« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
учебно-методический материал по теме

Батдалова Сания Ахметовна

Целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности  школьника, готового к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. А также я стараюсь научить детей осознанному чтению, письму и правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, способствовать раскрытию творческих способностей каждого ученика.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon batdalova_publikaciya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА        

                                               ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

                                             МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                   «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                    

           УЧРЕЖДЕНИЕ    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

             

                                                   Тема:

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ  МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

                                                               

                                                       

                                                         СОСТАВИЛА:

                                                        Батдалова Сания Ахметовна

                                                        Учитель татарского языка и литературы

                                                                 I КВ. КАТЕГОРИЯ .                  

                                                          -2013-          

                                               

                             

          Я, Батдалова Сания Ахметовна, 1960 года рождения

Образование: высшее, окончила Казанский  государственный  педагогический институт в 1984 году по специальности учитель татарского языка и литературы.  

Педагогический стаж составляет 35 лет.

   Работаю в Муниципальном  автономном  общеобразовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Набережные Челны Республики Татарстан  учителем  татарского языка и литературы с 1993 года.

В 1995 году присвоена первая  квалификационная категория.

    Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности  школьника, готового к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. А также я стараюсь научить детей осознанному чтению, письму и правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, способствовать раскрытию творческих способностей каждого ученика.                  

       Реализации данных задач помогает мне традиционная система обучения, испытанная и проверенная десятилетиями.

   Традиционная система обучения имеет сильные   и    слабые  стороны.

       Сильные стороны

          Слабые стороны

-четкость учебного процесса,

- логика подачи материала,

-систематический характер обучения,

- идейно-эмоциональное воздействие личности учителя,

- объем информации, наглядности, технических средств обучения,

-оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.





-преобладание вербальных методов обучения, ориентированных на память,

-ориентация на среднего ученика, преобладание фронтальных форм работы,

- шаблонное построение уроков, их однообразие,

-организация действий репродуктивного характера, отсутствие творчества,

-субъект - объектный характер отношений между учителем и учащимися.

     

 Преодолеть данные недостатки традиционной системы мне помогают

- приемы развивающего обучения,

 - информационно - компьютерные технологии,

-здоровьесберегающие технологии.     

       На мой взгляд, современный учебный процесс начальной школы не может осуществляться без обращения к информационным технологиям.

       Новые информационные технологии обучения -  это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

       Применение ИКТ на уроках способствует повышению качества   образования, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует развитию логического мышления, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке.

        Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в школьные годы, потому что учащиеся  школы испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

       Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках  ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Это особенно важно при сравнении с традиционными формами обучения, при которых учащийся пассивен. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся. Каждый ученик имеет возможность работать в своём темпе, не завися от более слабых или наоборот сильных одноклассников.       

       Эффективность  информационных технологий зависит и от того, как мы их используем, от способов и форм применения. В своей деятельности я  использую следующие модели ИКТ:

-выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;

-компьютерное тестирование;

-использование электронных сборников;

-работа с электронными энциклопедиями;

- ресурсы Интернета;

- логические игры;

     Использование этих технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Для этого он сам должен владеть основами работы на компьютере, иметь навыки работы с мультимедийными программами, владеть основами работы в Интернет.

         Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста.

            В своей работе я использую программно-методический комплекс «Семейный наставник» по татарскому языку и литературе. Этот комплекс можно применять на многих этапах урока.  Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

       Использование программы «Наставник» удобно тем, что не нужно готовить карточки, писать задания на доске.

         Учащиеся становятся исследователями, открывателями, а это значит, что они учатся самостоятельно делать выводы, обобщать, исходя из собственного опыта. Таким образом, эти уроки несут детям приятные минуты совместной творческой игры и служат ключом для собственного творчества. Цель таких уроков научить растущего человека самостоятельно мыслить.

     Мой опыт показал, что систематическое использование программы «Семейный наставник» на различных уроках помогает учащимся повышать свой уровень знаний.

        Не обойтись без компьютера на уроках развития татарской речи – здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет художника, и репродукцию картины, гораздо лучшую, чем предлагает учебник. Использование ИКТ дает возможность послушать в хорошем исполнении стихи, романсы, песни и посмотреть  фрагменты изучаемых по литературе произведений. Применение их делает урок эмоциональным и эффективным, пробуждает интерес к предмету.

      К урокам татарского языка и литературного чтения  мало готовых дисков, материалов. Поэтому приходится самой составлять презентации. Такие уроки больше интересуют детей, чем традиционные.

       Успешно пройдя  курсы в Институте непрерывного педагогического образования  по теме «Управление мотивацией учащихся средней школы при организации обучения с использованием информационных технологии », овладев программой Microsoft PowerPoint, составляю мультимедийные презентации для уроков и внеклассных мероприятии .

      Мною созданы мультимедийные  презентации к урокам татарского  языка и литературы.

-“Ия  белән хәбәр арасында сызык кую очраклары”;

-“Кәҗә белән Сарык хикәясе” к уроку татарского языка;

-“Тапкырларга табышмак”;

-“Зирәклеккә мәсьәләләр”;

          Благодаря нашему директору, Гарифуллину А.Х, у  нас в  школе  имеются  ноутбуки. Сам директор заинтересован в применении ИТ на уроках. С этой целью наша школа приобрела множество учебных программ,  дисков.

          С первых дней появления в классе компьютера дети особенно заинтересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами.  Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра, ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

      Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому, татарскому языку  и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к языкам как к предмету изучения, применение ряда упражнений тестового характера в сочетании с современной методикой даёт положительный результат.  

          По результатам последних 3 лет я вижу рост качества знаний:  

год

предмет

успеваемость

качество

2011-

2012

Татарский язык

100%

64%

Татарское лит.чтение

100%

85%

  Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

      С помощью ИКТ  мною были проведены:

  1. Новогодние спектакли;
  2. Осенний бал;
  3. “Без Тукай шәкертләре”;
  4. “День учителя”;
  5. “Карга боткасы”.

   Мои ученики также охотно получают и музыкальное образование, посещают  музыкальную школу, занимаются живописью, лепкой. Считаю, что всевозможные виды внеурочной деятельности такие, как: инсценировки, импровизации на тему, музыкально-литературные вечера с использованием ИТ - не только формируют у детей способность к сотрудничеству, но и расширяют тематику речевого общения, обогащают словарный запас учащихся.              

     Таким образом, современные информационные технологии могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру уроков с учениками  начальной школы. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения –  повышение уровня знаний. Компьютер на уроке – уже жизненно необходимое средство обучения.

   Подготовила:                                                               Батдалова С.А.

Согласовано зам. директора                                              

 по   методической работе :                                      Шайдуллина  Д.Н.

                               

Литература

1. Селевко, Т.В. Современные образовательные технологии. – М.., Народное образование, 1998 год.

2. Демченко Н.В. Использование компьютерной программы «Семейный наставник» в начальной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 8 сентября.                                                                                                         3.Солпитер Д. Дети и компьютеры. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

Интеграция новых информационных технологий в учебный процесс

Материал может быть полезен для подготовки к урокам, выступлениям...

Использование информационных технологий в учебном процессе.

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится  не урокодателем...

Доклад на заседании РМО «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе»

По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.Хотелось бы д...

«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс»

У каждого предмета и каждого преподавателя есть свои средства и способы осуществления организации процесса обучения, направленного на учащегося.  При формулировании своих целей обучения, преподав...

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс...