Конспект урока "Простое непростое предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в 5 классе "Простое непростое предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neprostoe_prostoe_predlozhenie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чатурова Н.П.                                                                

05.02

2016

Место и роль урока в изучаемой теме: урок общеметодологической направленности

Тема: Непростое простое предложение

Цель урока: закрепление навыка распознавания однородных членов, обращений в простом предложении; отработка умения использовать  осложненные предложения с учетом речевой ситуации

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учащихся друг к другу;

- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Метапредметные:

 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство полученных знаний по другим учебным предметам

Регулятивные: 

-  научится ставить новые учебные цели и задачи;

-  оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности;

- регулировать свое эмоциональное состояние.

Коммуникативные: 

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей для обоснования своей точки зрении;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

Познавательные: 

-формировать умение работать с предложениями, осложненными обращением и однородными членами;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач;

- извлекать нужную информацию.

Предметные:

- распознавать  виды предложений по цели высказывания, интонации по наличию второстепенных членов;

- находить грамматическую основу,

- формировать навыки правильной расстановки знаков препинания при однородных членах и обращениях;

- моделировать предложения в соответствии с учебной задачей; употреблять их в речевой практике;

- формировать читательскую культуру;

- воспитывать чуткое отношение к слову;

-воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, требовательность к себе и  другим, радость сопереживания успехам собеседников.

Методы: словесные (беседа, упражнения), практические задания, решение проблемных заданий; объяснительный, проблемный, частично-поисковый метод познавательной активности учащихся.

Приемы (техники) «толстые и тонкие вопросы», «верю - не верю», «собери текст», «толстые и тонкие вопросы»

Формы: игра, индивидуальная, парная, фронтальная

Дидактические средства:

-для учителя – презентация;  для учащихся – тетрадь, раздаточный материал.

Характеристика этапов урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

 1.Организационный этап.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха

Здравствуйте, ребята и гости! Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно поработаем.

Разрешите мне представиться – Наталья Петровна.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений

 Я предлагаю поиграть. Игра «Веришь ли ты» поможет нам выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. На одни вопросы отвечайте «да» или «нет», на другие надо дать подробный ответ.

Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»

1.Верите ли вы, что предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные?

2.Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? А какие они бывают?

3.Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа.

4.Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения?  А какие члены предложения являются главными?

5.Верите ли вы, что обращение всегда на письме выделяется запятыми?

6.Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится?  Почему?

 

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Да

нет

повествовательные, побудительные, вопросительные

да

нет

подлежащее и сказуемое

да

да и нет

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Цель: определение темы и цели урока, постановка задач

  Учитель: С какой синтаксической единицей связаны вопросы?

-Какова же тема нашего урока?

Я предлагаю вам тему урока «Непростое простое предложение»

- А какие вопросы вызвали у вас затруднения?

-Опираясь на ваши затруднения, сформулируйте для себя цели урока.

(повторение  основных понятий по теме,  повторение постановки  знаков препинания  при обращениях и однородных членах)

-

 

С предложением.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

будем выполнять различные задания).

Регулятивные- формирование умения формулировать тему урока, цели;

коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером познавательные: 

общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

 логические - формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: поиск решения учебной задачи

Что необходимо для повторения? ( будем выполнять различные задания).  Какие задания вам бы хотелось выполнить?

        

Учащиеся составляют из предложений рассказ,  зачитывают, проверяют.

Предложения связаны по смыслу и грамматически

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Реализация построенного проекта

Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция

-Ребята, посмотрите в окно. Какая замечательная погода. Так хочется рассказать о красавице-зиме. Давайте попробуем составить из отдельных предложений текст.

Будем работать в паре. На каждой парте есть задание «Рассыпанный текст»

-Прежде чем приступать к выполнению задания, назовите признаки текста.

Начинайте работу. У вас есть две минуты.

- Что у вас получилось. Прочитайте.

Сверьте со слайдом. (Слайд «Проверь себя»)

Запишите в тетради

1.Собери текст

-Оцените свою работу. Поставьте +,если все правильно

РАБОТА С ТЕКСТОМ

 - Продолжим работу с текстом, который вы составили. Достаньте из конверта большие карточки с текстом. Прочитайте его.

-Озаглавьте текст.

-Определите его тему, основную мысль.

Задание в группах

Подумайте, пожалуйста, какие задания можно предложить одноклассникам по теме урока, опираясь на данный текст. Обсудите задания в группах и самое интересное озвучиваем. Самое интересное задание выполним всем классом.

Какое же самое главное задание нужно выполнить?

- Расставьте знаки препинания,  каждый выполняет работу в своей карточке. Соседу по парте объясните постановку запятых.

Объясните постановку тире.

Подчеркните подлежащее и сказуемое в 6 предложении.

Слайд «Проверь себя»

Работа в группе, выполнение заданий.

Расставить знаки препинания.

Работают в паре, объясняют знаки препинания.

побудительных

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения

-Каких предложений по цели высказывания нет в нашем тексте? Составьте побудительное предложение на тему «Зима».

Прочитайте нераспространенные предложения. Почему они так называются?

-Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.

1. Пришла зима.2. Одела  она деревья серебром, завалила глубокими сугробами леса, покрыла реки тонким льдом, разукрасила окна дивными узорами. 3.Морозно! 4. Ребята обрадовались, бегают, смеются, лепят снеговика ,катаются на санках. 5.Красногрудые снегири радостно расхваливают зимушку. 6. Вот и выходит, что зима -  лучшее время года. 7.Вы согласны, ребята?

Оцените себя.  Запишите в тетради

 2.Расставь знаки препинания

 3.Найди грамматическую основу

Помните, какая тема урока? Почему наши простые  предложения непростые?

Творческое задание

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.Самостоятельная работа

Цель: проверить своё умение применять изученное правило

Зима –лучшее время года. А знакома ли вам такая ситуация?

Иногда зимой происходят неприятности. Как вот с этим мальчиком. Ранней зимой лед на водоемах тонкий, а значит – это опасно для жизни. Нужно быть осторожным и сейчас, когда наступает оттепель. Откуда дети могут узнать об угрожающей опасности? А что вы лично можете сделать, чтобы помочь первоклассникам не попасть в такую ситуацию?

Напишите памятку для первоклассника «Как вести себя на льду»3-4 предложения, используя обращения. Писать будем на отдельных листочках.

Творческая работа

Написание памятки на отдельном листе

Предлагаю вам, ребята,  эти памятки  отнести  первоклассникам. Они им очень пригодятся, тем более, что скоро весна, да и погода стоит теплая.

Запись в тетради

4.Памятка

Слайд

Нельзя забывать об опасности, которую таят в себе водоемы зимой. Лед иногда на вид кажется прочным. Под снегом могут быть полыньи, трещины или лунки.

Ребята, не торопитесь выходить на лед водоемов.

Будьте осторожны и осмотрительны, ребята!

Вы эту памятку после уроков отнесите первоклассникам. Она очень им пригодится. Тем более, что скоро весна.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей.

Регулятивные: оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности

8.Домашнее задание.

Ребята, ваше домашнее задание у вас лежит в конверте. Достаньте и ознакомьтесь. Все ли вам понятно?

Слайд

Задание на «5»

Найти в тексте художественные средства, которые использовал автор, чтобы создать образ зимы. Составить с ними новые простые  предложения с обращением, однородными членами.

Задание на «4»

Выполнить синтаксический разбор второго  и четвертого предложений. Составить схему.

Задание на «3»

Осложнить первое и пятое предложение . Подчеркнуть грамматическую основу.

9.Рефлексия деятельности (итог работы)

Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали..

Посчитайте плюсы в тетради.  Если вы все задания выполняли правильно, то поставьте пять. Если есть одна ошибка – 4.

А теперь оцените в целом свою работу на уроке. Какую общую отметку (за устные и письменные ответы) вы себе поставите и почему?

Я хочу поблагодарить за работу на уроке… и поставить пять…

 Продолжите  простые  предложения.

Своей работой на уроке я…                                                      

 Я выполнял задания …

Было интересно…

Теперь я могу…                          

Урок дал мне для жизни…

Мое настроение…

 Мне запомнилось…

Мне было бы интересно…

Молодцы!

Урок окончен, всем спасибо!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения

Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные:

Волевая саморегуляция, оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Спрос. Предложение. Эластичность"

Урок был проведен 14 ноября 2007 года  на городском семинаре  директоров школ города Коврова. Урок  в 10 классе инженерно – экономического профиля. Количество часов – 2...

План - конспект урока "Сложное предложение"

Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...

Конспект урока "Назывные предложения"

Данный урок-урок изучения нового материала с использованием ЭОР, которые помогают визуализировать данный материал....

конспект урока "Односоставные предложения"

Данный конспект урока русского языка предназначен для учиелей, работающих в 8 классах. Это урок обобщения по теме "Односотавные предложения"...

Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по разделу "Синтаксис. Сложное предложение". Урок построен по технологии встречных усилий.Форма - урок смешанного типа.Тип - урок изучения новых знаний. Осн...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...