Байтенова Дамет Темиржановна Учитель русского языка и литературы Коскольской СОШ Иртышского района, Павлодарской области Урок из цикла «Язык неистощим в соединеньи слов…»
план-конспект урока (9 класс) по теме

Дубгорн Ольга Андреевна

Интегрированный урок по развитию речевой деятельности в 9 каз классе.

Лексическая тема: «Зима.»

Урок повторения пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baytenova_damet_temirzhanovna.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Байтенова Дамет Темиржановна

Учитель русского языка и литературы

Коскольской СОШ

Иртышского района, Павлодарской области

Урок из цикла «Язык неистощим в соединении слов…»

Урок развития речи 8 казахский класс. Русская речь.

Цель: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; Обобщить, систематизировать знания о языковых средствах, способах связи, тексте.

Продолжить формирование навыков составление предложении, небольших законченных текстов, выдерживать единство темы.  

Оформление.  «Язык неистощим в соединении слов…» А. С. Пушкин

Раздаточный материал с текстом стихотворения А. Фета «Я тебе ничего не скажу»,  С. Есенина «Плачет у окошка пасмурная вьюга».

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что молча, твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет вьюгой ночной…Я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

С. Есенин

Плачет у окошка пасмурная вьюга.

Улыбнулись сонные березки.

Растрепали шелковые косы.

Проплясал, проплакал дождь весенний.

На доске написано пять слов: цветы, сердце, спать, цвести, ночной

I

  1. Прочитайте тему урока. О чем пойдет речь на уроке? Подчеркните ключевое слово
  2. Что получаем, соединяя слова?
  3. Что такое предложение?
  4. Составьте предложения из пяти слов, что на доске(можно менять форму слова, добавлять служебные части речи, заменять однокоренными словами)

Вывод(из одних и тех же слов можно построить разные предложения. )

Сравнить свои предложения с предложениями из стихотворения  А. Фета.  У кого лучше?

II  1. Беседа по содержанию стихотворения:

  • О чем (тема)?
  • Основная мысль
  • Озаглавить
  • Определить стиль
  • С помощью, каких слов лирический герой передает свои чувства? Какой лирический герой?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Что использует поэт для передачи душевного состояния лирического героя? (выразительные средства языка)
  • Найдите в тексте выразительные средства языка
  • Какой стилистический прием усиливает восприятие состояние лирического героя? (повторение двух начальных строк)

2. используя глаголы плачет, проплясал, проплакал составить предложения. (можно их заменить синонимами. Существительные и прилагательные подбирать по смыслу)

Сравнить свои предложения со строками С. Есенина

III  Самостоятельная работа. Используя предложения из стихотворения С. Есенина  

      составить небольшие тексты.

IV Итог урока.  Сделать вывод (одни и те же слова можно употреблять в различных

     речевых ситуациях. В зависимости от цели речи выбираем разные средства

     языка)

Тексты, составленные на уроке:

  1. «плачет у окошка пасмурная вьюга»

Вьюга, вьюга, что ты плачешь, чего ты рыдаешь? Что в средстве своем, несчастная, скрываешь?

Может, надоело метелью кружить

И решила у окошка моего тужить?

Успокойся, вьюга, не рыдай, не плачь.

Хочешь, вынесу тебе вкусный калач?

  1.  «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы»

Яркий луч света подкрался, тихонька к березке, чтобы полюбоваться белоствольными красавицами. Но не тут-то было. Налетел ветер-шалун и растрепал шелковые косы. Но березка не рассердилась. Добрая, милая, она только приветливо улыбнулась

  1. «проплясал, проплакал дождь весенний»

Кап-кап! Ой, что это?

Капельки дождя, будто пританцовывая, прошлись по травке, цветам.

Умытые первой дождевой водичкой, они повеселели, подняли головки и поблагодарили первый весенний дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Байтенова Дамет Темиржановна Учитель русского языка и литературы Коскольской СОШ Иртышского района, Павлодарской области

Урок развития речи 8 казахский класс. Русская речь.Цель: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; Обобщить, систематизировать знания о языковых средствах, способах связ...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе для 5 класса Коскольская СОШ учитель Байтенова Д.Т

Цель:     1. С опорой на художественный текст,  показать, как имя существительное  помогает рассказать о предметах окружающего мира,  выразит авторскую оценку изобра...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА

Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработ...