Поэзия Великой Отечественной войны. Урок литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (6, 8 класс) на тему

Ната Николаевна Петрова

Методическая разработка может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе в 8-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 8 классе25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе проведён учителем МОУ СШ № 6 Центрального района г. Волгограда Петровой Натальей Николаевной

             Тема: «Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века» 

Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством К.Симонова, А.Ахматовой, Ю.Друниной, С.Гудзенко. В.Высоцкого, в чьих стихах - правда войны. Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Методические приёмырассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.

Задачи:
• 
Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя. 
• 
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся. 
• 
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ. 


Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, записи песен военных лет,

поэтические сборники.


Темы учебных презентаций :


1. Великая Отечественная война в произведениях поэтов-фронтовиков. 
2. Поэты, не пришедшие с войны. 
3. “У войны не женское лицо”. 


Эпиграф урока:

 «... Люди!

Пока сердца

 Стучатся,- Помните!

Какою ценой

Завоёвано счастье,- Пожалуйста,

Помните!..»

«Реквием» Р. Рождественский



                                                       Ход урока.

I. Начало урока. Создание эмоционального настроя класса.

  1. Звучат слова Левитана о начале войны.
  2. Просмотр кинофрагмента о Великой Отечественной войне. ( Кинофрагмент сопровождается музыкой «Священная война»)
  3. «Родина- Мать зовет» 
    Прозвучали до боли известные и знакомые строки: 
    Вставай, страна огромная, 
    Вставай на смертный бой 
    С фашистской силой темною, 
    С проклятою ордой!
  4. -  Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)


- Прошло уже 72 года с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о поэтах, о поэзии, опаленной войной. Тема нашего разговора: «
Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века».


Цели нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы. 
И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

II. «Великая Отечественная война в произведениях поэтов – фронтовиков»

1.22 июня 1941 года…Война… Решается судьба страны, народа.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: « Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, а многие будут сражаться пером». Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». 
С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.

Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано: 

Они уходили, твои одногодки, 
Зубов не сжимая, судьбу не кляня. 
А путь предстояло пройти не короткий: 
От первого боя до вечного огня...

2.Ребята! Мы сегодня познакомимся с произведениями фронтовых поэтов Ю.Друниной, С.Гудзенко., фронтового корреспондента К.Симонова , поэтессы А.Ахматовой , выступающей в блокадном Ленинграде по радио и госпиталях перед ранеными .Просмотр презентаций, прослушивание сообщений учащихся о С.П. Гудзенко К.М. Симонове, А.А. Ахматовой, Ю.В. Друниной, , В.С Высоцком

III. Судьбы поэтов-фронтовиков

- Выжившие , как предсказывал советский поэт-фронтовик Семен Гудзенко, умирали они не от старости, а от старых ран. Сам он в 1941 году добровольцем ушёл на фронт, в 1942-м был тяжело ранен, отчего впоследствии и скончался. Звучит стихотворение поэта «Перед атакой».

Всем, кто уходил на войну, было очень важно знать, что их любят и ждут, верят в Победу. Чтение стихотворения К.М. Симонова «Жди меня».


Iv. «У войны не женское лицо».

(Презентация, сообщение ученика) 
- Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станком, растили детей, воевали. Говорят, у войны не женское лицо, но женщины шли на фронт – помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку. Они были солдатами. Слово женщин-поэтесс тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц – их стихи знали, ждали… На фронт уходит 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. 
Звучит стихотворение «
Качается рожь несжатая».

- Найдите в стихотворении художественные детали, через которые Ю. Друнина передает трагизм людей своего поколения? 
- Как вы понимаете строчку из стихотворения «Идут по войне девчата, похожие на парней»?

Ученик наизусть читает стихотворение Анны Ахматовой « Мужество»

Звучат голос Левитана и песня « ДЕНЬ ПОБЕДЫ».

«О войне необходимо знать всё»,- утверждал К. Симонов.- Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли, каких жертв нам стоила война».

Не только люди помнят ужас тех лет, но и Земля наша помнит всю боль, которую нанесла война. Недаром писал В. Высоцкий:

Кто сказал, что Земля не поёт,

Что она замолчала навеки?!

Нет, звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля- это наша душа,-

Сапогами не вытоптать душу!

V. Беседа по вопросам:

- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. 
Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. 
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. 
Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны: 
“Бой идет святой и правый, 
Смертный бой не ради славы, 
Ради жизни на земле…”)

- А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

( Предельная искренность. В каждом стихотворении –  неприкрашенная  правда.)

- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

( Герои поэзии  военного времени - это и  русские воины - освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом! Это  люди  разных национальностей, разных возрастов,  выдержавшие  суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)


VI. Вывод-заключение

Итак, тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

«Великая сила нужна поэту, чтобы описать всю боль моей земли», - сказал осетинский поэт Хазби Калоев, в 22 года погибший под Белгородом. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом русские поэты обладали этой силой. Они пришли к Победе. Они сказали своё слово. Они победили. Они обрели бессмертие!

Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Прошу всех встать! Минута молчания

Ученик читает наизусть стихотворение Р. Рождественского «Реквием».

 Люди!
Покуда сердца стучатся, – 
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье – 
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, – 
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, – 
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, – 
Чтобы тоже
Запомнили!

VII. Рефлексия .

 Учащиеся должны письменно ответить на вопрос: «Над чем вас заставил задуматься сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на нём?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Урок Мужества, 8 класс(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

Урок пресс-конференция по теме «Поэзия Великой Отечественной войны»

Урок позволяет познакомить обучающихся с творчеством поэтов-фронтовиков в интересной форме....

"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе

Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...

Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»

методические материалы для преподавателей литературы...

Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"

Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"...