Урок пресс-конференция по теме «Поэзия Великой Отечественной войны»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сызранова Наталия Владимировна

Урок позволяет познакомить обучающихся с творчеством поэтов-фронтовиков в интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Роль лирики во время ВОв81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе.

Урок разработан учителем русского языка и литературы Н.В.Сызрановой

Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися,  дается  в данной разработке. Учащимся было предложено почувствовать себя в роли издателя книги о Великой Отечественной войне: самим выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки.

Цели и задачи:

  1. Дать обзор поэзии времен ВОВ.
  2. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
  3. Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Урок пресс-конференция по теме «Поэзия Великой Отечественной войны»

Цели урока: 1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
3.Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Интегрированный урок.
Комбинированный урок.
Пресс-конференция, чтение и анализ стихотворений,

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.
  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
  4. Возможность выбрать для «издания своей редакции книги» наиболее интересный материал.
  5. Возможность создать свою обложку будущей книги.
  6. Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны. До урока учащимся была предложена анкета  с вопросами:
  1. Что я знаю о Великой Отечественной войне.
  2. Моё отношение к войне.
  3. Моя семья в трудную годину.
  4. Военные реликвии в моей семье.
  5. Из каких источников я узнаю об этих событиях?

 

Формы и методы реализации поставленных задач:   Устный журнал. Урок – презентация.
Основные умения и навыки:

  1. Развивать навыки  работы с текстом,
  2. навыки связной речи,
  3. умение слушать,
  4. делать записи, выводы.

 

Оборудование:

  1. Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
  2. Презентация
  3. Видеозапись - песня «Огонек»
  4. Выставка книг о Великой Отечественной войне.
  5. Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».
  6. Музыка в исполнении учащихся: А.Сурков «Землянка».
  7. Приложение

ТСО:    Компьютер. Мультимедиапроектор.    Видеомагнитофон.

Учащиеся разделены на группы: историки, теоретики

Карточка для историков.

  1. Начало войны. Общие данные.
  2. Количество поэтов и писателей, ушедших на фронт и погибших там.
  3. Значение лирики для последующих поколений.

Группа «У войны не женское лицо»

  1. Стихотворение Ю.Друниной «Я ушла из детства в грязную теплушку»… (тематика, яркие выразительные средства).
  2. Биографические сведения о поэтессе.
  3. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина – подобрать фотографии, несколько строк из стихотворений)

Первая группа Особенности поэзии военных лет.

  1. Прочитать статью «Особенности поэзии военных лет».
  2. Выполнить задание: составить тезисный план статьи.
  3. Основная тематика поэзии военных лет (слайд)

Группа «Поэты, не вернувшиеся с фронта»

  1. Изучить сведения о гибели поэтов: Павел Давидович Коган, Михаил Валентинович Кульчицкий, Николай Петрович Майоров, Муса Мустафович  Джалиль.
  2. Указать год рождения, подобрать фотографии.
  3. Выбрать из творчества яркие строчки о военных буднях.

Группа «поэты – песенники»

  1. История создания песни А.Суркова «В землянке».
  2. Повторить тропы.
  3. Анализ языковых средств стихотворения. Вывод.

Контроль за пресс-конференцией осуществляет один ученик. В конце урока он рецензирует ответы и выставляет оценки.

Ход урока.

Эпиграфы урока.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые…

Свинцовые и пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д.Самойлов

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

И.Уткин «Из письма»

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Мы проводим пресс-конференцию на тему «Поэзия Великой Отечественной войны», на которой присутствуют корреспонденты и гости.

Цели и задачи конференции. Присутствующие на конференции узнают о значении литературы в годы Вов, познакомятся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи, выяснить, в чем причина постоянного внимания к событиям Вов в современное время, особенно в год 65-летия победы над фашистскими оккупантами.

(Звучит песня В.Лебедева-Кумача «Священная война» сначала тихо, затем громче, после первого куплета выключить).

Выступление перовой группы «историков».

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.
    Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Николай Майоров и другие. «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы»…

Учитель.

Звучали слова песни Лебедева- Кумача «Священная война». Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда».А чуть позже была исполнена песня «Священная война» краснознаменным ансамблем под руководством А.В. Александрова. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, эта песня-присяга , песня –гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. В статье « Как вошла « Священная война» в мою жизнь» А.В.Александров писал: «… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия фашизму, когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими на фронт, эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особенным порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы – исполнители - нередко плакали».

« Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОв голоса муз перекрывали грохот пушек. Так , прежде всего звучали стихи военных лет, дошедшие до сердца читателей.
Тема нашего урока : «Поэзия Великой Отечественной войны». Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать , что это самый оперативный, популярный  жанр военного  периода. Итак, вашему вниманию предлагается урок – пресс-конференция.

    Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.

Первая группа Особенности поэзии военных лет.
На каждой парте  статья «Особенности поэзии военных лет». 
Задание: составить тезисный план.
Проверка: заранее подготовленный ученик называет тезисы, иллюстрируя их  кадрами презентации.
                           

Слайд 1. Мотивы военной лирики:

  1. Родина,
  2. война,
  3. смерть и бессмертие,
  4. ненависть к врагу,
  5. боевое братство и товарищество,
  6. любовь и верность,
  7. мечта о победе,
  8. раздумья о судьбе народа.

Слайд 2. Жанры:

  1. собственно лирические (ода, элегия, песня)
  2. сатирическая (басня, эпиграмма)
  3. лиро-эпическая (поэма, баллада)

Третья группа – песенники.

? Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?

Стихи и песни звали русский народ на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Эти слова были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.

Языковые особенности военной поэзии. Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
Языковые особенности военной поэзии.

Задание для практической работы.

 Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка»

Стр. хрестоматии с.334

Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую - «В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. – но не собиралось быть песней. И даже не претендовала стать печатаемым стихотворением. Это были 16 « домашних» строк из письма жене Софье Антоновне. Письмо это было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня…» Глубоко личные, прочувственные стихи Суркова вдохновили композитора К. Листова. Он написал к ней музыку и спел ее. Впервые песня была опубликована в газете « Комсомольская правда» 25 марта 1942 года.

Слайд 2
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ( пустые клетки в шахматном порядке). Заполненная таблица:

Языковые средства

 Примеры

Олицетворения

Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует

Эпитеты

Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Лексический повтор

Далеко-далеко, снега и снега

Сравнение
Противопоставление

Смола, как слеза
В холодной землянке – негасимой любви

Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.


Мгновенный и всеобщий успех таких песен, как «В землянке», «Священная война», «Темная ночь» и многих других показал, насколько велика была в народе потребность в песне. Эти тексты песен переписывались, вырезались из газет, их посылали вместо писем. Песня помогала сохранить в себе человеческое в самых тяжких обстоятельствах.

Вторая группа Говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. (Они были  медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием.
Их стихи знала вся страна.)

  1. ( презентация Анна Ахматова

 Ольга Берггольц

Вероника Тушнова

Юлия Друнина.)

Чтение стихотворения Юлии Друниной «Я ушла из детства»…стр.244

Последняя строчка стихотворения короче, чем остальные, поэтесса прерывает свое повествование. Эпитеты «грязная теплушка», «санитарный взвод», «дальние разрывы» говорят об  обыденности военных будней. Воспоминания о цикле стихотворений А.Блока о Прекрасной Даме подчеркивают ужасы войны.

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Батальонный санинструктор; Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад.
В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание – старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ «…негоден к несению военной службы».
Но война не ушла из её жизни, из её памяти. Она всю жизнь продолжала всё пропускать через призму этой памяти.

Группа «Поэты, не вернувшиеся с фронта»

(Презентацию)

          Слова А.Твардовского передают чувства, которые испытывали те, кто остался, жив. Поэтому слова А.Твардовского мы взяли эпиграфом к нашей презентации, посвященных поэтам, не вернувшимся с фронта.

  Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….

 Павел Давидович Коган 1918 -1942

Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

 Михаил Валентинович Кульчицкий 1919 – 1943

 Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
           А просто – трудная работа,
          Когда –
                                  Черна от пота-
                                                              Вверх
          Скользит по пахоте пехота.

 Николай Петрович Майоров 1919 – 1942

Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
             Нам страх и подлость были не к лицу.
             Мы пили жизнь до дна
             И умирали
             За эту жизнь.
             Не кланяясь свинцу.

 Мусса Мустафович  Джалиль 1906 -1944

             Мусса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. Казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. (100 лет со дня рождения)
Сердце с последним дыханием жизни
             Выполнит твердую клятву свою:
            Песни всегда посвящал я Отчизне,
            Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

 

 Иосиф  Павлович Уткин   1903- 1944

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с  переднего края в 1944г
На улице полночь. Свеча догорает.
  Высокие звезды видны.
 Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
  В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
Минута молчания.

 

III Обобщение и выводы.

  1. Поэзия заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить испытания.

Слайд  

Поэзия в годы войны –  оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.

  1. Оперативность
  2. Эмоциональность
  3. Доходчивость
  4. Патриотические чувства
  5. Глубоко личные переживания

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твардовский

2. Выводы консультанта (оценки за урок)

Спасибо за урок, за поддержку.

3. Рефлексия.

Что мы узнали с вами за урок?

Какую роль играла поэзия в годы ВОв?

Повторили выразительные средства.

  1. Домашнее задание.

На выбор:
1.Анализ стихотворения.
2.Эссе на тему «Мир нужно беречь от войны»
3. Отзыв об уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

«ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…» (Поэзия Великой Отечественной войны)

КРАТКИЙ АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ ВОЕННЫХ ЛЕТ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПОПУЛЯРНОСТИ И ЗАДАЧ ПОЭЗИИ ТОГО ВРЕМЕНИ...

Поэзия Великой Отечественной войны. Урок литературы в 8 классе

Методическая разработка может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе в 8-9 классах....

Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"

Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"...

Конспект урока по Истории Отечества тема: «Начало Великой Отечественной войны».

Конспект  урока  по Истории Отечества тема: «Начало Великой Отечественной войны»....