Конспект урока литературы 7 класс.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Галимуллина Гульназ Наильевна

Конспект урока литературы в 7 классе по творчеству А.П.Платонова. Анализ рассказа "Корова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.odt28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: Рассказ А.П.Платонова «Корова»

Цели урока:

1) Продолжить знакомство с творчеством А.П.Платонова;

2) Познакомить учащихся с рассказом «Корова»;

3) Научить видеть переживания героя рассказа;

4) научить сочувствовать чужому горю, уметь видеть чужую боль;

5) воспитывать интерес к изучению русской литературы, произведения русских писателей;

6) воспитывать интерес к изучению творчества А.П.Платонова;

7) воспитывать бережное отношение к близким, ко всему окружающему;

8) развивать память, речь, мышление;

9) развивать личностные общечеловеческие качества учащихся.

Ход урока.

I. Организационное начало урока.

II. Вступительное слово учителя.

Мы с вами приступили к изучению русской литературы 20 века, которая имеет свои особенности, которая, с одной стороны, отличается от литературы 19 века, с другой, очень похожа и продолжает её традиции. Сегодняшний урок, ребята, мы   посвятим творчеству русского писателя 20-го века А.П.Платонова.

III. Проверка домашнего задания.

Какое произведение Платонова мы уже изучали? О чем пишет Платонов?

Рассказ «Юшка». Он рассказывает об отношении человека к человеку. Он поднимает проблемы неумения сочувствовать и переживать другому человеку.

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир.

Дома вы должны были прочитать ещё один рассказ Платонова «Корова».  Как вы думаете какова цель нашего сегодняшнего урока и какова его тема?

Думаю, что на уроке мы будем изучать рассказ «Корова» и наша цель попытаться понять автора, понять те проблемы, которые поднимает Платонов.

Итак, тема урока определена, цели обозначены, задачи ясны.

IV. Основная часть урока.

1) Анализ рассказа «Корова».

Рассказ называется «Корова», а о ней ли идёт речь?

Мы знакомимся с мальчиком Васей Рубцовым, сыном путевого сторожа. Вася был добрым мальчиком. Он учился в четвертом классе и ходил в школу за пять километров от дома. Но он любил ходить в школу, «потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и приедет к ним». Вася всегда стремился узнать больше о предмете, который его заинтересовал. «Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».

Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?
Вася вызывает большую симпатию своим участием ко всему живому, трудолюбием.

Каково отношение Васи Рубцова к окружающему миру?

Мальчику интересен весь мир, он чувствует родственную связь с каждым человеком.

Как относится к корове герой рассказа?

Ему нравилось в корове все..., что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других.

Так почему же рассказ назван «Корова»?

Речь идет о жизни и смерти коровы, пережившей потерю теленка. Именно корова становится для Васи Рубцова нравственным ориентиром в жизни.

Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, как Вася заботился о корове. (…)

Почему у коровы нет имени?

Серая степная корова черкасской “породы”; “добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело... нежное покойное вымя с маленькими высохшими сосками... крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

Отсутствие имени подчеркивает обычность коровы.

А как относились к животному отец и мать Васи?

Отец часто пахал на ней землю, «корова умела пахать и была привычна и терпелива ходить в ярме.» Родители Васи использовали её как домашнее животное, которое должно приносить пользу.

Почему корова перестала работать?

Она испытала сильное потрясение и искренне переживала утрату сына.

В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

Корова потеряла сына; она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением; как это может делать человек. Корова перестала есть.

Как погибла корова? Зачитайте этот эпизод. (…)

Как вы думаете, почему это случилось?

Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли, так же, как любая мать. Поэтому она решается «броситься под поезд».

Как переживают смерть коровы члены семьи?

Родители относились к корове как к кормилице, поэтому после её гибели, они продают её тушу на мясо. Собирают деньги на новую корову.

Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

Во-первых, он чувствует свою вину, так как задавил корову; во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: “Твой сын мне помогал, и я вам помогу”. Автор приводит мысль о единении людей.

Как переживает гибель коровы Вася?

Корова погибла, и “Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти”. Он впервые видел страдания любимого существа и потерял его. Но жизнь людей продолжается по заведенному порядку, и мальчик принимает ее такой, как она есть. Об этом последний эпизод рассказа, начинающийся со слов: “На другой день отец продал в сельский районный кооператив всю тушу коровы…”. Центром эпизода стало сочинение мальчика “из своей жизни” - о корове и связанных с нею переживаниях, оставивших след в его жизни.

Какой урок преподала корова Васе?

Урок доброты, бескорыстия и самопожертвования.

Какова идея рассказа?

Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.

2) Анализ творческих заданий.

Ребята, дома вы рисовали иллюстрации к данному рассказу. Давайте объясним их. (Дети изобразили сердце, пронзенное стрелой; два в одном: корову с теленком, корову одну в разных цветах; Кто-то нарисовал луг с множеством цветов, чернеющий прямо посередине и т. д. Очень интересно объясняют свои рисунки).

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить характеристику Васи Рубцова, выразив свое отношение к мальчику.

VII. Итог урока.

Итак, ребята, основная идея Платонова - Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.

А что же значит любить? Объясните, пожалуйста.

Забота о близком, сочувствие, сострадание, безвоздмездная помощь, внимание, доброта.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
У вечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять братские сердца
Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Ребята, скажите, пожалуйста, смогли ли мы понять Платонова? Достигли ли мы целей, поставленных перед собой?

Да. Андрей Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание.  

Молодцы! Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком...

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...