Азбучные истины великого старца
классный час (8 класс) на тему

Акулова Надежда Николаевна

Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 - летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuchnye_istiny_velikogo_startsa.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Азбучные истины великого старца.

                                      К 185 – летию Л. Н. Толстого

                                     

        Ведущий:  В сентябре исполняется 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, гениального русского писателя, чье имя наряду с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и др. составляет славу и гордость нашей страны. Произведения  Л. Н. Толстого для детей – это кладезь азбучных истин.

        Под городом Тула есть местечко Ясная Поляна, куда приезжают  люди из многих стран. Здесь, в своей усадьбе, провел детство и большую часть своей жизни великий русский писатель Л. Н. Толстой.

        Лев Николаевич гордился своими предками и чувствовал глубокую связь с ними. Он говорил о том, что «вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих мне…особенно радостно». Род Толстых существовал в России почти 500 лет до дня рождения Льва Николаевича и продолжается поныне.

        Писатель рано потерял родителей. Его мама  Мария Николаевна умерла, когда маленькому Левушке было всего полтора года. А когда мальчику исполнилось девять лет, ушел из жизни отец Николай Ильич. Все, что узнал Левушка о своей матери, ему было известно из рассказов других людей  о ней как о хорошей и доброй женщине.

        Мария Николаевна владела четырьмя иностранными языками, играла на фортепиано, рисовала и обладала удивительным даром рассказывать сказки и различные истории.

        Маленький Лева любил читать произведения А. С. Пушкина и многие его стихи знал наизусть.

        Несмотря на потерю родителей в раннем детстве, маленький  Левушка не ощущал своего сиротства. Его спасала большая и дружная семья – бабушка, тетушки,  братья и сестра.

        Окончив  гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в императорский Казанский университет поступил только со второго раза.

        В 1851 году он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и отправился на Кавказ, а затем в Крым. Лев Николаевич был храбрым и мужественным воином.

        Детство свое Лев Николаевич считал не только самой счастливой порой жизни, но и наиболее важной, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, что искать, к чему стремиться. Еще тогда, мальчиком, Толстой понял, что каждому человеку предназначено самому отыскать свою зеленую палочку.

«…Счастье в том, чтобы жить для других…» - писал Толстой.  Лев Николаевич пришел к убеждению, что самое главное состоит в том, чтобы делать добро людям, среди которых живешь. Одним из путей помощи ближнему было,  по мнению писателя , образование и просвещение людей.

В 1859 году в своем родовом имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл  бесплатную школу для 30 крестьянских ребятишек, и сам же работал там учителем. В те времена  в России в городах было мало школ, а в деревнях их совсем не было. Народ был безграмотный. За обучение детей брались  представители духовенства и отставные солдаты. В классе не было  более шести учеников, и их основной задачей являлось вызубрить  заданный стишок.

        Учитель, как правило, занимался посторонними делами, а за себя оставлял старшего из детей, который должен был поддерживать порядок, то есть следить за тем, чтобы остальные дети не баловались, а если кто провинился, то учитель его наказывал – сек розгами. Считалось, что научить детей чему – либо без порки невозможно.

Вот как процесс обучения в старину на Руси описала Наталья Кончаловская в стихотворении «Как в Москве учились».

                (Стихотворение)

        «Сперва аз да буки, а затем и науки»

Ведущий: Учебников в те времена не было, и Лев Николаевич занялся составлением «Азбуки». Работая над книжкой, он часто говорил с волнением: «Что из этого выйдет – не знаю, положил в него всю душу». С «Азбукой» Толстой связывал свои «самые гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые впечатления о мире. «Азбука» - эта своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир, - стала событием в педагогике.

        Очень скоро школа в Ясной Поляне благодаря необычайно быстрым успехам детей приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.

Удивительная школа существовала три года, пока все 150 местных детей не выучились всему, что казалось нужным их учителям. Кроме этого, Толстой помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.

«Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. «Новая азбука» учитывала возрастные особенности детей и отличалась хорошо подобранным материалом для чтения.

В «Новой Азбуке» Толстого есть рассказы, написанные по русским народным пословицам, и в каждой из них в образной форме раскрывается смысл пословиц. (Демонстрируется ребятам сборник рассказов «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Л. Н. Толстого.)

Сочинял Толстой и загадки. Сейчас мы проведем конкурс загадок из «Книг для чтения».

                (Загадки)

Основное место в учебных книгах Толстого занимают сказки. Создавая свои собственные произведения, Толстой заботился о том, чтобы сюжет их был поучителен и занимателен, но прост.

Угадайте, из каких сказок эти отрывки.

                (Задание)

Сказки, истории, былины, созданные писателем, часто имеют научно – познавательный характер. В коротких сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Вот, например, как одушевление предметов, волшебно – сказочная форма повествования помогают ученикам усваивать географические понятия…

                (Чтение сказки «Шат и Дон»).

А вот еще одна сказка – «Волга и Вазуза».

                (Чтение сказки «Волга и Вазуза».

Большое внимание Толстой уделял такому жанру, как басня, в которой через иносказание ненавязчиво, деликатно преподносятся любые назидания, сложная мораль. Писатель добивается того, чтобы живая и конкретная мораль его басен была понятна детям.

Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. Заставляются задуматься над отношением к старикам и беспомощным.

                (Чтение басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка».

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера. Маленьким детям легко запоминается сообразительность и находчивость галки из рассказа «Галка и кувшин». Давайте послушаем его.

Считая детство важным периодом жизни, Толстой много внимания в своих произведениях уделяет образам детей. Он отмечет их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие, ярко подмечает интересные моменты в поведении.

Дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревенская жизнь передается часто так, что мы видим ее глазами ребят. В этих коротких рассказах показаны взаимоотношения детей и взрослых в крестьянской семье. Послушаем рассказ «У бабки была внучка».

Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Лев Николаевич Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой – самым радостным и счастливым временем своей жизни. Возможность предоставить каждому ребенку полноценное образование, достойное человека, нравственное развитие знаменитый писатель связывал с прогрессом России и всего человечества.

                Игра – загадка

        «Хорошо ли ты знаешь произведения Л. Н.Толстого?».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Азбучные молитвы.

Доклад на Кирилло-Мефодиевских чтениях...

Внеклассное мероприятие "Велика истинная цена хлеба"

Данное мероприятие предназначено для 5-7 классов. На занятии учащиеся знакомятся с трудом хлеборобов, с воспоминаниями блокадников Ленинграда, жителями тыла. На мероприятии звучат пословицы, поговорки...

Презентация к внеклассному мероприятию "Велика истинная цена хлеба"

Данная презентация является дополнением к внеклассному мероприятию "Велика истинная цена хлеба", часть слайдов выпущена из-за ограничения в 3 МБ. Вы без труда можете дополнить презентацию своими слайд...

Исследовательская работа "Азбучные истины или образы славянской буквицы"

Данную работу представляли на муниципальном этапе  научно- практической конференции "Золотое перо 2016"...

«Эти стены так много слыхали Мудрых истин великих умов»

ФЕСТИВАЛЬ УЧИТЕЛЕЙ«Инновационные педагогические практики: обобщение, распространение опыта»План-конспект  мастер-класса«Эти стены так много слыхалиМудрых истин великих умов&raqu...