Главные вкладки

    План-конспект урока (9 класс) по теме:
    Их человеческий подвиг - лучший учебник для всех нас

    Худаева Лариса Александровна

    Представлены конспект и презентация интегрированного урока истории и национальной культуры. Цели урока: 

    1. Изучение сущности и исторического значения освободительной миссии Красной Армии в Европе через знакомство с боевой дорогой якутского учителя-фронтовика Е.Е. Кардашевского.
    2. Развитие умения работать с картой, анализировать военные операции.
    3. Воспитание уважения к героическому прошлому учителей-участников Великой Отечественной войны, к их беспримерному подвигу. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchitel.rar2.53 МБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок истории и НКНЯ

    9 – 11 классы

            

    Тип урока: комбинированный

    Длительность урока: 45 минут.

    Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиапрезентация

    Оформление доски:

    - записана тема

    - карта «Европа в период 2-ой мировой войны»

    - на отдельном столе готовится выставка книг о войне, об учителях-фронтовиках Якутии

    Основанием для интеграции в преподавании является единство тем в предметах: НКНЯ – «Народное образование», «Якутская школа»; История - «Великая Отечественная война»  

    Цели урока:

    1. Изучение сущности и исторического значения освободительной миссии Красной Армии в Европе через знакомство с боевой дорогой якутского учителя-фронтовика Е.Е. Кардашевского.
    2. Развитие умения работать с картой, анализировать военные операции.
    3. Воспитание уважения к героическому прошлому учителей-участников Великой Отечественной войны, к их беспримерному подвигу.

    Ход урока:

    Организационный момент:  На экране слайд 1 презентации, созданной в программе PowerPoint, с темой урока.  Учителя проверяют присутствие в классе, приветствуют учащихся.

    Включается тихая музыка военных лет. («Темная ночь»). Слайд 2 На фоне мелодии учитель НКНЯ читает:

    Учитель истории: Сегодня у нас будет необычный урок истории. Мы сегодня повторим историю Великой отечественной войны. На прошлых уроках мы познакомились с решающими, по мнению большинства историков, битвами Второй мировой войны. А сегодня мы изучим сражения на советско-германском фронте, которые упоминаются нечасто, но которые решили исход войны. Для этого мы с вами пройдем боевой путь учителя – фронтовика, основателя педагогической династии Егора  Егоровича Кардашевского. Слайд 3

    Изучение темы:

    Учитель НКНЯ знакомит учащихся с краткой биографической справкой Е.Е. Кардашевского Слайд 4:

    :

    Из выставки книг показывает книгу «Людям надо делать добро!» Книга посвящена памяти Кардашевского Егора Егоровича. В книгу вошли его воспоминания, письма. Через события и факты, изложенные в воспоминаниях учеников, земляков, коллег, друзей и родных, раскрывается его многогранная, мудрая и незаурядная личность.

    Учитель истории: Боевой путь Егора Егоровича Кардашевского мы можем проследить по его воспоминаниям в письмах.

    Ученик читает 1-й фрагмент письма: Службу начал в Уральском военном округе. Станция Чебаркуль Челябинской области.  В должности заместителя политрука 24-го запасного полка. Затем был направлен в Свердловское военно-политическое училище политруков.
    В звании сержанта участвовал в освобождении многострадального Харькова. Тогда его освободили от немцев навсегда. Слайд 5.

     Посмотрите на экран, и на карту. Первой боевой операцией, в которой участвовал учитель-фронтовик является Белгородско-Харковская стратегическая наступательная операция  «Румянцев». Покажите мне на карте эту операцию. 1 ученик выходит и показывает. (по щелчку на экране появляются стрелки, указывающие на Харьков)

    Слайд 6

    Учитель истории: Белгородско-Харковская стратегическая наступательная операция  «Румянцев»

    3 – 23 августа 1943 года.

    3 августа грянула операция «Румянцев». В 5.00 утра перешли в контрнаступление войска Воронежского и Степного фронтов. Оборона противника была взломана уже к двум часам дня. Тут же были введены в прорыв главные силы танковых армий, которые к 18.00 прошли до 20 километров. К вечеру Воронежский и Степной фронты отбросили противника на 35 километров. Утром 5 августа красное знамя взвилось над Белгородом, в тот же день был взят Орел. За пять дней непрерывных боев наши войска продвинулись западнее Харькова до 80 километров, и 23 августа войска Степного фронта взяли Харьков. Взятие Харькова военные историки считают эпилогом Курской битвы.

    (учащиеся записывают название и дату операции)

    Учитель НКНЯ: Давайте теперь прочитаем 2-й фрагмент письма: Наша 114-я гвардейская дивизия и весь 39-й гвардейский корпус  в составе 9-1 ударной  Армии 3-го Украинского  фронта 16 марта в ступила в бои знаменитой Балатонской операции (в этот день мне исполнилось 29 лет) Бои эти были особо тяжелые и жестокие. Слайд 7.

    (стрелки по щелчку указывают на озеро Балатон в Венгрии.)

    Слайд 8

    Учитель истории:

    Завершив 13 февраля 1945 года Будапештскую операцию 1944-1945 гг., советские войска приступили к подготовке наступления на венском направлении. В середине февраля немецкое командование сосредоточило в районе северо-восточнее оз. Балатон (Венгрия) крупные силы для перехода в контрнаступление. Наступление немецких войск началось в ночь на 6 марта. Главный удар противник нанес утром между озерами Веленце и Балатон. В результате 10-дневных ожесточенных сражений противнику ценой больших потерь удалось лишь вклиниться в оборону советских войск. Высокая стойкость советских частей и соединений свели на нет усилия врага. 15 марта немецкие войска вынуждены были прекратить наступление.

            Балатонская операция – последняя крупная оборонительная операция Советской Армии в войне. В результате ее проведения были сорваны попытки немецкого командования остановить наступление советских войск на южном крыле советско-германского фронта.

    Слайд 9. Письмо: Разгромив врага в Балатонской операции, преодолевая яростное сопротивление, мы стремительно продвигались на запад. Здесь участвовали в штурме и освобождении Вены

    Слайд 10. Венская наступательная операция
    16 марта – 15 апреля 1945 года

    Операция проводилась с целью завершения разгрома немецких войск в западной части Венгрии и освобождения столицы Австрии – Вены. Наступление советских войск началось 16 марта. Противник оказывал упорное сопротивление. 22 марта советские войска овладели Секешфехерваром, 2 апреля освободили Надьканижу – центр нефтеносного района Венгрии, и 30 марта вступили в пределы Австрии. Овладев 1-4 апреля гг. Шопрон, Винер-Нейштадт, советские войска вышли на подступы к Вене. С 5 апреля развернулись ожесточенные бои за Вену. 6 апреля, когда советские войска ворвались на окраины Вены, советское командование обратилось к жителям города с призывом – помогать наступавшим войскам и не давать фашистам разрушать город. После упорных боев 13 апреля советские войска овладели Веной. Записываем название и дату операции, а также выводы: В результате этой операции советские войска завершили освобождение Венгрии, полностью очистили от врага восточную часть Австрии и овладели южными подступами к фашистской Германии.

    Слайд 11. Письмо: … в первых числах мая нас вывели с передовой и 2-3 суточным маршем перевели через Вену во 2-1 Украинский фронт. Шли без сна и отдыха, подкрепляясь в сухомятку, и с ходу вступили в бои Пражской операции.

    Слайд 12.

    Пражская стратегическая наступательная операция (6-11 мая 1945г.)

    Завершающая операция Красной армии в Европе проводилась войсками 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов. Продолжительность – 6 суток. Ширина фронта боевых действий – 1200 км. Глубина продвижения советских войск 160-200 км.

    В ходе стремительного наступление наших войск была ликвидирована 860-тысячная группировка войск противника, продолжавшая сопротивление после подписания акта о капитуляции. Освобождена от фашисткой оккупации Чехословакия и ее столица Прага. 11 мая советские войска вышли на линию Хеймниц, Карлови Вари, Пльзень, где встретились с передовыми частями американской армии

    Назовите исход этой операции.

    Слайд 13

     Учитель  НКНЯ показывает боевые награды Е.Е. Кардашевского и читает содержание благодарственной грамоты командования 9-й гвардейской роты:

     «…Гвардеец – это солдат беспримерной отваги, мужества и героизма… Вспомните как шли на нас тысячи бронированных фашистских чудовищ у озера Балатон… На пути немецких танков встали гвардейцы. Вы опрокинули, разгромили хваленые немецкие дивизии и по трупам врагов пошли вперед, к победе и славе. Венгрия, Австрия, Чехословакия – вот героический путь наших подвигов во Славу Отечества. Помните, гордитесь и детям своим расскажите, как защищали вы любимую родину – наш великий Советский Союз, как помогли городам Европы освободиться от ига фашизма . Вы честно, верой и правдой послужили своей Отчизне, сейчас едете домой  как воин победитель. Вернувшись домой, будьте подлинным передовиком во всем и всегда,  в работе и быту. Высоко держите гордое имя своей родной части!». Слайд 14

    Учитель истории: Посмотрите на эти самые важные для Е.Е. Кардашевского боевые награды. Сейчас мы посмотрим, когда и кем были они учреждены, и за что их выдавали.

    Слайды 15, 16, 17, 18. Учитель рассказывает. Информацию по очереди читают учащиеся.  

    Завершение урока

    Учитель истории: Великая отечественная война… Все дальше и дальше она от нас. В этом году мы отмечали 65-летие великой войны. Мы всегда интересуемся историей той войны, в школе изучаем основные сражения, знаем крупнейших военных деятелей. Но мы не должны забывать, что историю делают люди. В войне участвовали простые люди и среди них учителя. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов, в том числе и подвигов учителей.

    Учитель НКНЯ читает последний фрагмент письма Е.Е. Кардашевского. Слайд 19.

    …Обратно на родину шли мы, победители пешком. Шли ночами, а днем отдыхали, прячась от палящего солнца западной Европы. Солдатам уставшим от войны и соскучившимся по родному дому, идти было непросто и нелегко. Но мы хорошо знали, как были разрушены и разграблены фашистами наши города и села. Их надо было не только освобождать, но еще и восстанавливать, и восстанавливать достойно народу-герою, делая их еще краше и прочнее.

    В военные и послевоенные годы на долю учителей выпало немало трудностей. Питание было скудным, учебников и тетрадей не хватало, в помещениях было так холодно, что приходилось работать и учиться, не снимая верхней одежды. Но, несмотря на все трудности, учителя не оставляли своей нелегкой профессии, все свои силы, знания, накопленный опыт они передавали подрастающему поколению.

    Мы надеемся, что наш сегодняшний  урок дал вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой историей нашей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Мы уверены, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик  ваших юных сердцах. Разрешите закончить наш урок словами из письма Егора Егоровича Кардашевского Следопытам школы №4 г. Белая Церковь:

    Желаю вам счастливой и веселой жизни, расти патриотами. Держите самую тесную связь со своими прекрасными учителями. Учитесь у них, любите и уважайте их!

    Спасибо вам за внимание!

    Использованная литература:

    1. Людям надо делать добро! / Авт.- сост. В.Е. Кардашевская, Р.Е. Тимофеева. - Якутск, 2006. - 124 с.
    2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История отечества. 20 – начало 21 века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.:  «ТИД «Русское слово – РС», 2004
    3. Загладин. Н.В. Новейшая история зарубежных стран.XX век. Изд-во « Русское слово», 2005  г.
    4. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт. История России XX-начало XXI века. Изд-во « Просвещение», 2005-2008 г.
    5. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах/ Авт.-сост. Корнева Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004
    6. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций:  5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. -176 с.
    7. Россия и СССР в войнах ХХ века: Статистическое исследование. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 608 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Праздник радостный для всех" выпускной для детей дошкольного возраста

    Этот сценарий поможет без особых проблем провести выпускной для дошкольников. Наши дети с удовольствием показывают свои таланты на таких мероприятиях. Надеюсь, что этот сценарий будет востребованным....

    Олимпиадное задание по английскому языку для 3 класса ( для всех УМК, базовый уровень)

    Цель работы заключается в проверке уровня сформированности фонетических , грамматических лексических навыков, а также умений в чтении и аудировании учащихся3 класса.В работу включены задания , направл...

    Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

    Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

    Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»

    Пояснительная запискаВ настоящее время  программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый...

    Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

    Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

    Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

    Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...

    электронный учебник "Правила дорожного движения - один закон для всех!"

    Учебник «Правила дорожного движения – один закон для всех!» разработан для изучения правил дорожного движения среди 5 классов, объём изучаемой темы рассчитан на 3 часа....