Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса
рабочая программа (11 класс) по теме

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ СОШ №11

__________Г.А.Труженникова

«_____»__________2011год

Рабочая программа по адыгейской литературе

для 11 класса

на 2011-2012 учебный год

Составила

Коблева  Сусана  Байзетовна,

 учитель адыгейского языка и литературы

МОУ СОШ№11 села Красногвардейского

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 11 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева,  Н.А.Киярова.

  Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между учениками разных национальностей.
   

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств   школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств  школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.


Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны создавать устное и письменное речевое высказывание:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

-  выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;

- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

      Одиннадцатый класс (68 часов)

I. Художественный мир адыгейской литературы Художественный мир Исхака Шумафовича Машбаша

Жизненный и творческий путь писателя и поэта.

Стихотворения: «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной». Поэзия как выражение красоты и идеала. Поэт воспевает свой народ, свой край, свою землю, свой язык.

Приемы создания поэтического образа.

Творческий практикум.

Анализ стихотворений.

«Сражение возле речушки Бзиюк». Отрывок из романа «Раскаты далекого грома».

В основе романа лежит историческая правда. Бзиюкская битва-восстание шапсугских тфокотлей с бжедугскими князьями и орками в XVIII веке - трагедия народа. Классовая борьба в романе.

Сочувствие и военная поддержка со стороны императрицы Екатерины князьям и оркам Бжедугии. Героизм, мужество и стойкость тфокотлей Шапсугии, Темиргойи, Абадзехии, Убыхии, Бесленеи, Махошии в борьбе против произвола, жестокости и несправедливости.

Братская помощь крестьян из Турции оружием. Образы героев, погибших в неравном бою. Братья Хагуры. Образ матери Ляшина. Идеи дружбы, взаимопонимания, согласия и равноправия народа в романе.

Творческий практикум.

Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.

«Близоклокоть, да не достанешь его...». Отрывок из романа «Жернова».

Страшные жернова истории для адыгского народа в романе

И. Машбаша «Жернова» — это Россия и Турция. Адрианопольский мирный договор 1829 года между Турцией и Россией и передача лучших черкесских земель России без ведома адыгов.

Тема объединения всех адыгских племен в единое государство - Черкесию -основная тема романа Машбаша. Сафербий Зан и Хан-Гирей - патриоты своего народа. Идеи объединения всех адыгских племен в единое государство со своим государственным строем и знаменем.

Творческий практикум.

Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.

Художественный мир Хязрета Ахметовича Ашинова

Слово о поэте и писателе. Стихотворение «Мои товарищи».

Тема войны в лирике и прозе Ашинова. Человек в трагических условиях. Дружба и ее функции в стихотворении.

Творческий практикум.

Поэтический семинар.        :

«Воспоминания». Отрывок из повести «Последняя неделя августа».

Система образов произведения. Сравнительный анализ образов отца Заура и Хаджимета.

Творческий практикум.

Читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

Художественный мир Хамида Яхьевича Беретаря        

Слово о поэте.         

«Сонеты».  Особенности сонета как жанра и  его  отличие  от других         
поэтических произведений. Тема добра, красоты, солнца, весны, любви в сонетах

Беретаря.       
Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение.   

«Повесть об ауле».  

Трагедия     адыгейского     аула,     оказавшегося     на     дне     Кубанского           

водохранилища с целью поднятия уровня экономического благополучия региона -         

основной    мотив    драматически    наполненного    поэтического    произведения          

Беретаря. Трагический пафос.       

Творческий практикум.     

Литературно-критическое эссе.

Художественный мир Гиссы Кагировича Схаплок

Слово о драматурге.

Драма «Танец смерти». Отрывок из героико-романтической трагедии
«Танец смерти».      

Драма как род литературы, ее особенности. Драматическая напряженность
внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Трагическая история  

любви и ее авторская оценка. Символические образы.

Творческий практикум.

Рецензия на спектакль

 

Художественный мир Пшимафа Карбечевича Кошубаева

            Жизненный и творческий путь писателя.

            «Семь дождливых дней». Повесть в сокращении.

            Тема    нравственного    возрождения    человека    в     повести.     Великая

            Отечественная война и ее отголоски.

            Композиция повести - образ дождя.

            Глубина нравственной проблематики и психологизма повести.

            Творческий практикум.

            Дискуссия на одну из предложенных тем.

                Художественный мир Джафара Базруковича Чуяко

            Жизненный и творческий путь поэта и писателя.

            «Подвиг», «Там, где горели камни». Отрывок из поэмы.

            Военная    лирика    Д.    Чуяко,    посвящение    произведений    ветеранам-

            фронтовикам  и  героям,  не  вернувшимся  с  войны.  Мастерство  в  создании

            характеров героев.

            Творческий практикум.

            Поэтический семинар.

 

Художественный мир Бреджиба Адшесовича Мамия

Жизненный и творческий путь драматурга. «Берегись, любовь!». Отрывок из пьесы.

Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии, реалистические черты характеров.

Творческий практикум.
            Рецензия на пьесу.

 

            Художественный мир Сафера Ильясовича Панеша

            Жизненный и творческий путь писателя.

            «Молодые патриоты». Отрывок из повести «Любовь и уголь».

            Трагические   события   военных   лет   в   произведениях   Панеша.   Тема

            предательства,    нравственного    падения    человека,    ранее    пользовавшегося

            уважением окружающих и горячо пропагандировавшего существующую власть и

ее порядки.

Влияние   на   судьбы   детей   ошибок,   совершенных   родителями.   Мир
            и человек в прозе Панеша. Трагическое звучание темы любви.

            Творческий практикум.

            Литературно-критическое эссе.

 

 

 

 

Творческий практикум. Дискуссия на одну из предложенных тем. Поэма «Отец».

Тема Великой Отечественной войны. Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции, детали. Творческий практикум. Семинар, дискуссия, рецензия на поэму.

Художественный мир Каплана Гайсовича Кесебежева

Слово о поэте.

Стихотворения: «Треугольные письма», «Там, где аульские курганы».

Военная лирика Кесебежева. Воспоминания автора, надежда на мир и светлое будущее. Призыв помнить погибших воинов. Приемы изображения действительности в стихах. Особенности стихосложения.

Творческий практикум.

Сочинение-исследование в разных жанрах.

Художественный мир Хусена Хаджимосовича Хурумова

О поэте.

«Колодец Хапака», «Я двери запер на засов», «Солнце у моих дверей», «Я хо-хо-чу».

Основные темы и мотивы лирики X. Хурумова. Своеобразие и функции художественных средств. Новаторские поиски в области языка, словотворчество.

Творческий практикум.

Ролевая дискуссия, реферат.

II. Современная адыгейская поэзия молодых поэтов (4 ч.)

Художественный мир Мугдина Исмаиловича Тлехаса

О поэте.

Стихотворения: «Легенда о Мафэхабле», «Черкесские сады», «Черкешенка», «Добро и зло», «Мечта», «Страшно».

Выражение боли, страдания за уничтожение природы. Воспевание рождения нового аула, красоты черкешенки. Призыв к людям планеты сохранить живую природу.

Совершенство стихотворной формы. Символы природных стихий. Музыкальные принципы поэтической речи и их реализация в творчестве поэта.

Творческий практикум.

Рецензия на стихи.

 

 

Художественный мир Санят Арамбиевны Гутовой

Жизненный и творческий путь поэтессы.

Стихотворения: «Разрывается барабан с ярым треском...», «Бери и ешь».

Поэтический мир С. Гутовой. Отличие данной поэзии от традиционной лирики. Писательское мастерство. Творческий практикум. Классная дискуссия.

Художественный мир Сайды Ахмедовны Хунаговой

Жизненный и творческий путь С. Хунаговой.

Стихотворения: «Мой народ, ты в поклоне застыл», «Для тебя слишком седа моя голова», «Говорю», «Рваная тишина», «Хаос».

Проблема национальных истоков. Воспитание молодёжи и её будущее -основная тема лирики Хунаговой. Осуждение падения нравственных ценностей.

Традиции и новаторство в современной прозе. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Творческий практикум.

Читательская конференция. Современная адыгейская поэзия.

Художественный мир Шихамбия Исмагиловича Куева

Жизненный и творческий путь поэта.

Стихотворения:«Мое слово», «Руки матери — с чем их сравнить?»,
            «В ожидании любви», «С любовью не прощаются».

            Раздумья о нравственных ориентирах, настоящей правде человеческих

            отношений - основная тема лирики Куева. Патриотические мотивы и лирические

            чувства в стихах. Особенности стихосложения.

            Творческий практикум.

            Теоретический семинар, реферат.

            Художественный мир Заремы Индрисовны Хакуновой-Хуаз

            Жизненный и творческий путь поэтессы.

            Стихотворения: «Жизнь меня крутит и расщепляет», «Чудо из чудес».

Глубокий   смысл   и   лиричность   стихов   Хакуновой-Хуаз.   Поэтическое
            мастерство.

            Творческий практикум.

            Поэтический семинар или дискуссия «Существует ли женская поэзия?»

 

 

Художественный мир Тимура Исмаиловича Дербе

Жизненный и творческий путь поэта.

Стихотворения: «С рожденья слышу я скорбные песни плача», «Год за годом, как серые облака...», «Люблю я свой народ. Благую ношу», «Дождь весенний все льет и льет».

Основные темы и мотивы лирики Дербе. Поэтический мир.

Творческий практикум.

Итоговая читательская конференция. Общее и особенное в стихах молодых поэтов.

III. Развитие речи (6 ч.)

Творческий практикум. Поэтический мир адыгейских поэтов. Классная дискуссия.

Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. Реферат.

Русский национальный характер в изображении адыгских писателей. Сочинение-размышление по произведениям И. Ш. Машбаша. Сочинение-рассуждение по произведениям А. М. Гадагатля. Итоговая читательская конференция. Адыгские писатели и поэты XIX и XX веков.

IV. Адыгейская литературная наука на современном этапе (5 ч.)

Жизненный и творческий путь литературоведов и критиков адыгейской литературной науки на современном этапе: Магомета Шамсудиновича Кунижева, Абубачира Адышесовича Схаляхо, Казбека Гиссовича Шаззо, Руслана Галимовича Мамия, Туркубия Нуховича Чамокова, Учужука Масхудовича Панеша, Аслана Китовича Тхакушинова, Хамеда Гиссовича Тлепцерше.

Чтение и изучение литературно-критических статей критиков-современников.

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанной критической статьи.

 

 

                                         

                                                                                11   класс

(Всего 34 ч. в  учебном году.)

№ урока

Тема урока

Д/З

Дата

I полугодие

1.

Художественный мир адыгейской литературы

2.

Жизненный и творческий путь писателя и поэта И.Ш.Машбаша.

Стихотворения: «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной».

3.

«Сражение возле речушки Бзиюк». Отрывок из романа И.Ш.Машбаша «Раскаты далекого грома».

4.

Отрывок из романа И.Ш.Машбаша «Жернова».

5.

Тема войны в лирике и прозе Х.А.Ашинова.

6.

Отрывок из повести Х.А.Ашинова «Последняя неделя августа».

7.

Тема добра, красоты, солнца, весны, любви в сонетах

Х.Я.Беретаря.

8.

Отрывок из героико-романтической трагедии Г.К.Схаплока «Танец смерти».

9.

Повесть П.К.Кошубаева «Семь дождливых дней».

10.

Военная    лирика    Д.  Б.  Чуяко.

11.

Сатирическая направленность комедии Е.А.Мамия «Берегись, любовь!».

12.

Отрывок из повести С.И.Панеша «Любовь и уголь».

13.

Трагические   события   военных   лет   в   произведениях С.И.  Панеша

14.

Чувство гордости, любви к Родине в лирике К.Х.Кумпилова.

15.

Н.Ю.Куек. Поэма .Ашуг.

16.

Творческий практикум. Дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей.

17.

Контрольное тестирование за  1 полугодие:

 « Писатели и поэты Адыгеи»

II полугодие

18.

Ю.Г.Чуяко.Роман.Сказание о Железном волке.

19.

Тема добра, любви в творчестве Р.М.Нехая.

20.

Основные темы и мотивы лирики Н.Н.Багова, Ачмиз Р.У.,Панеша Х.М.

21.

Махош Р.И.Стихотворение.Последнее мгновение.

22.

Художественный мир Р.М.Паранук.

23.

Военная лирика К.Г.Кесебежева.

24.

Основные темы и мотивы лирики X. Х. Хурумова.

25.

Выражение боли, страдания за уничтожение природы в стихотворениях М.И.Тлехаса.

26.

Отличие поэзии С.А.Гутовой от традиционной лирики. Писательское мастерство.

27.

Воспитание молодёжи и её будущее -основная тема лирики С.А. Хунаговой.

28.

Патриотические мотивы в стихотворениях Ш.И.Куева.

29.

Глубокий   смысл   и   лиричность   стихов  З.И. Хакуновой-Хуаз.  

30.

Общее и особенное в стихах молодых поэтов.

31.

Классная дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей.

32.

Итоговая читательская конференция.

33.

Писатели и поэты Адыгеи.Повторение.

34.

Контрольное тестирование за год « Произведения адыгейских писателей и поэтов»

Ресурсное  обеспечение :


http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.

Сетевые сообщества учителей: 
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Список литературы

для учителя: 

1.     Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2.     Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка.  - М., 1979.

3.     Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь.  - М., 1991.

4.     Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

       

5.     М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6.     Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7.     А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8.     Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

9.     Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

10.                       Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

11.                       Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.

12.                       Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

для учащихся:

1.      Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература  10-11.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 10-11 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2.     Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3.     Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4.     Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для  3 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...

Рабочая программа по адыгейской литературе 8 класс

Рабочая программа по адыгейскому языку для 8 класса...


 

Комментарии

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса