авторский конспект урока по марийскому языку
план-конспект урока (5 класс) по теме
Авторский конспект урока по марийскому государственному языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
открытого урока по марийскому государственному языку
«Мотор шошо» в 5 классе.
Цели урока:
- Формирование речевого умения говорить.
- Развитие навыков составления рассказа по картине.
- Воспитывать любовь к природе; связь с народной педагогикой.
Оснащение урока:
- Компьютер, проектор.
- Картинки о весне.
- Выставка книг.
- Рисунки с изображениями птиц.
- Плакаты с поговорками о птицах, кроссворд о весне.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Беседа в вопросно-ответной форме о дате, времени года, погоде.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Йоча-влак, таче мо нерген ойлаш тÿналына? Тидым палашлан туштым туштем, палыза.
Она приходит ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник зацветет.
- Йоча-влак, могай пагыт нерген ойлалтеш? (О каком времени года говорится в стихотворении?)
- Икманаш, ме таче урокышто шошо нерген ойлымынам умбакыже шуэна.
III. Вступительная беседа учителя о весне.
- Йоча-влак, мый тыланда шошо нерген рушла почеламутым лудам, колыштса.
Солнце ласково смеётся
Светит ярче, веселей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей:
Привет, весна-красна!
(В это время звучит музыка и появляется девочка в костюме весны,
шошо-ÿдыр - девочка-весна).
- Шошо-ÿдыр обращается к ученикам:
Йоча-влак, мый колынам, те таче шошо нерген ойлаш тÿналыда. Мыйын пеш колмем шуэш - мом те шошо нерген паледа?
- Учитель:
Ребята, девочка-весна узнала, что мы будем говорить сегодня о весне и хочет услышать то, что мы знаем о ней. Давайте покажем все свои знания и умения нашей гостье. Келшеда? (Согласны?)
IV. Основная часть урока.
- Беседа о временах года:
- Йоча-влак, шошо могай идалык деч вара толеш?
- Эше могай идалык жапым паледа?
- Кызыт могай идалык жап?
- Беседа об изменениях в природе с приходом весны.
- Шошым пÿртÿсыштÖ могай вашталтыш лиеш?
Тиде йодышлан вашмутым пуаш мыланна сÿрет-влак полшат.
(Дети по опорным картинкам составляют предложения).
- Чын, шошым пÿртÿсыштÖ шуко вашталтыш лиеш:
Кече ырыкта. Лум шула. Мланде почылтеш. Пушенге-влак ужаргат. Янлык-влак помыжалтыт. Шокшо эл гыч кайык-влак чонештен толыт.
- Беседа о весенних месяцах по картинкам.
(Картинки о марте, апреле, мае).
Введение новых слов, обозначающих марийские названия весенних месяцев.
- А кÖ ойла, мыняр шошо тылзе уло?
- Могай шошо тылзе-влакым паледа?
- Кызыт могай тылзе шога?
Март – ÿярня - масленица , апрель – вÿдшор - паводок,
май – ага - весенне-полевые работы.
(Беседа с учащимися о погоде весной в марте, апреле, мае).
- Игра «Чын, але чын огыл».
Учитель произносит фразы и предложения. Если ученики соглашаются, то повторяют за учителем, не согласны – высказывают свой правильный вариант.
- Беседа о птицах и животных.
Девочка-весна благодарит и хвалит ребят за знания о весне. Проводит конкурс загадок. Дети отгадку должны сказать на русском и марийском языках.
Девочка-весна:
Йоча-влак, те шошо нерген шуко паледа. А те кайык-влакым паледа мо? Тугеже, туштым туштем, палыза.
Учитель:
Ребята, давайте дружно будем отгадывать загадки девочки-весны:
а) Что за чёрная весенняя птица
Трактору чуть на нос не садится? (Грач – шемгорак)
б) Прилетают к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины? (Ласточка – вараксим).
в) Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растенья.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворенья. (Жаворонок – турий).
- Учитель:
Ребята, давайте теперь сделаем стенгазету о птицах. У меня не столе лежат картинки с птицами. Вам нужно подойти по очереди, выбрать птицу и прикрепить на газету. У нас получится красивая стенгазета о весенних птицах. Нужно птиц называть по-марийски.
- Беседа о бережном отношении к птицам.
Девочка-весна:
Йоча-влак, корнышто мылам кайык-влак тыланда серышым пуаш кÿштышт.
Учитель:
Дети, вам нужно прочитать и перевести то, о чем птицы нас просят помнить:
Кайыкым аралыза!
Кайык – мемнан йолташна.
Кайык – пÿртÿсын поянлыкше.
Кайык пыжашым ида пудыртыл!
(Ученики читают и переводят).
- Игра «Шошо кайык» («Весенняя птица).
Учитель называет птицу на марийском языке. Если названная птица прилетает весной, то дети хлопают в ладошки.
10. Знакомство с приметами о весне.
Шошо-ÿдыр: Йоча-влак, а те могай шошо пале-влакым паледа?
Учитель: Шошо пале – приметы о весне. Какие приметы вы знаете о весне? Марийцы с древних времён внимательно наблюдали за природой. Благодаря этим наблюдениям складывались приметы. Например, наблюдая за птицами, народ создал такие приметы:
- Шошым шырчык эр толеш – лум вашке кая.
- Шошым шемгорак-влак йÿштылыт гын, леве лиеш.
- Шошым эн ончыч кайыккомбо толеш гын, кенеж сай лиеш.
йÿштылыт –купаются
эн ончыч – раньше всех
гын – если
вашке – быстро
эр – рано
Ученики переводят приметы и записывают понравившуюся в тетрадь.
Учитель: ребята, вы узнали лишь несколько примет марийского народа о весне. Понаблюдайте эти приметы в природе. О приметах, о птицах, о весне вы можете прочитать в книгах марийских писателей и поэтов. Некоторые из них я принесла сегодня на урок, вы их видите на выставке. Будет желание, можете почитать.
V. Обобщение урока.
- Прощание с девочкой-весной.
Шошо-ÿдыр: Йоча-влак, мылам каяш жап шуын. Мылам тендан дене моткоч келшыш, те шошо нерген пеш шуко паледа.
Учитель: Подожди, шошо-ÿдыр, ребята на прощание хотят тебе рассказать стихи в подарок.
Дети рассказывают стихи девочке-весне. Поблагодарив, девочка-весна прощается с детьми и уходит под музыку.
- Решение кроссворда о весне.
VI. Подведение итогов урока.
- Беседа о пройденном материале урока.
Учитель:
- Таче ме урокышто мо нерген ойлышна?
- Шошым пÿртÿсыштÖ могай вашталтыш лиеш?
- Шошым игече могай?
- Шошым могай кайык-влак чонештен толыт?
- Задание на дом: написать 5-7 предложений о весне.
- Оценивание ответов детей.
- Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по марийской литературе "Пиал - тиде..." по поэме С.Вишневского "Пиал"
Комбинированный урок по поэме Семена Вишневского "Пиал"...
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-348503-1583344988.jpg)
Авторский конспект урока по марийскому языку
Конспект урока по марийскому государственному языку в 5 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-613304-1428040203.jpg)
план-конспект урока по марийскому (государственному) языку по теме "Моя семья"
Цель: развитие устной речи – диалогической и монологической, навыков правильного письма слов, словосочетаний и предложений; закрепление лексического материала по пройденной теме.Задачи:1....
План - конспект урока СБО "Марийская национальная кухня. Приготовление картофельных вареников"
Урок знакомства с марийской национальной кухней и приготовлением национального блюда народов мари "Вареники из картофеля"...
Конспект урока родной (марийской) литературы по теме "Олык Ипайын «Шыже кечын» почеламутшо"
Конспект урока родной (марийской) литературы...
Комментарии
конспект урока по марийскому языку
Очень хороший и интересный урок.