Рабочая программа по русскому языку в 8 классе «Культура речи»,
рабочая программа (8 класс) по теме

Данная программа предназначена для учителей русского языка и литературы, можно использовать для занятий кружка по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch._kurs_8_klass.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа с.Березово Пугачевского района Саратовской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Калинина И.Г./

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя  по УВР________  

  /Калинина И.Г./

 «___»____________20___г.

«Утверждено»

              Директор школы:

      _________      /Барышева Л.И./

        Приказ № _____   от

        «___»___________20___г.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

«Культура речи», адаптированная  учителем

I квалификационной категории

 Калининой Ириной Геннадьевной

Базовый уровень

                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                                                                                                                     протокол № ____  

                                                                                                                                                                                                     «___»_______20__ г.

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка.

         Данная рабочая программа для учащихся 8 класса разработана на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой (5-11 классы, элективные курсы, базовый уровень) (автор С.И.Львова, М.: Мнемозина, 2009), рекомендованной МО РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004г. и учебным планом образовательного учреждения.

          Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Одним из важнейших показателей общей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами  русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.  Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.

В центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и  сознательного отношения к родному языку, понимания важности  сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию  навыеов речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся будут носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

На занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Цели курса.

  1. Привить учащимся интерес к культуре речи как одному из средств их обучения, воспитания и развития.
  2. Научить девятиклассников владеть правильной и уместной речью.

Задачи курса.

  1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, о её важнейших коммуникативных качествах.
  2. Дать представление о правильности как основном критерии хорошей речи, познакомить с основными нормами современного русского литературного языка, добиться их соблюдения.
  3. Обучить школьников владеть речевым аппаратом, техникой речи.
  4. Дать представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях, подготовить к созданию различных текстов.
  5. Научить школьников анализировать речь чужую и свою собственную.
  6. Помочь в определении стиля общения и формы речевого поведения.
  7. Подготовить учащихся к написанию экзаменационного изложения и сдаче ГИА.

Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые учащимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка  на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Кол-во

часов

I. Языковая норма и её виды

4 часа

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалекная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления.

Понятие экологии речи.  Чистота речи. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.

Нормированность – отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографически словарь с справочники по русскому правописанию.

Культура речи

4 часа

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи

23 часа

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной речи.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности  речи. Умение разъяснять смысл малопонятных слов, употребленных в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи.

Чистота речи. Речевые штампа, шаблоны, клише, канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование источников речевого богатства. Заимствования – один из источников обогащения русского языка. Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности  русской речи: звуковой строй языка. Лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств зыка, интонационное богатство родной речи.

Выразительные возможности русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия синекдоха. Гипербола. Олицетворение. Изобразительные возможности синонимов. Антонимов. Омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитез и оксюморон, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

IX. Итоговое занятие. Подведение итогов изучения курса  «Культура речи». Защита проектов.

3 часа


Методические рекомендации.

Формы организации работы учащихся в рамках курса «Культура речи» – лекции и практические занятия, на которых учащиеся будут учиться правильно и грамотно строить свою речь и анализировать чужую с точки зрения орфоэпии, грамматики, синтаксиса, лексики, стилистической уместности; работать с текстами различных жанров и составлять их самостоятельно; пользоваться  различными видами словарей. Большой объем теоретического материала, подготовленный учителем к каждому занятию, поможет учащимся в освоении новых тем, организации исследовательской деятельности, умении работать самостоятельно.

На занятиях предпочтительны формы, расширяющие классно-урочную систему: ролевые игры, публичные выступления, тренинги, защита проекта, портфолио. Различные виды практических упражнений, собранных учителем, рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную деятельности учащихся.

Для проведения занятия учитель готовит большое количество раздаточного материала. Это всевозможные таблицы, схемы, памятки, необходимые учащимся для работы на уроках русского языка, других предметов школьного курса, написания экзаменационного изложения и сдачи ГИА.

Изучение каждой темы завершается выполнением практических заданий на самом занятии и домашней  работой.

Литература

             1.Львова С.И. схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и  пунктуация: раздатоочные материалы. – М., 2005

                  2.Львов.М.Р. Основы теории речи. М., 2000.  

                  3. Русский язык и культура речи: практику / Под редакцией    В.И.Максимова. – 2000.    

4.Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М. 1982.

5.Васильева А.Н. Основы культуры речи. М. 1990.

6.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. 1995.

7.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. 1998.

8.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителя. М., 1989.

9.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л. 1988.

10.Ладыженская Т.А. Живое слово. М. 1986.

11.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991.  

12.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991.

13.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. 1989.

Дополнительная

  1. Балашова Л.В., Милехина Т.А., Рисинзон С.А., Орлова Н.М. Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов: Слово. 1997.
  2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.: Высшая школа. 1993.
  3. Верещагие Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М. 1990.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М. 1993.
  5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение. 1983.
  6. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? М. 1991.
  7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
  8. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. М. 1980.
  9. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение. 1988.
  10. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи. Оформление научной работы. М. 1991.
  11. Кохтев Н.А. Основы ораторской речи. М. 1992.
  12. Новиков Л.А. Искусство слова. М., Педагогика, 1991.
  13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.: Просвещение. 1988.
  14. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М.: Знание. 1980.
  15. Сопер П. Основы искусства речи. М. 1992.
  16. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. Л. 1991.
  17. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Санкт-Петербург. 1997.

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
  2. Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.
  6. Словарь иностранных слов. М. 1987.
  7. Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. ,Просвещение, 2008

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Дата

Тема урока

Тип урока

Оборудование

Примечание

план

факт

1 четверть

4

Языковая норма и её виды

1

1

07.09/

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.

Нравственность человека и речевая культура.

Комбиниров.

Тексты

2

1

14.09/

Понятие экологии речи.  Чистота речи. Выдающиеся лингвисты о русском языке.

Комбиниров.

Тексты

3

1

21.09/

Языковая норма и ее признаки. Виды русского литературного языка

Комбиниров.

презентация

4

1

28.09/

Нормативные словари современного русского языка и справочники

Комбиниров.

Словари

4

Культура речи

5

1

05.10/

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи

Урок-лекция

6

1

12.10/

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Комбиниров

Карточки с текстами

7

1

19.10/

Практическая работа

практикум

Карточки

8

1

26.10/

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Комбиниров

2 четверть

26

Коммуникативный аспект культуры речи

9

1

09.11/

Коммуникативный аспект культуры речи

Урок-лекция

10

1

16.11/

 Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи.

Комбиниров

Тексты

11

1

23.11/

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи.

Урок усвоения новых знаний

тексты

12

1

30.11/

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи

Урок усвоения новых знаний

13

1

07.12/

  Чистота речи. Речевые штампа, шаблоны, клише, канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию.

Урок усвоения новых знаний

карточки

14

1

14.12/

Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения

Урок-практикум

тексты

15

1

21.12/

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка

Урок усвоения новых знаний

тексты

16

1

28.12/

Словообразование источников речевого богатства.

Урок усвоения новых знаний

презентация

3 четверть

17

1

18.01/

Заимствования – один из источников обогащения русского языка. Словарный запас человека и источники его пополнения.

Урок усвоения новых знаний

словарь иностранных слов

18

1

25.01/

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности  русской речи: звуковой строй языка.

Урок усвоения новых знаний

Стихи В.Высоцкого

19

1

01.02/

 Лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Комбиниров

тексты

20

1

08.02/

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство.

Комбиниров

Стихи С.Есенина

21

1

15.02/

Выразительные возможности русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи

Комбиниров

Презентация

22

1

22.02/

Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Комбиниров

СD диск

23

1

02.03/

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова:

Комбиниров

КИМы

24

1

09.03/

Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Комбиниров

Словарь фразеологизмов

25

1

16.03/

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Комбиниров

тексты

26

1

23.03/

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Практикум

карточки

4 четверть

27

1

05.04/

Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов.

Урок усвоения новых знаний

тексты

28

1

12.04/

Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса

Практикум

Презентация

29

1

19.04/

.Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Урок усвоения новых знаний

Тексты

30

1

26.04/

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи.

Комбиниров

Презентация

31

1

03.05/

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Урок усвоения новых знаний

Прослушивание текстов

32

1

10.05/

Защита проектов

Контроль знаний

33

1

17.05/

Защита проектов

Контроль знаний

34

1

24.05/

Защита проектов

Контроль знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Рабочая программа по русскому языку и развитию письменной речи

Рабочая программа  составлена  для  учащихся  10   класса в соответствии с программно-методическим обеспечением для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в спе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...