Урок - игра "Волшебное колесо"
план-конспект урока по теме

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра

 «Волшебное колесо»

I.Вступительное слово.

Ведущий 1. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

(А.П. Чехов)

(судейский головной убор)

Ведущий 2. Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.                                        

(А. Яшин)

(учебник 8 класса)

Ведущий 3. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатое, умное, поэтическое и трудовое оружие своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

(А.Н. Толстой)

(портрет)

Ведущий 4. Многие русские слова сами по себе изучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни изучают таинственный блеск.

(К. Паустовский)

(портрет)

Ход урока:

1.Слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не вирок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

II. Разминка.

а. Барабан с вопросами

б. Ответы на вопросы (работа в паре)

1. Как одним словом можно назвать произведения устного народного творчества? (фольклор)

2. Кто создает фольклорные произведения? (народ)

3. Человек, ведущий повествование в сказке? (рассказчик)

4. Часть сказки, не связанная с повествованием? (присказка)

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивки, и от бурки,

И от вещего каурки.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли…

Это присказка, а вот –

Сказка чередом пройдет.

5. Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз? (повтор)

Сказка «Марья Моревна».

У Ивана – царевича 3 сестры – к ним 3 раза сватаются женихи; Кощей Бессмертный – 3 ведра воды выпивает, чтобы восстановить силы; Иван – царевич – 3 раза  вызволить пытается Марью Моревну из плена.

6. Как называется художественное образное определение, например: «добрый молодец», «Золотые волосы» (эпитет)

7. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия? (зачин)

«Жил – был Иван – царевич» или в некотором царстве, в некотором государстве…»

8. Завершение сказки? (концовка)

«…стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать» или «И стал с молодой женой жить – поживать да добра наживать».

III. Слово Учителя.

 Величайшее богатство народа – его язык!

Тысячелетиями накапливаются

И вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

(М.А. Шолохов)

Мы решили помочь тебе, наш юный друг, хорошо овладеть русским языком и еще больше полюбить его. Как же не любить такой прекрасный и победоносный язык, который вызывает восхищение у всех народов мира своим богатством, своей красотой, своим величием, мелодичностью?

Эрудит

? – Подберите пословицы к 4 –хстишию.

Словами наша речь красна, богата,

И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах,

Идут на подвиги, на смерть идут.

(на доске. 1. Один в поле не воин; 2. Красна изба не углами, а …пирогами)

Слово учителя. 2 февраля 68 годовщина Сталинградской битве. В 1942 году воины на стенах домов написали клятву: «Мы отст(р)оим тебя, Сталинград!»

Свою клятву защитники сдержали. Отгремели бои. Строители вписали в клятву воинов только одну букву, чтобы восстановить город. Какую букву вписали строители в клятву воинов? (на доске)

IV. Страна ударения.

Поставьте ударение на выделенных словах каждой строчки, объясните значение этих слов.

1. На путях я вижу сорок.

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог.

Средь неведомых дорог.

2.Дорога дорога, но дороже бездорожье

3.Мама сшила сынишке ситцевые трусы.

Э, вы, трусы! Испугались своей тени…

4.Ваши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.

V.  Думаем, вспоминаем, играем…

1. «Узелок на память»

Один

Много

Один

Много

болгарин

болгар

чех

чехов

грузин

грузин

узбек

узбеков

румын

румын

2. «Кодировка»

Вставьте пропущенные суффиксы  -чн-  или – шн-

1.Горни ( )ая

6.Шуто ( )ый

2.Горчи ( )ик

7.Ску ( )о

3.Пере ( )ица

8.Праче ( )ая

4.Подсве ( )ик

9.Скворе ( )ик

5.Полуно ( )ик

10.Пустя ( )ый

3. Собираем «родственников»

Делим класс на 2 группы и предлагаем как можно больше собрать производных слов.

I вариант

II вариант

ДОМИК

ПРЫГАТЬ

домище

прыгун

домок

выпрыгнуть

домовой

допрыгнуть

домовничать

домашний

домовая

домовитый

4. Паутина

а). Соберите из данных слов географическое название. (Прибалтика)

1 – поезд, 2 – ручка, 3 – индюк, 4 – белка, 5 – акула, 6 – лампа, 7 – такси, 8 – игла, 9 – кошка, 10 – арбуз.

б). Прочитайте название трех континентов.

1 – поезд, 2 – диван, 3 – парта, 4 – овощи, 5 – репка, 6 – флаги, 7 – краны, 8 – козел, 9 – птица, 10 – рояль, 11 – шкафы, 12 – кофта, 13 – марка, 14 – книга, 15 – кукла, 16 – глаза (Европа, Азия, Африка)

в). От буквы к букве прочитайте пословицу.

1 – галстук, 2 – окно, 3 – учебник, 4 – тетрадь,

5 – пенал, 6 – глобус, 7 – линейка, 8 – тысяча,

9 – компас, 10 – портфель 9 кончил дело- гуляй смело)

5. Используй шифр

Как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами.

Шифр:

А

В

Г

И

Л

М

Н

О

Р

Т

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответы:

Ива

гимн

глава

рот

тигр

влага

том

торг

волан

рог

гиря

трава

вол

тина

лимон

Имя

ринг

врата

1 группа

2 группа

3 группа

421

3467

35121

9810

10439

25131

1086

108910

28517

983

34911

109121

285

10471

54687

4611

9473

281101

VI. Отгадай-ка

В оркестре было три музыканта.

По реке плыли два парусника и три лодочки.

В вазе стояли три розы.

В углу стояла корзина с пятью котятами.

В аквариуме плавали три разных рыбки.

Вопросы:

  1. Сколько музыкантов в оркестре?
  2. Сколько лодок с парусом? И без него?
  3. Сколько роз было в воде?
  4. Были ли другие цветы?
  5. Сколько котят в корзине?
  6. Где стояла корзина?
  7. Сколько рыбок плавало в аквариуме?
  8. Были ли в аквариуме одинаковые рыбки?

Конкурс «Буква»

Каждой команде составить рассказ, все слова в котором начинались бы с одной буквы. (Никто не носил на носу ничего)

I

II

III

IV

- ш -

- М -

- П -

- Н -

Слово учителя.

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

Конкурс «Галерея»

а). Устраните звено поэтов по датам рождения:

  1. Ломоносов;
  2. Крылов;
  3. Пушкин;
  4. Тютчев;
  5. Кольцов;
  6. Лермонтов;
  7. Фет

б). Каким литературным жанром пользовались поэты?

  1. оды;
  2. басни;
  3. стихи, сказки, поэмы;
  4. стихи, рассказы, поэмы, былины, песни, романсы;
  5. стихи.

Конкурс «Эстрада»

Чтение стихов наизусть любых поэтов. (кто больше знает стихотворений)

VII. Литературное сражение

Дерево Мудрости

(на доске дерево с листьями заданий)

  1. Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте» (А.П. Чехов)
  2. Автор поэмы «Полтава»? (А.С. Пушкин)
  3. Сын Тараса Бульбы, предатель? (Андрий)
  4. Какой рассказ Тургенева назван кличкой собаки? («Муму»)
  5. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила?» (У лукоморья дуб зеленый…)
  6. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики – пастухи)
  7. Автор «Песни о купце Калашникове»? (М.Ю. Лермонтов)
  8. Какой жанр народного творчества широко использовал Салтыков – Щедрин? (сказку)
  9. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина)
  10. Кто из известных вам поэтов и писателей учился в Царскосельском лицее? (Пушкин)

VIII. Мини викторина

  1. Поле бело,

Семя черно,

Кто его сеет,

Тот разумеет. (Письмо)

  1. Стоит дуб. На дубу двенадцать ветвей.

На каждой ветке по четыре отростка.

На каждом отростке по сами прутьев.

(год: 12 месяцев по 4 недели, в каждой из которых по 7 дней)

  1. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (книга)

  1. Черные, кривые,

От рождения – все немые;

Станут в ряд – враз заговорят. (буквы)

  1. На пяти проводах

Отдыхает стая птах. (ноты)

  1. Что идет, не двигаясь с места? (время)

Что можно приготовить,

  1. Но невозможно съесть? (урок)

XIX. Итог урока

Учитель:                    /Пащенко Л.В./

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Колесо истории" Урок-повторение в 8 классе

Урок -повторение в 8 классе . В занимательной форме в виде игры повторяются основные понятия, изученные в 8 классе, имена ученых и сделанные ими открытия. Проводится в конце года....

Разработка урока английского языка в 6 классе по УМК "Английский в фокусе" по теме "Безопасное колесо"

Разработка урока может использоваться как полность так и фрагментарно, так как содержит интересные и полезные материалы для учителя...

Урок-игра "Колесо истории" по теме: "Решение уравнений"

Урок-игра "Колесо истории" по теме: "Решение уравнений" (конспект)...

Уроки по главе "Опорно двигательная система" 8 класс, учебник Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев.

Уроки разработаны с использованием заданий компитентностного подхода.Методы используемые  на уроке: работа в малых группах, в парах,беседа -обсуждение,работа с текстом из дополнительной литератур...

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Конспект урока «Посещение колеса обозрения «Лондонский глаз».

Урок построен по учебнику М. З. Биболетовой (ФГОС) для 5 класса...

Тема занятия: Изучение базовых моделей. Зубчатые колеса. Зубчатая передача. Промежуточное зубчатое колесо.

Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала.Вид занятия: комбинированное.Цель: познакомить учащихся с зубчатыми колесами и зубчатыми передачами.Задачи: Образовательные: Поз...