Урок-размышление "Почему Старцев превратился в Ионыча?"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова. Урок идет как обобщение творчество писателя. Каждый этап урока вовлекает  учащихся в размышления о смысле жизни, о предназначении человека. Урок призывает учащихся в любых ситуацих оставаться человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».

Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова.

  1. «Берегите в себе человека!»
  2. «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет».
  3. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть».
  4. «В любых условиях человек должен остаться человеком».

Тип урока: Обобщающий

Вид урока:  Урок - дискуссия

Цель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и

                           духовного   оскудения личности в рассказе.

                  2.  Развивать у детей навыки творческой работы, умения  

                       анализировать,    обобщать,  делать выводы.

                       3.  Вовлечь учащихся  в размышления о смысле жизни.

                   

Ход урока:

 

  Вступительное слово учителя.

  Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник»,  «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч».

  По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны  будем сказать себе:

  « Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека».

         И я не исключаю, что сегодня, отвечая  на  поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя».

          А теперь вернёмся  к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:

I.Этап вызова.

       Работа по содержанию текста.

  1. Что вы можете рассказать о жизни в городе С?

  (В городе  скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей.

        Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает  в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья   в городе).

    2.  Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз?  Какую даёт он оценку?.

       (Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).

      3.  Как изменился Старцев через год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)

       4.  Как изменился или каким мы увидели Старцева  через 4 года,  и как изменилась семья Туркиных?

        (В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»).

        5.  Каким мы видим Старцева через несколько лет?  Сравните Старцева с членами семьи Туркиных.    

6 задание: Сделайте вывод.

Вывод:

    Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа.

    Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого вначале уходит и ненавидит.

    И кто в этом виноват?  (Он сам)

Вывод: вывешивается табличка с надписью:

  «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов.

II. Этап осмысления.

Анализ действий и поступков героев.

  Учитель:

     Между событиями, описываемыми в первой и второй главами, прошло больше года. Изменилось ли что -  нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну.

Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён? 

(Работа над деталями художественного произведения)

  1. Если он пел в начале:

      Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…

     То в обратную дорогу он напевал:

      «Твой голос для меня, и ласковый и томный...

  1. Говорит с Котиком о литературе, об искусстве, о чём угодно.
  2. Получив записку, идёт пешком в 11 часов  ночи на кладбище, хотя понимает, что над ним могут смеяться даже гимназисты, а он интеллигентный, уважаемый человек.
  3. Размышляет над надписями: «Грядет час в онь же..».
  4. Мечтает о счастье, надеется на любовь.
  5. Объяснение в любви.

         (Чтение эпизода признания Старцева в любви.)

Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне?

       Какой мы  видели Екатерину Ивановну при встрече со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы?

А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?

        Вывод:   Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.

       Вывод:   «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.Чехов

          Творческая работа. Поисковое задание.

    Учитель:

        Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание.

Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.

1 вариант:  материальное преуспевание  доктора Старцева

2 вариант: моральное и духовное опустошение  доктора Старцева.

1 вариант

  1. Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком.

И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…»

  1. У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза:

      «Ох, не надо бы полнеть».

  1. В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком.
  2. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.

           2 вариант:

  1. Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша.
  2. Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости,  а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал:

«Твой голос для меня и ласковый, и томный»:

  1. На кладбище:

      «Я устал, едва держусь на ногах»

      И, садясь в коляску, он подумал:

     «Ох, не надо бы полнеть».

  1. Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце.

И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!»

  1. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным.

     Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!»

  1. У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там.
  2. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо

    стучит палкой об пол и     кричит своим неприятным голосом:

  1. Извольте отвечать только на вопросы!

Не разговаривать!

                         Сделайте вывод. Что стало со Старцевым?  (Он , обогащаясь

                материально,  разлагался духовно.) А как должно было быть?

                Материальное богатство  должно  было стать стимулом к

                духовному обогащению) .

 Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.Чехов.

III. Этап  рефлексии.

  Раскрытие идейного замысла.

  Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам  нужно выяснить значение некоторых слов.

              Работаем в тетрадях: (Выяснив  значения  слов, учащиеся  подбирают примеры из   текста по образу  Старцева).

Пошлость – быть низким, безнравственным

                        (не обращает  внимания на неодетых женщин и детей)

мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо

                       личные   интересы, иметь узкий кругозор (не посещает  театры,

                       концерты, игр).

эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает

               больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол  

               и   пренеприятным  голосом говорит).

вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.

Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?

Ответ:  (Постоянно терял  ценные свойства, произошло вырождение

                человека, деградация).

           

Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы.

  1. Он отказался от активной жизни.
  2. Не боролся с пошлостью, ленью.
  3. Не отстаивал своих мнений.
  4. Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению.

     На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим

     духовную деградацию человека.

Вопрос. - Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения?

               ( Она заключается в призыве:  «Берегите в себе человека!»)

               - Что вы понимаете под этими словами?

(Человек  должен  жить полнокровной жизнью. Жизнь должна  быть широкой, своеобразной, которая отвечала  бы  истинному  назначению человека).

Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему:

             «Есть ли  настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

          II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов:

               первое и последнее свидание Старцева и  Екатерины Ивановны. Доказать, что    развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а  Старцева  - по    нисходящей линии.    

   

Проблемный урок

по творчеству А.Н. Островского «Гроза».

Цели:

  1. Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство и ответить на вопрос : «А был ли у Катерины иной путь?»
  2. Умение разобраться в сложных житейских проблемах, умение отстаивать свою точку зрения.
  3. Предупреждение трагических последствий.

Средства обучения:      слайды, живое слово учителя, текст.

Тип урока:  обобщающий урок.

Вид урока:  проблемный.

Ход урока.

1.Этап вызова.

Вступительное слово учителя.

         На последних уроках литературы мы поделились со своими впечатлениями о драме Островского «Гроза». Разбирали подробно такие темы как «Город Калинов и его обитатели», «Молодое поколение в драме», «Образ Кулигина и его  значение», и наш последний урок был посвящён теме:  «Образ Катерины и  её душевная трагедия».

        Сегодня урок у нас непростой. Мы должны будем с вами на уроке ответить вот на такой вопрос: «А был ли иной путь у Катерины?»

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны  будем выяснить:

I этап    Почему погибла Катерина?

II этап   Что было бы, если  бы она не погибла?

Этап вызова.

1.Что означает имя Катерина? (Всегда чистая)

2.Что  говорит о нём известный критик  Добролюбов? (Луч света в тёмном царстве.)

Давайте вспомним, что мы с вами узнали об образе Катерины?

(На основе ответов учащихся составляется кластер.)

  1. II. Этап осмысления.

     Почему погибла Катерина?

  1.  Какой  мы видим  Катерину? Чем наполнена  её жизнь? (Катерина духовно богатая, поэтически возвышенная натура. Но она боится  своей любви к Борису.)
  2. Вспомните сцену прощания, сцену с ключом.  Какие черты характера Катерины проявляются здесь? (Он сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя. Но в то же время не хочет мириться с несправедливостью).
  3. В чём признаётся  Катерина Варваре? (Обманывать –то я не умею, скрыть-то ничего не могу).
  4. Как чувствует Катерина себя после возвращения Тихона. (Переживает  чувство вины  перед  Тихоном).
  5. Чего  хочет Катерина в жизни? О чём говорит её фраза: « Отчего люди не летают?» (Катерина жаждет  свободы и счастья.)
  6. А чего очень боится Катерина? (Она боится божьей кары).

На основе ответов учащихся составляется схема  душевной борьбы Катерины.

Боится божьей кары                                              Жаждет свободы и счастья

Переживает чувство                                             Не умеет  обманывать и лгать        вины перед Тихоном                                              

Не хочет мириться с                                              Сомневается в правильности

несправедливостью                                            своих поступков, пробует                

                                                                                 остановить себя

Боится своей любви                                            Духовно богатая, поэтически

                                                                                 возвышенная натура.  

                               

  1. Как вы думаете, легко ли Катерине? Почему погибла Катерина? (Ей было очень трудно. Муж её не понял. Она одинока  в своём горе).

III. Этап   рефлексии.

Учитель.

        Ребята! А если бы Катерина жила в наше время, она пошла бы на такой шаг? Теперь в трудные моменты жизни, если человек не может найти себя опоры, поддержки, у него есть возможность обратиться к специалистам, психологам. В таких ситуациях психологи рекомендуют выделить положительные и отрицательные стороны  сложившегося положения. Давайте мы тоже попробуем это сделать и выполним в тетрадях задание.

Работа в тетрадях.

Учащиеся  выделяют положительные и отрицательные стороны и заполняют таблицу.

п/п

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

Жила бы и радовалась жизни.

Её  бы нашли, силой привели домой.

2.

Она замолила бы свои грехи.

Она никогда не была бы свободной.

3.

Могла бы создать свой душевный мир. Этого у неё никто не смог бы отнять.

Тихон  бы не простил, снова пришлось бы видеть недовольное лицо его.

4.

Запрут – вот и будет тишина. Никто мешать не будет.

Бориса никогда не увидит.

5.

Осталась бы со своей любовью. Ведь эту любовь никто не смог бы отнять.

6.

Тихон слаб, Катерина смогла бы сделать его счастливым.

7.

Кабанова  старая, скоро ей понадобится  помощь  Катерины.

8.

Родятся дети. Они принесут ей радость.

Скажите. Чего больше? Положительного или отрицательного? (Положительного).

Значит, какой вывод мы из этого сделаем. Самоубийство – это  не решение  всех проблем.  А всегда  в  трудные минуты жизни надо искать другие пути решения этого вопроса.

  1. Но когда была написана пьеса? (В  1859 году, в  канун отмены крепостного права).

-    Что Островский  показал смертью Катерины?

     ( Вызов, протест Катерины против «тёмного царства».)

     Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Проведение занятия способствует воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом...

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Азбучные истины великого старца

Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 - летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов...

Презентация по теме "Оптинские старцы" (православная культура)

Презентация содержит сведения о преподобных  Оптинских старцах. О монашестве и подвижничестве в Оптиной пустыни...

Сказание об афонском старце Максиме Греке

Презентация к внеклассному мероприятию "Сказание об афонском старце Максиме Греке"...

Церковнославянизмы в "Письмах Валаамского старца"

Анализ церковнославянской лексики произведения середины 20 века....