Конспект урока по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Головизнина Татьяна Николаевна

урок повторения, обобщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Николаевна Головизнина,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10»

г.Когалым, ХМАО-Югра

Разработка урока русского языка

Тема « Односоставные предложения» (повторение, обобщение)

(8 класс)

Цели урока:

- обобщить, повторить, закрепить знания учащихся по данной теме;

- заложить основу для изучения синтаксиса сложного предложения в 9 классе;

- выявить уровень усвоения знаний учащихся;

- повторить изученный материал на основе художественных текстов;

- применить теоретические знания на практике.

Ход урока

1. Слово учителя.

В этом учебном году вы узнали, что наряду с двусоставными существуют предложения с одним главным членом, которые называют предмет, явление, действие и устанавливают его отношение к действительности. Такие предложения называются односоставными. Односоставные предложения включают значительное число разновидностей в зависимости от формы и значения главного члена.

2. Повторение теоретического материала. Было дано домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Односоставные предложения».

Односоставные предложения – это предложения, основу которых составляет один главный член.

Односоставные предложения делятся на глагольные и номинативные.

Глагольные односоставные предложения – это предложения, в которых главный член соотносится со сказуемым. Существуют определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные глагольные односоставные предложения.

Номинативные, или субстантивные односоставные предложения – это предложения, в которых главный член соотносится с подлежащим. Такие предложения называются назывными.

Субстантивный в переводе с латинского substantivum – существительное, а номинативный nominativus – именительный падеж.

3. Актуализация знаний. Перед вами схема, на которой отражены не только виды односоставных предложений, но и формы глаголов, которыми выражен главный член.

Односоставные предложения

Глагольные                                                                                  Номинативные

1. Определенно-личные                                                                Назывные

(лицо мыслится определенно – я, ты, мы, вы;                       1. Бытийные: Синее раздолье.

Глаголы 1-2 л., ед.-мн. ч., наст., буд. вр.; повел. накл.)        2. Указательные: Вот мельница.

2. Неопределенно-личные                                                        3. Побудительные: Внимание.

(лицо мыслится неопределенно – кто-то;                               4. Оценочно-бытийные:

глаголы 3л., мн. ч., наст., буд. вр.; мн. ч. прош. вр.)                                   Ну и красота!

3. Безличные

(лицо не мыслится, подлежащее не вставляется)

4. Обобщенно-личные

(лицо мыслится обобщенно: все, любой, каждый)

4. Было дано задание: из главы 6 повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать четыре односоставных предложения и определить их вид.

1. В комнате не было ни Василисы Егоровны, ни Марьи Ивановны.

2. Комендант вынул из кармана бумагу и сказал нам: «Господа офицеры, важная новость! Слушайте, что пишет генерал».

3. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать могилы на чужой стороне.

4. Авось дадим отпор Пугачеву.

Обратить внимание на наличие односоставного в составе сложного. Составить схему этого предложения.

5. Работа с текстом.

Задание: найти односоставные предложения и определить их вид.

Подъемы. Спуски. Мелколесье. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика.

Приводят лошадей. Цепляем пушки и уходим во тьму. Нам полагается совершить поход.

Совсем стемнело. Часть людей разбрелась по каким-то брошенным землянкам. Хочется пить. Воды нет. Ем снег, как в детстве.

Обратить внимание на неполное предложение. Односоставные назывные предложения могут быть распространены согласованными определениями. Если предложение распространяют дополнение или обстоятельство, то оно двусоставное, неполное, с пропусками сказуемого.

6. Несколько слов об обобщенно-личных предложениях.

Лицо в обобщенно-личных предложениях мыслится обобщенно, действие относится ко всем, имеет степень широкого обобщения, например, в пословицах:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

7. Практическая работа.

Буквенный диктант.

1) Последние шутки. Объятья. (Ю.Друнина) – наз.

2) Все грущу о шинели. (Ю.Друнина) – о.-л.

3) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Посл.) – об.-л.

4) Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. (А.Межиров) - безл.

5) Весны без грозы не бывает. (К,Кулиев) – безл.

6) Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А.Яшин) – о.-л.

7) В Сибири не любят горячку и спешку. (А.Сурков) – н.-л.

8) Надо что-нибудь любить. (А.А.Фет) – безл.

9) Его везли из крепости, из Бреста. ( К.Симонов) – н.-л.

10) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер) – наз.

8. Творческая работа.

Написать сочинение-миниатюру или построить текст, подобный данному. (4-5  односоставных  предложений). Тема: «Утро».

Утро. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Я еще в полусне. Вдруг в дверь постучались. На пороге -  мои друзья. В руках держат удочки. Завтракаем легко – и в путь!

9. Сфера использования односоставных предложений.

Односоставные предложения используются очень широко. Глагольные – там, где важно действие, назывные – события и явления.

Учащимся были даны задания: 1. Составить инструкцию.

                                                      2. Рецепт, используя односоставные предложения.

                                                      3. Проанализировать стихотворение А.Фета «Шепот,                                                                       робкое дыханье…». Из каких видов односоставных                                                 предложений состоит данное стихотворение. Для чего                                                 они служат?

10. Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Простое осложнённое предложение"

Конспект урока поможет обобщить знания, полученные в 8 классе. Девятиклассники вспомнят, чем мржет быть осложнено простое предложение, потренируются в расстановке знаков препинания....

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения. Урок построен по принципу разноуровневой дифференциации. Языковой материал к уроку подобран из сказок А.С. Пушкина....

Конспект урока "Виды односоставных предложений"

Конспект урока "Виды односоставных предложений"...

План-конспект урока «Бессоюзное сложное предложение»

Данный материал содержит план-конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение" с использованием ЭОР...

Конспект урока "Бессоюзные сложные предложения"

Аннотация Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 9Предмет: русский языкТип ресурса: методическая разработкаУрок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к уче...

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Урок закрепления изученного материала...

Конспект урока "Простое непростое предложение"

Урок в 5 классе "Простое непростое предложение"...