лекций А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель». Близкие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская. «Для ребят, – отмечала она, – идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными».

(слайд 10)Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их (Л.Н. Толстой);

Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя (А.Н. Островский);

(слайд 11)Заслуживает внимания высказывание древнеримского деятеля Катона Старшего: «Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит».

Большинство наших бед берёт начало прямо из невыполнения данного правила. Требуйте от детей только то, в чём вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто: у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы вы пошли дальше.(слайд 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.

Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...

Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».     Существует легенда…..    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...

Выступление на "Фестивале педагогических идей"

На фестивале всегда есть какие-то идеи, которые можно подхватить и работать с ними дальше. Синквейн помогает не только обобщить изученный материал по теме, но и поможет ученикам "полюбить" работу со ...

Сценарий Визитной карточки для выступления на конкурсе педагогического мастерства психолога

Данный сценарий был написан для конкурса "Учитель года", где школьный психолог представляет себя и свою деятельность....

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют" на тему "Биоритмы не в счет?"

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют" на тему "Биоритмы не в счет?...

Городской фестиваль-конкурс педагогических идей «Я с вами хочу поделиться» Project activity as an environment for the formation of general and professional competencies of students

MAEI «Gymnasium №33 Ulan-Ude»Chimitdorzhieva Zhargalma Pirangalaevna, English Language TeacherProject activity as an environment for the formation of general and professional compete...