Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ СОШ №11

__________Г.А.Труженникова

«_____»__________2011год

Программа по адыгейской литературе

для 5 класса

на 2011-2012 учебный год

Составила

Коблева  Сусана  Байзетовна,

 учитель адыгейского языка и литературы

МОУ СОШ№11 села Красногвардейского

                                                     

                  Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по литературе «Адыгейская литература» для  5 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

 
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
   

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность  познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

-  активизация читательского интереса , знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:  
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
4. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов: 
1. Произведения устного народного творчества.
II. Литературные сказки.
III. Адыгейская литература .


 

     

         Основные линии программы:

1.         Развитие восприятия произведения;

2                 Развитие творческой деятельности.

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

 

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

 

1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса «Адыгейская литература» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 

Основные требования к уровню подготовки ученика

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; --имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга чтения;

Различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный).

Уметь:

- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на смысловые части и составлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

Пятый класс (68 часов)

Введение

Литература как искусство слова. Понятия «писатель» и «автор». Главные роды литературы: эпос, лирика, драма. Разнообразие их жанров.

I.      Произведения устного народного творчества (6 ч.)

Фольклор.

Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.

Сказки.

Виды народных сказок. Как строится сказка. Начальное понятие о сюжете.

«Куйжий и великаны». Ум и смекалка главного героя сказки. Характеристика великанов, их поступки и расплата за них.

«Человек, который купил ум». Мораль в сказке. Как раскрывается значение ума в сказке. Образ труженика, его отношение к знаниям и богатству.

Творческое задание.

Самостоятельное сочинение сказки (вариант сочинения сказки по предложенному началу).

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Что такое пословицы и поговорки? Пословицы и поговорки, показывающие мужество и выносливость, доброту и милосердие, лень и трудолюбие, воспитанность и образованность. Значение пословиц и поговорок в жизни человека и нации. Русские и адыгейские пословицы и поговорки.

Творческое задание.

Создание сказки по пословицам или самостоятельное сочинение пословиц и поговорок.

II. Литературные сказки (6 ч.)

Эпические жанры.

Литературная сказка как авторское произведение.

Мурат Салихович Паранук

Сказка «Бей, дубинка».

Понятие о стихотворной сказке. Фольклорная основа сказки.

Осуждение обмана, лени и жестокости в сказке. Торжество справедливости - главная идея сказки. Характеристика героев. Нравственная проблематика.

Творческое задание.

Написать мини- сочинение: «Мои впечатления после чтения сказки». Нарисовать любимых героев сказки. Работа над выразительным чтением по ролям одного отрывка. Подобрать к содержанию сказки пословицы и поговорки.

Исхак Шумафович Машбаш

Сказка-поэма «Три охотника».

Тема, идея сказки-поэмы. Образы охотников. Литературные приемы создания сказочной ситуации.

Теория литературы. Вспомнить, что такое эпитеты. Найти их в тексте.

Творческое задание.

Обсудить в классе поступки охотников. Подготовить выразительное чтение отдельных эпизодов из сказки-поэмы (по указанию учителя).

Межпредметная связь.

Русский язык. Прилагательные. Найти их в тексте. Обратить внимание на их правописание.

III. Адыгейская литература (52 ч.)

Литература как искусство слова. Художественная литература как особая форма восприятия действительности.

Цуг Алиевич Теучеж

«Лшиш». Отрывок из поэмы «Война с князьями и дворянами». Описание реки в стихотворении. Теория литературы. Вспомнить, что такое пейзаж. Творческое задание.

Выучить стихотворение наизусть. Написать небольшой рассказ или мини-сочинение о своей речке.

 

Хусен Борежевич Андрухаев

Стихотворение «Кавказ».

Красота родной природы, гор и рек. Чувства и мысли автора о Родине. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в стихе. Творческая мастерская. Как создается стихотворение? Стихотворение «Привет вам, герои».

Героическое прошлое России. Мир и человек в лирических произведениях русских и адыгских поэтов. Ритм. Поэтическая речь. Творческое задание. Чтение, комментирование учителем, обсуждение.

Сафер Махмудович Яхутль

Стихотворения «Краснодару — салам», «Заря».

Поэтический образ Родины и народа в поэзии Сафера Махмудовича. Музыкальность и поэтическая глубина изображения. Ритм как основа музыкальности лирики.

Творческая мастерская.

Секреты поэтического мастерства. Выразительное чтение самостоятельно выбранного стихотворения.

Киримизе Хаджимусович Жанэ

Стихотворение «У адыгов обычай такой».

Обычаи и традиции народа в стихотворении, их важная роль для воспитания подрастающего поколения.

Поэтический образ Родины в творчестве Киримизе Жанэ.

Творческое задание.

Прослушивание песни «У адыгов обычай такой». Музыка У.Ц. Тхабисимова.

Межпредметная связь.

Литература, история, этнокультура.

Аскер Магамудович Гадагатль

Стихотворение «Да будет так!»

Поэтические картины добра в лирике поэта. Стихотворения «Адыгея моя», «Для зари эта песня моя». Поэтический образ Родины в стихотворениях русских и адыгских поэтов. Музыкальность и поэтическая глубина изображения.

Образные средства поэтической речи: метафора, эпитет, олицетворение.

Творческое задание.

Заучивание одного из стихотворений наизусть.

 

Хазрет Ахметович Ашинов

Рассказ «Колыбельная песня».

Нравственные ценности в рассказе. Трудиться во благо людей, делать людям добро и найти в этом свое счастье - - основная мысль рассказа. Сравнительная характеристика героев.

Творческое задание.

Самостоятельное сочинение небольшого рассказа.

Хамид Яхьевнч Берета рь

Стихотворение «Яблоня деда».

Связь поколений через обычаи и традиции народа.

Межпредметная связь. Этнокультура.

Творческая мастерская.

Художественные приёмы создания образов стихотворения. Самостоятельный анализ.

Пшимаф Карбечевнч Кошубаев

Отрывки из рассказа «Ранние арбузы».

Сила детской дружбы. Осуждение поступка Казбека. Сравнительная характеристика героев.

Творческое задание.

Составление рассказа о своём друге.

Шхамбий Исмагилович Куев

Стихотворение «Мертвое море».

Поэтический образ Родины в творчестве поэта. Художественные особенности стихотворения. Создание рукотворного моря — еше одна трагедия адыгейского народа. Вера автора в торжество справедливости.

Стихотворение «Мирный сон тебе, малыш».

Образ счастливого детства и войны в стихотворении.

Творческий практикум.

Первый поэтический опыт или чтение любимого лирического произведения

 

IV. Развитие речи (4ч.)

Беседа.

Басня как вид литературного произведения. Басни И. А. Крылова «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осел и мужик», М. С. Паранука «Жадный пес».

Аллегория и мораль в басне.

Беседа.

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских и адыгских поэтов. Музыкальность и поэтическая глубина изображения. (А. В. Кольцов «Косарь», Н.А. Некрасов «Соловьи», Ф. И. Тютчев «Чародейкою-зимою», А.А. Фет «Ласточки пропали», А. М. Гадагатль «Адыгея моя», «Для зари эта песня моя», А.Д. Хатков «Весна», С. М. Яхутль «Краснодару — салам», «Заря»).

Беседа.

Поэтический образ Родины в творчестве русских и адыгских поэтов (А.А. Блок «На лугу», «Ворона», С.А. Есенин «Пороша», «Черемуха», «Ночь», А.А. Прокофьев «Мне о России надо говорить», Ц.А. Теучеж «Пшиш», К.Х. Жанэ «У адыгов обычай такой», Ш. И. Куев «Мертвое море»).

Беседа.

Героическое прошлое России. Мир и человек в лирических произведениях русских и адыгских поэтов. Ритм. Поэтическая речь. (А.И. Фатьянов «Соловьи», А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом...», А.А. Ахматова «Мужество», Ф.Г. Гамзатов «Журавли», X. Б. Андрухаев «Кавказ», «Привет вам, герои»).

                     Пятый    класс

(2 ч.  в неделю. Всего 68 ч. в  учебном году.)

№ урока

Тема урока

 Д/З

Дата

I четверть

1.

Литература как искусство слова.

Стр.

08.09.12

2.

Фольклор. Начальное понятие о фольклоре.

Стр.

3.

Виды народных сказок.

Стр.

4.

« Куйжий и великаны». Ум и смекалка главного героя.

Стр.

5.

Характеристика великанов, их поступки и расплата за них.

Стр.

6.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Стр.

7.

 Сочинение сказки по предложенному началу.

Стр.

8.

Литературная сказка как авторское произведение.

Стр.

9.

М.С.Паранук. Сказка. Бей, дубинка!

Стр.

10.

 Нравственная проблематика сказки.

Стр.

11.

И.Ш. Машбаш. Сказка- поэма. Три охотника.

Стр.

12.

Образы охотников.

Стр.

13.

Литературные приемы создания сказочной ситуации.

Стр.

14.

Литература как искусство слова.

Стр.

15.

Ц.А. Теучеж. Пшиш. Отрывок из поэмы «Война с князьями и дворянами». 

Стр.

16.

 Описание реки в стихотворении.

Стр.

17.

  Рассказ о своей реке.

Стр.

18.

А.Д. Хатков. Стихотворение .Дай руку.

Стр.

II четверть

Стр.

19.

 А.Д. Хатков. Стихотворение . Весна.

Стр.

20.

Пейзаж.

Стр.

21.

А.Д. Хатков. Стихотворение . Листок из путевого блокнота.

Стр.

22.

 Поэтический образ Родины в творчестве русских и адыгских поэтов

Стр.

23.

Т.М. Керашев. Рассказ.Урок жизни.

Стр.

24.

 Жанровые особенности рассказа.

Стр.

25.

Сравнительная характеристика героев.

Стр.

26.

И.С.Цей. Новелла . Красные чувяки.

Стр.

27.

Социальная несправедливость и классовая борьба в новелле.

Стр.

28.

  Баня как вид литературного произведения.

Стр.

29.

  М.С.Паранук. Басня . Жадный пес.

Стр.

30.

 Аллегория и мораль в басне.

Стр.

31.

  Ю.И. Тлюстен. Отрывок из романа« Борьба аульчан с захватчиками».                    

Стр.

32.

Художественные особенности романа в адыгейской

литературе.

Стр.

III четверть

Стр.

33.

Основная идея романа и его мысли.

Стр.

34.

 Твоческий путь Д.Г.Костанова.

Стр.

35.

Д.Г.Костанов. Рассказ. Песня.

Стр.

36.

Сюжет и поступки героев.

Стр.

37.

 А.К.Евтых. Отрывок из романа « Встреча с Хакурате».

Стр.

38.

Х.Б.Андрухаев. Стихотворение. Кавказ.

Стр.

39.

Красота родной природы, гор и рек.

Стр.

40.

Рассказ.Мой Кавказ через 10 лет.

Стр.

41.

 Х.Б.Андрухаев. Стихотворение . Привет вам, герои.

Стр.

42.

Героическое прошлое России.

Стр.

43.

 Мир и человек в лирических произведениях русских и адыгских поэтов

Стр.

44.

Ритм. Поэтическая речь.

Стр.

45.

 С.М. Яхутль. Стихотворение. Краснодару- салам.

Стр.

46.

С.М. Яхутль. Стихотворение.Заря.

Стр.

47.

Поэтический образ Родины и народа в поэзии С.М. Яхутля.

Стр.

48.

Музыкальность и поэтическая глубина изображения

Стр.

49.

К.Х.Жане. Стихотворение. У адыгов обычай такой.

Стр.

50.

Обычаи и традиции народа в стихотворении.

Стр.

51.

Поэтический образ Родины в творчестве К. Х.Жане.

Стр.

52.

Обобщающий урок .Стихотворения адыгейских поэтов о Родине.

Стр.

IYчетверть.

Стр.

53.

 А.М.Гадагатль. Стихотворение. Да будет так.

Стр.

54.

А.М.Гадагатль. Стихотворение .Адыгея моя.

Стр.

55.

.А.М.Гадагатль. Стихотворение . Для зари эта песня моя

Стр.

56.

 Х.М.Ашинов. Рассказ .Колыбельная песня.

Стр.

57.

Сравнительная характеристика героев.

Стр.

58.

Х.Я.Беретарь.Стихотворение .Яблоня деда.

Стр.

59.

П.К.Кошубаев. Рассказ. Ранние арбузы.

Стр.

60.

Сила детской дружбы. Осуждение поступка Казбека.

Стр.

61.

Ш.И.Куев. Стихотворение. Мертвое море.

Стр.

62.

Создание рукотворного моря — еше одна трагедия адыгейского народа.

Стр.

63.

Ш.И.Куев. Стихотворение.  Мирный сон тебе, малыш.

Стр.

64.

 Образ счастливого детства и войны в стихотворении.

Стр.

65.

Обобщающий урок. Поэты Республики Адыгея.

Стр.

66.

Обобщающий урок. Писатели Республики Адыгея.

Стр.

67.

Мир и человек в лирических произведениях русских  и адыгейских поэтов.

Стр.

68.

Контрольное тестирование.

Стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для  3 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...

Рабочая программа по адыгейской литературе 8 класс

Рабочая программа по адыгейскому языку для 8 класса...


 

Комментарии

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса