Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 10 класса
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему

Кириллова Наталия Викторовна

Здесь представлено подробное календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Данный файл является частью рабочей программы по литературе в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem.planirovanie_po_lit-re_10kl.docx53.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков литературы в 10-х классах.

   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).    

 Преподавание ведётся по учебнику «Русская литература XIX века.10.кл.» под ред.Г.Н.Ионина. - М.:Мнемозина, 2005.

   Как было сказано в пояснительной записке, Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе – 102 часа  (3 часа в неделю).

№ урока

Сроки проведения

Содержание тем, основные понятия.

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее задание

план

факт

1.

2.

03.09.

04.09.

Введение.

Россия второй половины 19 века. Общественно – политическая ситуация в стране в 60-е годы. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.

Журнальная полемика 60-х годов.

Репродуктивная составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; или составление синхронной истор. таблицы.

Составление синхронной историко - культурной таблицы.

Раздел учебника, конспект.

3 - 12

06.09.

08.09.

Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». (10 часов).

1.Жизнь и творчество: детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя.

2.«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы. Система образов.

3-4.Обломов, знакомство с героем, его сущность, характер, судьба.

5. Анализ главы «Сон Обломова».

6.Обломов и Штольц.

7. Обломов и Ольга Ильинская.

8-9. Оценка «обломовщины» в русской критике. Критические статьи: Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов».

10. Итоговый урок по роману. Подготовка к домашнему сочинению.

Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная краткий пересказ частей романа. Исследовательская сравнительн анализ образов Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи М. Продуктивная, творческая: написание сочинения.

Краткий пересказ; комментированное чтение;  ответы на проблемные вопросы: с какой целью писатели подвергают своих героев испытанию дружбой и любовью?

Цитатный план «Сна Обл.»

Конспекты критических статей.

1.Чтение.

2.Выборочный пересказ, анализ текста по темам.

3.Ответить на пробл.вопросыпо темам.

4.Сопоставительный анализ образов героев: Обло-мов и Штольц, Ольга и Штольц, Ольга и Обломов, Ольга и Агафья.

5.Цитатный план гл.»Сон Обломова».

6. Сочинение.

13 - 25

Александр Николаевич Островский.

Пьесы «Гроза», «Бесприданница». (13 часов)

1. «Колумб Замоскворечья»: обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра.

2. «Гроза», идейно – художественное своеобразие пьесы.

3. Город Калинов и его обитатели.

4. Душевная трагедия Катерины. Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством».

5. Катерина в борьбе за свои человеческие права. Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества.

6. Р.Р. Сочинение – рассуждение «Сила и слабость Катерины».

7. «Гроза» в русской критике.   Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

8. Пьеса «Бесприданница»: сюжет, значение имен, взаимоотношения героев.

9. Лариса и её мать.

10. «Я любви искала и не нашла». Паратов и Лариса.

11. «Я вещь, а не человек». Взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Важеватовым.

12. Обобщающий урок по пьесе «Бесприданница».

13.Обобщающий урок по творчеству А.Н. Островского.

Репродуктивная

Составление тезисного плана – биографии драматурга; осмысление сюжета пр-ния, изображённых в нём событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов. Рецептивная: чтение и полно-ценное восприятие

текста.

Исследовательская анализ текста. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы. Творческая: написание сочинения – рассуждения.

Комментированное чтение, выборочный пересказ, анализ текста, выразительное чтение по ролям. Рассуждение по вопросу :В чём сила и слабость Катерины?» Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Сравнительный анализ героев двух пьес А.Н. Островского.

Выразительн. чтение отрывка из пьесы«Гроза» наизусть.

1.Выборочный пересказ на тему: «Нравы города Калинова».

2.Определить осн.этапы развития конфликта Катерины // Ларисы.

3. Подготовить выраз.чтение монологов Катерины (д.2 явл.10 и д.5 явл.4).Отрывок-наизусть.

4.Подготовиться к сочин. – рассуждению 5. Конспект статьи Добролюбова 6. В чем разница и сходство между героями 2-х пьес?

26 - 36

Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». (11часов).

 1.Очерк жизни и творчества. Романы Тургенева.

  2. «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа.

3.Базаров, знакомство с героем.

4. Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми.

5. Основные направления спора Базарова и П.П. Кирсанова.  

6. Базаров и Одинцова. Испытание Базарова любовью.

7. Базаров и его родители.

8. Второй круг жизненных испытаний героя.

9. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа.

 10. Критика: Д.И. Писарев «Базаров»; Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева; М.А. Антонович «Асмодей нашего времени».

11. Обобщающий урок по роману. Подготовка к домашнему сочинению по роману. Значение Тургенева для мировой и русской литературы.

Исслед:создание сценария заочн.экскурсии в Спасское-Лутовиново; анализ текста. Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод: выборочный пересказ эпизодов, изображающих конфликт отцов и детей. Поисковая: самост.поиск ответов на проблемные вопросы. Творческая: написание сочинения – рассуждения.

Презентация заочной экскурсии. Анализ текста. Устное словесное рисование. Ответы на проблемные вопросы. Конспекты критических статей.  Сочинение рассуждение по роману.

1. Чтение и выборочный пересказ.  

2.Сравнительный анализ образов П.Кирсанова и Базарова. 3.Материал об отношениях Базарова и Одинцовой; Базарова и Аркадия; Базарова и его родителей.

4.Ответ на вопрос «В чём сила и слабость нигилизма Базарова?» 5.Сочинение

37 - 40

Николай Степанович Лесков.  «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Очарованный странник».

  1. Очерк жизни и творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова.

2. Очерк «Леди Макбет Мценского уезда», трагедия и загадка женской души.

3. Трудная судьба крепостных в рассказе «Тупейный художник».

4.Поиск «призвания» в повести «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести.

Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы.

Составление плана пр-ний. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на проблемные вопросы.

Отзыв о прочитанных произведе-ниях.

1. Прочитать пр-ния, составить план 2.Выборочный пересказ эпизодов, связанных с переломными моментами в жизни героев. 3. Отзыв о произведениях

Лескова.

41 - 44

Николай Гаврилович Чернышевский Роман «Что делать?» (4 часа).

1.  Жизненный подвиг Чернышевского.

2. Общая характеристика романа «Что делать?» Проблема эмансипации женщин.

3. Новые люди в романе. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории.

 

4. Картины светлого будущего в романе.

Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы.

Рассказ о жизн.подвигеЧернышевского, о«новых»

«пошлых», людях романа, об особенном человеке. План главы «4сон Веры Павловны».

1.Выборочно читать роман. 2.Рассказ о Вере Повловне, Лопухове, Кирсанове, Рахметове.

3. Составить цитатн. план гл. «4сон Веры Павловны.

45 - 47

Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (3 часа).

Фёдор Иванович Тютчев. Стихотворения.

  1.Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний героя.

 Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения.

  2. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета, метафоричность его поэзии.

3. Своеобразие и особенности лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Любовная лирика двух поэтов.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворного текста. Прод.творческая: выраз.чтение стихов. Исследов. сравнительный анализ стихов.

Выраз.чтение стихов, их анализ. Ответы на проблемные вопросы (осн: в чём своеобразие лирики Тютчева и Фета?)

1. Выучить наизусть 1 из стихотворений и сделать его комментарий.

2.Читать и анализировать стих-я поэтов по определённой теме творчества поэта.  

48 - 59

3четверть.

Фёдор Михайлович Достоевский.

Роман  «Преступление и наказание»  (12 часов).

 1.  Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творчества писателя.

  2. Роман «Преступление и наказание», суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе.

3. Петербург Достоевского.

4. «Униженные и оскорблённые» на страницах романа.

5. Теория Раскольникова и её истоки. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Причины  крушения теории. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.

 

6.  «Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в романе.  

7. Раскольников и Соня Мармеладова.  

8. Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича.  

9. Эпилог и его роль в романе.  

10. Художественное мастерство Достоевского. Достоевский в современном мире, споры вокруг его литературного наследия.

11. Подготовка к домашнему сочинению по роману.

 12. Обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского.

Рецептивная: чтение и полноц.

восприятие романа. Репродукт:выборочный пересказ. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; комментированное чтение; защита эскизов обложки или коллажей на тему «Петербург Достоевского». Исследоват:

анализ эпизодов романа, характеров героев. Продуктивно-творческая: создание интервью на тему «Знакомство с Ф.М.Достоевским»;

создание развёрнутого плана к сочинению на заданную тему; написание сочинения.

Выборочный пересказ.

Анализ эпизодов. Характеристика героев:

Раскольников, Соня МармеладоваСравнит. ха-р-ка: Лужин и Расколь-ников, Свид-ригайлов и Раскольни-ков. Что между ними общего? Ответы на проблемные вопросы.

Сочинение.

1.Написать интервью на тему «Знакомство с Ф.М.Достоев-ским»;

2.Придумать и защитить эскиз обложки или коллаж на тему «Петер-бург Достоев-ского»

3.Рассказ о героях и их характер-ка: Раскольников и его родные, семья Марме-ладовых,

Лужин, Свидригайлов

4.Цитатный план теории Раскольникова и анализ главы 4 ч.5.

5.Развёрн.план сочинения.

6. Написать сочинение на одну из заданных тем.

60 - 69

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо»  (10 часов).

1.Жизнь и творчество. Некрасов – поэт-гражданин.

2. Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» (анализ). Становление Некрасова как поэта и общественного деятеля.

3.Стихотворения «Элегия», «Родина» и их анализ.

4. «Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова (стихотворения: «В дороге», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Крестьянские дети» и др.).  

5. Идеал революционера-борца в лирике Некрасова. Стихотворение «Памяти Добролюбова».

6. Проблематика и история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи.

7. Мастерство поэта в изображении народной жизни.

8. Народ в споре о счастье. Многообразие крестьянских типов.

9.Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.

10. Обобщающий урок по творчеству Н.А. Некрасова. Подготовка к домашнему сочинению.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворного текста. Прод.творческая: выраз.чтение стихов, сочинение. Исследов. сравн.анализ стихов; характеристика героев: ЯкимНагой, Ермила Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Гриша Добросклонов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы по поэме; комментированное чтение глав поэмы и «Песен»;

Выраз.чтение стихов, их анализ. Ответы на проблемные вопросы по лирике Некрасова и его поэме.

Комментированное чтение поэмы. Характеристика героев поэмы.

Сочинение.

1. Выучить наизусть 1 из стихов и сделать его комментарий.

2.Читать и анализировать стих-я поэта по определён-ной теме творчества поэта, главы поэмы, «Песни»

3.Составить связный рассказ на тему «Судьба дворянских гнёзд»в поре-

форменную   эпоху».

4. Подробный ответ на вопрос «Наш-ли ли мужики счастливого?

5.Написать сочинение.

70 - 73

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (4 часа).

1.  Очерк жизни и творчества. «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М.Е. Салтыкова – Щедрина.

2. Обзор романа «Господа Головлевы».

3 – 4. Сказки. Обличение самодурства. Произвола, обывательщины в сказках. Своеобразие сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание его произведений.

Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы.

Составление плана пр-ний. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на проблемные вопросы(осн: приёмы создания и особенности сатир.пр-ний)

1. Прочитать пр-ния, составить план 2.Выборочный пересказ сказок.

3.Письм.рабо-

та на тему «Старое, но грозное оружие» сатиры сегодня.

74 - 93

Лев Николаевич Толстой. Роман – эпопея «Война и мир»  (20 часов).

1. «Страницы великой жизни». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Педагогическая деятельность Толстого. Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Толстого. Философские и религиозные трактаты писателя. Уход из дома и смерть.

2. «Война и мир»: проблематика, образы, жанр.

3. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер», знакомство с героями.

4. Именины у Ростовых. Лысые горы. Семьи Ростовых и Болконских.

5– 6. Изображение войны 1805 – 1807 г.г.

7. Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и др.

8. Быт поместного дворянства.

9. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков.  

10. Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

11. Изображение войны 1812 года.

12. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Народ и личность – одна из главных проблем романа.

13 – 14. Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.

15. «Мысль народная» в романе. Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.   Верхушка светского общества в изображении Толстого, её лжепатриотизм и бездуховность.

16. Эпилог романа.

17. Образ Наташи Ростовой.

18. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

19. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого.

20. Обобщающий урок по роману – эпопее «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению по роману.

Рецептивная: чтение и полноц.

восприятие романа. Репродукт:выборочный пересказ эпизодов и глав романа; историко- литературный монтаж эпизодов, изображающих истор.события. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; комментированное чтение. Исследоват

характеристика героев романа; сравнительн.анализ образов Наташи и Элен, Наташи и кн. Марьи, Кутузова и Наполеона , А.Болконского и Пьера Безухова и т.п.; анализы эпизодов по темам, анализ художеств. особенностей рома-на. Продуктивно-творческая: презентация на тему «Страницы великой жизни», письменный анализ эпизода «Поездка князя Андрея в Отрадное»(том1,ч.3гл.1-3); написание сочинения – рассуждения.

Выборочный пересказ текста романа,

краткий пересказ эпизодов, изображающих поворотные моменты в жизни главных действующих лиц.

Анализ эпизодов.

Характеристика героев, сравнительн.

характеристика героев.

Ответы на проблемные вопросы по темам.

Сочинение.

1. Презента-ция на тему «Страницы великой жизни»

2.Пересказ выборочных глав, анализ эпизодов (Шенграбенское и Аустерлицкое

сражения, смотр войск в Браунау, Тильзитский мир, Н.Ростов в госпитале, оставление Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях и т.п.) .

3.Характеристика героев.

4.Инд.задания: рассказ о исторических событиях, личностях.

5. Составить план одного из эпизодов романа (по выбору).

6.Подготовиться к сочинен.

7.Сочинение.

8.Подгот-ся к заключ.уроку по тв-ву Толстого, подготовить-ся к дискуссии.

94 – 101.

Антон Павлович Чехов. Рассказы, пьеса «Вишнёвый сад» (8 часов).

1.Этапы биографии и творчества А.П. Чехова. Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля.

2. Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

3 - 4. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова («Винт», «Маска», «Пересолил», «Анна на шее», «Душечка», «Тоска», «Горе», «Ионыч»). Отношение автора к своим героям.

5. «Вишнёвый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира.

6. Жизненная неустроенность, разобщенность героев.

7. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы.

 

8. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм Чехова.

Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод: осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; харак-ка героев пьесы, сравнит. хар-ка героев рассказов и пьесы (н/р,Нади Шу-миной и Ани Раневской). Прод.творческая: выраз.чтение по ролям отрывков из рассказов, из пьесы; написание сочинения.

Тезисный план сообщения о жизни и тв-ве писателя. Устные рецензии на поставленные учениками мини-спектакли. Выраз.чтение по ролям. Ответы на проблемные вопросы(осн: приёмы создания и особенности сатир.пр-ний; в чём новаторство Чехова?). Сочинение по тв-ву Чехова.

1.Тезисный план сообщения о жизни и тв-ве 2.Инсцениров-ка 1 из ранних рассказов.

3.Коммент.чтение расска-зов «Ионыч», «Человек в футляре». 4.Составить по письмам Чехова «Замечания для господ актёров».

5.Выбор. пе-ресказ на те-му«Прошлое и настоящее Раневской и Гаева».

6. Сообщение о Лопахине. 7.Выраз.чтение по ролям эпизодов.

102.

Итоги года.  Список литературы на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...