ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
презентация к уроку (5 класс) на тему

Никитина Валентина Николаевна

В целях преодоления инвективно-сленгового словоупотребления у школьников создана эта презентация.Она может быть использована на классном часе,посвященном чистоте речи,

а также на уроках развития речи по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovo_zhivoe.ppt2.51 МБ
Microsoft Office document icon kommentarii_k_prezentatsii_slovo_zhivoe.doc44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Согласно этимологии, слово «человек» происходит от славянского «селовек» или «словек», то есть существо словесное, обладающее даром слова. Как в человеке различают дух, душу и тело, так и в слове есть те же составляющие.

Слайд 6

Душою слова можно считать чувства, эмоции, различного рода переживания, в него вложенные. Древние говорили: «От избытка сердца глаголют уста». Слова, которые возникли в процессе технического прогресса, научные термины - лишены духа и души – в них есть лишь «тело» - информационно-содержательный блок.

Слайд 7

Слово – это орудие человеческого творчества. Мы учимся и образовываемся с помощью слова. Слово вдохновляет на смертный бой…

Слайд 8

Вызывает любовь… … и ненависть…

Слайд 9

Дарует счастье…

Слайд 10

Воздействие слова на физиологию человека было доказано в начале хх века психоневрологом В.М. Бехтеревым.

Слайд 11

Ученые разных стран провели ряд опытов: 1. Японский ученый Масару Эмото провел опыты с водой. Он воздействовал на воду вербально, то есть с помощью бранных слов и слов благодарности и пришел к выводу, что вода меняет свою структуру в зависимости от вида воздействия. Причем сочетание двух слов «любовь» и «благодарность» сильнее всего очищают воду. После молитвы Спасибо Солнце Ты дурак Дьявол

Слайд 12

Масару Эмото воздействовал на воду с помощью музыки . Лебединое озеро Аве-Мария Хэви-металл Тяжелая металлическая музыка и негативные слова схожи по действию на структуру воды. Добро влияет созидательно, а зло разрушительно. Выявлено 153 вида воды с различными свойствами, в том числе и памятью.

Слайд 13

Человеческий организм на 70% состоит из воды, а человеческий мозг - на 90%. Если структура воды изменяется от бранных слов, значит человек тоже меняется, находясь в такой языковой среде.

Слайд 14

2. Исследования К.И. Платонова подтвердили, что слово может вызвать физиологические реакции, сходные с воздействием окружающей среды. Если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно причиняет вред не только кому адресовано, но и сказавшему его! Включается процесс саморазрушения (на клеточном уровне). Происходят мутации, ведущие к вырождению.

Слайд 15

3. Ученые-генетики П.П. Гаряев и Г. Тертышный изобрели аппарат, который переводит слова в электромагнитные колебания. Согласно их исследованиям, ДНК воспринимает эти колебания, то есть молекулы ДНК «слышат» человеческую речь! Бранные слова способны вызвать в живой клетке мутагенный эффект , подобный радиоактивному излучению. А

Слайд 16

Опыты, проведенные с семенами, ужаснули ученых. Бранные слова Из 100% - 35% всхожести При повторении опыта всходов не оказалось совсем. Произошло вырождение семян и гибель. Мощь бранных слов, обрушившихся на бедное растение, была подобна облучению в 40тыс. рентген. Порвались цепочки ДНК, распались хромосомы, перепутались гены.

Слайд 17

Таким образом, исследования современных ученых подтвердили нашу ответственность за произносимое слово. Слово может влиять на здоровье человека, воздействовать на его генетический аппарат. Сквернослов не способен дать хорошей генетической наследственности своему потомству, а значит обрекает свой род на вырождение.

Слайд 18

Особенно страшно, когда среди сквернословия растут дети. Сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Если человек сформировался под влиянием грязных слов, он вырастет ущербным и духовно, и физически.

Слайд 19

Почему подростки ругаются? если чувствуют свою неуверенность и демонстрируют активное самоутверждение, как доказательство псевдовзрослости ; чтобы доказать «осведомленность» в сфере нелитературного языка; если хотят подражать кому-либо, то сознательно вводят в речь вульгарные выражения; если скуден лексикон (языковое бессилие); в порыве гнева, ярости.

Слайд 20

Не случайно в наше время так много уродливых, просто безобразных «произведений искусства», употребляется много нецензурных слов. Какой дух в человеке – такой он будет и в его творческом выражении. И теперь уже эти «творения» будут влиять на общество, вызывая негативный резонанс.

Слайд 21

Советы самому несдержанному, грешному языку: Когда захочешь выругаться, остановись, мысленно посчитай до трех. Желание сквернословить исчезнет. Помни: выдержанная пауза – признак аристократизма. Физическая нагрузка – пробежка – способ переключить мысли на что-нибудь приятное. Совет от учителей нашей школы: произнеси скороговорку: «чтобы вас трижды перепрограммировали».

Слайд 22

Человек, наделенный свободной волей и разумом, способностью любить и творить, может идти по пути созидания , изменяясь сам и изменяя других. А может жить страстями своей падшей природы и быть проводником злой воли. Бранному слову Нет!

Слайд 23

Теряя наш язык, мы теряем невидимую связь с нашими предками, историей, верой, Родиной. Доброе слово несет положительную энергию, укрепляет душу, созидает. Наша задача – противостоять распространению бранных слов и сленговых выражений, так как мы ответственны за будущее России.



Предварительный просмотр:

МОУ «Романовская СОШ»

Никитина Валентина Николаевна

Классный час для учащихся 5-9 классов «Слово живое».

Цель: преодоление инвективно-сленгового употребления в речи учащихся; предупредить употребление бранных слов, хулы, ругательств; познакомить с влиянием таких слов на человека, животных, растения, воду; воспитывать любовь и уважение к родному языку как неотъемлемой составляющей патриотизма.

                                                     Ход мероприятия.

                                                                                           Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших,

                                                                                    а только доброе.

                                                                                          Мы сохраним тебя,, русская речь ,великое русское

                                                                                   слово.

Вступительное слово учителя.

      Сегодня на классном часе мы поговорим о воздействии слова на организм человека. Каждый день мы думаем, что красивое нам надеть на тело, чем вкусненьким покормить свое тело, чем ароматным подушить свое тело? Сколько заботы о теле! Но мало кто задумывается над тем, что сказать и как сказать, что пища нужна не только телу, но и душе. А что является пищей для души?- Хорошая книга, общение с природой, с прекрасным, прослушивание классической музыки, молитва.

     Каждый человек создан по образу и подобию Творца нашего, и он наделил человека священным даром, даром Слова. С помощью слова человек самовыражается. Речь является ярчайшей человеческой характеристикой. В народе говорят: «Хочешь узнать человека- заговори с ним». Значение имеет все: какие языковые единицы мы употребляем в речи, как строим свое высказывание, интонация, с которой произносим слова. Слово- это орудие человеческого творчества. Иисус Христос имел небывалую силу слова: с его помощью он воскрешал, исцелял, учил, творил.

     О великой силе слова писал и поэт В. Шефнер:

Есть слова- словно раны, слова- словно суд,-

С ними в плене сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, словом можно купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

        Но некоторые из нас имеют пагубную привычку засорять свою речь словами-паразитами, произносить ругательные выражения, писать их на партах. Но знают ли они, что эти слова обозначают? Дадим слово нашим экспертам.

1 ученик: Слово «паршивый» означает человека, заболевшего болезнью, от которой выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу отделяют от других овец, чтобы она не заражала их. Парша -в человеческом смысле- это грех, который как заразу легко распространяет вокруг себя развращенный и потерявший совесть человек. В мистическом смысле слово «паршивый» означает пожелание, чтобы человек был покинут своими друзьями, отлучен от своих близких, а самое главное,- умер в нераскаянных грехах, как бы неизлеченным от духовной парши, и был изгнан навеки из стада Христова.

2 ученик: Слово «сволочь» означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу, а потом выбрасывают за порог жилища. Для христианина – духовный дом- это храм, а вечное жилище- царство небесное. Поэтому слово «сволочь» - это пожелание, чтобы человек был лишен своего дома выкинут из вечного жилища, как мусор и отрепье, подобно тому, как в Евангельской притче хозяин приказывает своим рабам выбрось недостойного гостя за порог дома в ночную тьму. Итак, в мистическом значении слово «сволочь» означает: недостойный спасения, осужденный, выброшенный, изгнанный.

3 ученик: слово «стерва» означает «падаль», «гниющее мясо» В мистическом смысле это слово означает «останься гнилью, не воскресни».

1 ученик: слово «подлец» означает низкий, ползающий, находящийся под ногами. Это образ демона, который находится в преисподней, под всем, это образ-змея, который «подлез» к нашим праотцам. Здесь мистическое обращение к дьяволу и проклятие: «Будь подобен змею, будь под ногами у демонов, пади в глубину преисподней, которая под всеми».

2 ученик: «мерзавец» - это слово мы слышим очень часто. Оно означает: мерзлый, замерзший, холодный, безжизненный. Святые отцы говорили: «Бог есть огонь, который согревает сердца, а сатана – вечный холод, леденящий душу». « Мерзавец»- это человек, в котором нет Бога, который потерял любовь. В тел змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» - то же самое, что гад, ползающий по Земле. Здесь пожелание, чтобы человек потерял Бога и любовь и уподобился гаду, который холоде,, безжалостен, жесток.

3 ученик: слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон и означает: негодный, непригодный, не соответствующий своему назначению, испорченный. Слово «негодяй» в мистическом плане означает: « Пусть не исполнится цель его жизни, пусть он будет не способен воспринять то, для чего сотворен человек – Божественную благодать». Здесь слово «негодяй» выступает синонимом слова «отверженный».

Учитель: Следовало бы почаще вспоминать слова И.С.Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад , это достояние, переданное нам предшественниками». А от кого беречь? Разве ему угрожает опасность? Первый враг чистоты языка – слова-паразиты. Об этом говорил еще Н.В.Гоголь в поэме «Мертвые души».

/ Сценка из поэмы «Мертвые души» про капитана Копейкина/.

       Оглашение результатов анкетирования, проведенного заранее. Дети анонимно отвечали на следующие вопросы:  1) Каково ваше отношение к употреблению сленга?

                                           2) Используете ли вы в своей речи такие слова, как жесть, клевый, тусовка, круто, забей, фишка, улет, отстой и др.? Бранные выражения? Как часто?

                                           3) Почему используете?

     Как отличить, ребята, поступок нравственный от безнравственного? Очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же – значит поступок нравственный, если нет – то безнравственный. Хочу напомнить вам одну притчу о человеческих ценностях.

                                                                   Притча.

       У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого плохого поступка сына вбивал в него гвоздь.

      Прошло время. И на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, сто он начал исправляться. Тогда за каждый его хороший поступок отец вытаскивал по гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь?- спросил отец. Ведь гвоздей больше нет.

- Гвоздей-то нет, а дырки остались,- ответил сын.

Вопросы на выявление восприятия: почему заплакал мальчик? Хороший ли способ убеждения выбрал отец?

Подводим учащихся к выводу: мальчик осознал неправильность своего поведения тогда, когда воочию увидел дырки от гвоздей на столбе. Столько же ран осталось в душе отца. Вот почему заплакал мальчик, потому что понял , сколько страданий причинил близкому человеку.

    Сейчас мы просмотрим презентацию о том, что говорят ученые о воздействии слова на человека. После просмотра пусть каждый из вас сделает выводы: употреблять ли эти слова в своей речи и какой вред можно причинить себе и окружающим. / Презентация/.

Вопросы на выявление восприятия: что вы поняли из данной презентации?  Что было для вас открытием? Следует ли в дальнейшем уподобляться моде на жаргонные словечки? Какой вред оказывают на здоровье человека бранные слова?

    В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно и гибельно сквернословие, за него строго наказывали. Уже в ПВЛ ( 1113г.) в увещевании преподобного Кирилла Белозерского сыну Дмитрия Донского, князю Андрею Дмитриевичу, сказано: « Тако же господине, уймай же под собою люди от скверных слов и от лаяния, понеже то все прогневляет Бога».

     При царях Михаиле Федоровиче И Алексее Михайловиче за матерщину полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. Понятие было в народе: с человеком, который матерится, не следует ни ести, ни пити, ни молитися.

    Общий культурный уровень народа при распространении сквернословия, безусловно, понижается. Снижается коммуникативность людей, разрастается пошлость, хамство, грубость. Сквернословие приводит к разрушению личности, ее оригинальности, своеобразности. Возникает некая серая, заурядная, безликая человеческая масса.

     Наш классный час подходит к концу. Вы сами сможете сделать вывод, как относиться к позорным явлениям в языке и как сделать язык чистейшим и красивейшим! Об этом мечтали многие русские писатели и поэты. Послушайте некоторые из этих посланий.

Горят, как жар , слова                                               Не оскверни свои уста

Иль стынут, словно камни,-                                     Ни осуждением, ни ложью,

Зависит от того,                                                            Иначе будет невозможно

Чем наделил их ты,                                                     Святое слово «КРАСОТА».

Какими к ним притронулся руками                       И устремись, чтоб твой язык

И сколько отдал им                                                    Лишь к чистоте речей привык.

Душевной теплоты.                                                                                     Н.Д.Стирина

        Н. Рыленков

Молчат гробницы, мумии и кости-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

          И.Бунин

    Еще великий русский ученый М.В.Ломоносов писал: « Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким- с неприятелями, итальянским- с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого языка.

   Желаю вам…/ обращение к эпиграфам/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Внеклассная работа по предмету .Презентация "Час общения" для учащихся 8-9-х классов на тему "Путешествие по городам Оренбуржья"

Данная разработка  ЧО создана   к районному конкурсу инновационных  идей и инновационных технологий в сфере воспитания "Творческая изюминка". Цель: воспитание на основе национально...

Внеклассная работа по предмету. Сценарий праздника Хэлоуин

Вашему вниманию предоставляется сценарий праздника Хэлоуин, традиционно проводимого членами кружа Юный гид-переводчик для учащихся 5-6 классов....

Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся

В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...