Концептная методика обучения и воспитания школьника как субъекта национальной культуры
статья по теме

Симоненко Ирина Олеговна

Уважаемые коллеги, в статье "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)", опубликованной ранее, я поделилась своими наблюдениями о том, какое представление о Руси, России и русском формирует учебный материал у подрастающего поколения. Однако не только книги, но и мы, учителя, наставники, собеседники, воспитываем в ребятах уважительное отношение к прошлому и настоящему нашей страны. Последовательно, год за годом, сглаживая острые углы, обусловленные многонациональностью России, учитель должен знакомить ребёнка со сложившимся в искусстве в течение веков образом «Руси», «русского» человека, национального характера и т.д. Учитывая рекомендации методистов, предлагаю вашему вниманию круг тем, которые могут быть изучены в школе при работе с концептом «Русский, Русь». Предложенные материалы (упражнения) могут быть использованы как для построения системы тематических уроков, посвященных словарно-семантической (концептной) работе в рамках развития речи, так и для создания элективного курса для школьников, посвященного изучению слова в аспекте «Язык и культура».

Оптимальным возрастом для работы, связанной с концептуальным анализом слова,  является средний и старший подростковый возраст, так как на данном этапе психологического развития школьника происходит смена типов мышления с конкретного на образный и абстрактный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концептная методика обучения и воспитания школьника как субъекта национальной культуры, или концепт «Русский, Русь» в практике школьного преподавания

        Проблема национального самоопределения подрастающего поколения сегодня в России актуальна, как никогда. Образование уже не имеет того большого влияния на становление патриотичной личности, какое существовало в советское время. Однако школа всегда остаётся школой. Где, если не на уроках русского языка, литературы и истории, ребёнок обретёт нравственную позицию по отношению к Родине и к собственному народу, сформируется как гражданин.        

Осознание педагогами необходимости тесного взаимодействия образования и национальной культуры нашло отражение в современной методике преподавания. Так,  в «Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ РФ» была обозначена необходимость формирования у учащихся  культуроведческой компетенции, которая, по определению, «обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом» [1: 38].

        Воспитание в школьнике уважительного отношения к историческому прошлому страны – задача не одного урока. Последовательно, год за годом, сглаживая острые углы, обусловленные многонациональностью России,  школа должна знакомить ребёнка со сложившимся в искусстве в течение веков образом «Руси», «русского» человека, национального характера и т.д. Изучаемые по программе литературные произведения призваны помочь подростку осознать себя преемником традиций предшествующих поколений, носителем нравственных ценностей, духовного наследия  русского народа.

        Учитывая сказанное, отметим, что действующие учебные пособия в разной степени выполняют эту воспитательную задачу. Хороший, требующий осмысления, имеющий эстетическую значимость материал о «Руси», «русском» содержит учебник по русскому языку  для  10-11 классов Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.  и  комплект учебников по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова. В учебных пособиях для 5-9 классов по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта мы отметили 33 словоупотребления «Русь», «русский»; в комплекте учебников для 5-9 классов по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой - 16 словоупотреблений. Среди хрестоматий по литературе книги под редакцией М.Б. Ладыгина в наименьшей степени способствуют знакомству школьника с примерами художественного осмысления слова-образа «Русь, русский» (в учебной программе названного автора уделяется большое внимание изучению зарубежной литературы, русская классика выносится во внеклассное чтение и часто не представлена  в учебнике).

В теории и практике преподавания словесности последнего десятилетия с учётом национальной важности решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывается специальная технология обучения - концептная методика, направленная на социализацию ребёнка и его введение в культуру средствами родного языка, через анализ семантики слова. При этом ни одна из действующих программ по русскому языку [2], [3], [4], [5], [6] не оговаривает возможность работы учителя со значимыми в национальной культуре концептами  с целью формирования у школьника культуроведческой, а вместе с тем и коммуникативной компетентностей. За исключением учебного пособия          Н.Л. Мишатиной [7] и её отдельных статей в периодических изданиях [8], [9], [10], концептная методика находится сегодня за пределами внимания методистов и учителей,  носит фрагментарный характер, не является системой.  

Н.Л. Мишатиной описан метод анализа концепта, который направлен на расширение знаний учащихся не только о слове, но и о мире.  Данный вид анализа включает следующие компоненты:

  • установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям);
  • установление внутренней формы слова на основе этимологического и историко-культурного анализа;
  • установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям, общим и специальным);
  • анализ контекстов употребления слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул);
  • собирание ключевых признаков слова-концепта;
  • учёт семантических отношений с другими словами родной культуры;
  • ориентация на оппозитивную структуру этических концептов;
  • экспликация (объяснение) системы оценок.

 Цель такого анализа – «создание концептуального портрета слова (слово на уровне текста), включающего в себя словарный портрет (слово на уровне словаря) и контекстуальный портрет слова (слово в контексте словосочетания)». Задача – «овладение языком концепта как единицей культурного значения» [7: 12].

Работа с концептом предполагает выполнение лингвокультуроло-гических заданий, ориентированных как на восприятие, анализ и воспроизведение школьником чужого текста, так и на создание собственного речевого произведения.

К сожалению, на данный момент нет ни одной работы, посвящённой  проблеме адаптированного для школьников изучения концептов, не определён тематический принцип отбора концептов для работы с детьми.

        Учитывая рекомендации методистов и результаты нашего исследования, представим круг тем, которые могут быть изучены в школе при работе с концептом «Русский, Русь»:

  1. Образ русского человека в национальной картине мира (микротемы: «Образ человека-мастера», «Образ русского воина», «Образ женщины в русской культуре», «Образ русского народа» и т.д.);
  2. «Русское слово» в художественном осмыслении;
  3. Слово-образ «Русь» в национальной картине мира;
  4. Художественное осмысление образа русской природа в литературе XIX (XX) веков.

        Обратим внимание на тот факт, что данная тематика во многом соотносится с тематическим принципом в подборе дидактического материала в учебниках литературы и русского языка, поэтому мы можем утверждать, что перечисленные темы найдут место в образовательном процессе вне зависимости от программы, по которой учатся школьники.

        Предложенная тематика может быть использована как для построения системы тематических уроков, посвященных словарно-семантической (концептной) работе в рамках развития речи, так и для создания элективного курса для школьников, посвященного изучению слова в аспекте «Язык и культура».

        Оптимальным возрастом для работы, связанной с концептуальным анализом слова,  является средний и старший подростковый возраст, так как на данном этапе психологического развития школьника происходит смена типов мышления с конкретного на образный и абстрактный.

Отметим также направления, в рамках которых можно вести работу с концептом «Русский, Русь» на тематических уроках русского языка, литературы и на факультативных занятиях:  

1. Знакомство с языковой картиной мира народа; моделирование общеязыкового представления, стоящего за словом  («Что сообщает сам язык о концепте?»);

2.  Комплексный анализ литературного текста с опорой на значения ключевых концептов русской культуры и знакомство с поэтической картиной мира различных писателей, с художественным словом-образом  («Каким предстает  данный концепт в художественной картине мира писателя?»);

3. Формирование на базе художественного и общеязыкового концептов индивидуальной картины мира ученика, личностного концепта, индивидуально-авторского решения  «культурной темы».

        Продемонстрируем на примере упражнений то, как можно реализовать концептную методику на уроках русского языка:

        Работа  с концептом национальной картины мира

  • Упражнение на конструирование (достраивание, восстановление) текста. Цель – формирование ценностной картины мира (как фрагмента языковой картины мира) в тезаурусе языковой личности ученика.

Дополните текст пропущенными словами, сохраняя его идею. Перед вами национальные портреты, существующие в представлении людей западной культуры.

В сердце любого народа всегда хранится нечто заветное, нечто такое, что представляет собой его сокровище – не то,  за что он себя выдаёт, а то, что он подлинно есть. Известный немецкий учёный Вальтер Шубар в работе «Европа и душа России» утверждает, что англичанин хочет видеть мир как …, француз – как …, немец – как …, русский – как …   (казарма, салон, собор, фабрика). По-разному определяет каждый из них для себя и цель жизни: для англичанина это …, для француза - …, для немца - …, для русского - …  (служение, прибыль, слава, власть). Отсюда и различия в восприятии ближнего: англичанин видит в ближнем …, француз - …, немец - …, русский - … (импонирующий ему человек, выгодный партнёр, брат, своёй подчинённый).

Выразите своё отношение к прочитанному. Используйте конструкции: «Я согласен с немецким учёным в том, что…»  ИЛИ   «Никак не могу согласиться с уважаемым немецким учёным в том, что…» Аргументируйте свою позицию.

  • Задание, ориентированное на присвоение (осмысление и переживание) учеником ценностей, заложенных в общеязыковые  концепты.

        На основе пословиц из «Словаря живого великорусского языка»               В.И. Даля, расскажите о том, какие черты национального характеры русские признают своими достоинствами, а какие – недостатками. Какое из высказываний, на ваш взгляд, называет самое главное качество русских? Почему? (В старших классах: подтвердите своё мнение примером из литературного произведения).

Русскiи Богъ – авось, небось да как-нибудь.

Русскiи умретъ, а живой въ руки не дастся.

Русскiи человЂкъ безъ родни не живетъ.

Русскiи человЂкъ добро помнитъ.

Русскiи человЂкъ заднимъ умомъ крЂпокъ.

Русскiи человЂкъ и Бога слопаетъ.

Русскому здорово, а нЂмцу смерть.

Пословицы и все произведения устного народного творчества – благодатный материал для размышлений о русском национальном характере. Аналогичная работа может проводиться с пословицами  о русской природе, русской речи из сборника «Пословицы русского народа» В.И. Даля.

  • В  «Толковом словаре  русского языка» С.И. Ожегова,                       Н.Ю. Шведовой  значение слова «русский» объясняется так: (2)  «относящийся к русскому народу, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у русских, как в России». Проиллюстрируйте это определение словосочетаниями-примерами, которые, на ваш взгляд, являются эмблемами русской культуры.

        Сравните свои предположения с материалами словаря:

Русский язык. Русский богатырский эпос. Русское деревянное зодчество. Русские народные песни. Русский романс. Русское гостеприимство. Русская кухня. Русский национальный костюм. Русская тройка. Русская зима. Русская рубашка (косоворотка).

        Напишите сочинение-миниатюру о том предмете русской действительности, наименование которого следовало бы, на ваш взгляд,   С.И. Ожегову включить в иллюстративный материал словаря.

  • М.В. Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

        Согласны ли вы такой характеристикой русского языка? Докажите примерами  правильность каждого определения.

        Работа с концептом поэтической картины мира.

  • В современной школе востребованной формой учебной деятельности является исследовательская работа ученика по русскому языку и литературе. Темой исследования может стать художественное осмысление определённой грани концепта «Русь, русский» в поэтическом мире различных авторов  (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, С.А. Есенина и др.). Возможно проведение сопоставительного анализа поэтического слова-образа в произведениях нескольких писателей.
  • На уроках как русского языка и литературы, так и истории в старшем звене учащимся может быть предложено следующее упражнение:

        Русский историк В. О. Ключевский писал, что у русской души два начала: ленивое лежание и молниеносная деятельность. Какими  причинами вы объясните эту загадку русской души? Оформите свои мысли в жанре письма к другу иностранцу.

  • В старших классах целесообразно готовить учащихся к написанию  сочинения-рассуждения, основанного на анализе высказываний  русских и зарубежных выдающихся исторических  деятелей о русской культуре, национальном характере и т.п. (данный вид работы сейчас востребован в связи с написанием рецензии в блоке «С»  ЕГЭ). Ребятам следует аргументировать свою позицию цитатами или примерами из художественных произведений.

        Предметом анализа могут быть следующие высказывания:

        В. Ключевский писал: «Мы работаем не тяжем, а рывом, хотя рыв часто могучий. Равномерной методичности, настойчивости, внутренней дисциплины – болезненнее всего не хватает русскому характеру, это, может быть, главный наш порок…»

        Согласны ли вы с высказыванием историка? Что бы вы добавили к характеристике русского человека как работника?

        Великорус - историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства.

В. Ключевский

Россия - фантастическая страна духовного опьянения [...] В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления.

Н. Бердяев

Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.

Н. Бердяев

        В характере русского человека - не будучи счастливым самому, стремиться осчастливить всех.  

А. Авторханов, историк и публицист ХХ века

        4) На уроках литературы, посвящённых творчеству отдельных писателей, разговор о личности того или иного автора может быть связан с анализом высказывания, раскрывающего представление художника о «русском»:          

        Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив (В. Даль).

        Страданием своим русский народ как бы наслаждается (Ф. Достоевский).

        Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого,  он был бы исполином. Враг этот - лень (Н. Гоголь).

        Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем - по справедливости, он согласен служить - но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей (М. Лермонтов).

        Творческая работа учащихся, связанная с их авторским решением «культурной темы».

  • Упражнения на моделирование метафорического «портрета», с опредмечиванием отвлечённого понятия, стоящего за словом:

         Составьте цветовой (звуковой) портрет русского национального характера (Руси).

        

  • Создание текста на основе ассоциативно-смыслового развёртывания заданного художественного образа  и сопоставление собственной интерпретации этого образа с авторской.

        Продолжите строки:

        Это была прямо русская душа …  (правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара) (И.Тургенев).

        Русский язык – это … (и личность, и весь народ, и вся его культура, всё наше наследство, достояние) (В. Белинский) ИЛИ (клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса) (И. Тургенев).

  • Моделирование метафорического портрета на основе «собирания» (из разных поэтических источников) ключевых признаков слова-концепта.

        Составьте метафорический портрет русского языка (русского человека, русской природы) на материале художественных произведений русских писателей.

        Работы этого блока оформляются учениками в виде сочинения, эссе. Особое место уделяется цитации художественных текстов,  использованию в речи сравнений, антитез, ассоциативных отступлений.

        Итогом любого вида работы с концептом (словарного, ассоциативно-интуитивного, контекстуально-метафорического) должно быть  осмысление значимости слова-образа в языковой картине мира.

        Методисты при работе с детьми предлагают упражнения, требующие оценки материала и активной речевой деятельности школьника, так как только то, что сказано ребёнком, становится неотъемлемой частью его личности.

        Безусловно, воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры не должно быть гипертрофированным и предполагает грамотную работу педагога. Учитель-предметник должен иметь твёрдую собственную позицию относительно рассматриваемого вопроса. На уроке роль наставника должна заключаться в том, чтобы натолкнуть ученика на размышления, чтобы стимулировать ребёнка высказывать свои мысли, рассуждать, оценивать мнения других людей.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. // Русская словесность,  2003, №1. - С. 35 - 41.
  2. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов / Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский // Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5 – 9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2008. – с. 3 – 59.
  3. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов / Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов // Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5 – 9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова.– М, 2009. –  С. 111-152.
  4. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов / Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова,  С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф. Талалаева, Л.Д. Чеснокова // Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5 – 9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2008. – с. 60 – 109.
  5. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 11 классов / Автор-составитель программы С.И. Львова. // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 11 кл. – М.: Мнемозина, 2008. – с. 11 – 129.
  6.  Проект образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку // Русский язык. - 2002. - №33 (345) (1 - 7 сентября). -  С. 5 - 12 (1 - 16).
  7. Мишатина Н.Л. "Как сердцу высказать себя?.." Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7 - 9 классы). Книга для учителя. (Серия "Образ человека, в Слове явленный..."). – СПб, Милена, 2005а.
  8. Мишатина Н.Л. Диалог с Истиной в IХ классе. //РЯШ, 2003, №6.- С. 3.
  9. Мишатина Н.Л. Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности // Русская словесность. – 2005б. - №2. - с. 66 - 73.
  10.  Мишатина Н.Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи. // РЯШ, 2005в, №4. - С. 11 - 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения иностранному языку школьников, повышающая качество знаний по предмету.

В данной теоретической части работы необходимо  остановиться на тех базисных положениях,  в которых отражаются и обобщаются самые  существенные стороны деятельности, то ест...

Публикации по методике обучения и воспитания и презентации к ним

Данные статьи представляют опыт работы по проблемно-диалогическому и балльно-рейтинговому обучению, по воспитанию читательского интереса в современных школьниках. Презентации кратко представляют основ...

Методика обучения и воспитания на уроках химии.

Методические рекомендации для учителей химии по организации учебной деятельности с использованием ФГОС...

Теория и методика обучения и воспитания слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике

Как  известно, чтобы стать сильным, красивым и уверенным в себе гимнастом, надо много и упорно тренировать свое тело, тогда оно станет гармоничным, а гимнаст достигнет вершины в спорте. Выпускник...

Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания

Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

Методика обучения и воспитания - анализ детского рисунка

Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир. Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках...