Развитие слухового восприятия в школе I и II вида
статья на тему

Согласно  современным представлениям, работа по развитию слухового восприятия должна быть органически связана со всем педагогическим процессом, являться его неотъемлемой составной частью. Достигаемое в результате специальных занятий повышение эффективности слухового восприятия облегчает усвоение школьных знаний. В свою очередь, уроки по основным школьным предметам помогает ученику осваивать родной язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ot_lyu.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

2010/2011 учебный год

Согласно  современным представлениям, работа по развитию слухового восприятия должна быть органически связана со всем педагогическим процессом, являться его неотъемлемой составной частью. Достигаемое в результате специальных занятий повышение эффективности слухового восприятия облегчает усвоение школьных знаний. В свою очередь, уроки по основным школьным предметам помогает ученику осваивать родной язык, без чего работа над восприятием речи на слух утратила бы свой смысл.

В соответствии  с этим система обучения восприятия речи на слух предполагает проведение работы по развитию речевого слуха не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных уроках.

Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях I-II вида. Согласно Письму Министерства общего и профессионального  образования РФ от 04. 09. 97 г. № 48, предусматривается проведение работы по РСВ и произношению в ходе всего образовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке.

Проблема эффективности процесса обучения и воспитания является одной из важнейших задач теории и практики обучения и воспитания.  Решение этого вопроса зависит от планирования учебной деятельности, от подготовки учителя к уроку, от способов активизации деятельности учащихся, подбора речевого материала, дидактического материала, от состояния слуховой функции учащихся.

 

 1. Задачи  по развитию слухового восприятия у глухих школьников

  Современная система интенсивного развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II видов базируются на следующих положениях:

•       нарушенная слуховая функция развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определённых условиях;

•       развитие  речевого слуха у глухих и слабослышащих школьников осуществляется в условиях общего процесса обучения и воспитания при организации слухоречевой среды в процессе развития всех форм словесной речи, прежде всего устной, способности её восприятия и воспроизведения;

•       активизация слухового резерва при систематической слуховой тренировке;

•       речевой слух развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности;

•       развитие речевого слуха у детей с нарушениями слуха носит поэтапный характер;

•       развивающееся в процессе специального обучения и восприятия учащихся с нарушениями слуха на слух создаёт полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи.

     Основные задачи включают развитие у детей с нарушениями слуха способности воспринимать речевой материал только на слух,

Развитие речевого слуха происходит  в условиях длительной слуховой тренировки, включающей три периода:

•       первоначальный (подготовительный – 1-й класс);

•       основной (2-5 классы);

•       период активного пользования индивидуальным слуховым  аппаратом (с 6- го класса до конца обучения в школе).

 

2. Организация работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках

 

2.1. Использование звукоусиливающей аппаратуры

    В настоящее время  все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.

    При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов:

 •       использование ЗУА различного назначения;

•       условия смены одного типа аппарата на другой;

•       время использования;

•       соблюдение правил использования ЗУА.

    На  общеобразовательных уроках  предусматривается работа с использованием ЗУА и экрана,  когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изоляции зрения. Этот приём, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо – зрительного восприятия речи.

Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала  урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому весь урок ведётся  слухозрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение не более двух раз. Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы.

 2.2. Использование  речевого материала

       Содержание речевого материала разнообразно:

•       словарь по основному содержанию урока (слова, словосочетания, фразы, различные вопросы, поручения, выводы по уроку и др.);

•       фразы, организующие деятельность учеников;

•       материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся;

•       проведение дыхательно – голосовой зарядки;

•       сообщение целевых установок;

•       материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;

•       наиболее употребительный материал, необходимый для общения.

Требования к отбору речевого материала:

•       знакомый речевой материал с постепенным его усложнением.

•          в соответствии  речевому уровню учащегося;

•       доступный  слуху речевой материал  учащимся (по  физическим характеристикам).

       Учитель заранее продумывает определённые виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25-30 фраз.

      Формулировки вопросов и заданий, предлагаемые  для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счёт введения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в классе? Использовать: Кто отсутствует в классе? Можно усложнить конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живёшь? Задать вопрос: Назови адрес, где ты живёшь?

       Если речевой материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухозрительно, записывается учителем на доске ( табличке), прочитывается учащимися вслух и затем снова опознаётся ими только на слух. Начиная с 3 – го класса ученики учатся воспринимать  на слух речь не только учителя, но и друг друга.

     Строгого правила для использования слухового восприятия на определённом этапе урока не существует. Исключение зрительного восприятия допускается в любой момент урока.

      Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета.

 2. 3.Приёмы работы по развитию слухового восприятия

     Приём работы с экраном  целесообразно использовать на таких типах уроков, как:

•       комбинированный или смешанный;

•       урок обобщения и систематизации изученного материала;

•       урок контроля и коррекции умений;

•       урок повторения и закрепления.

     Приём работы без  ЗУА,  т.е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как:

•       повторение на ухо имени ученика;

•       задания (пиши аккуратно);

•       указания на ошибку (исправь окончание);

•       поручение (помоги  Саше) и т.д.

     Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь.

 2.4. Использование  дидактического материала

        За счёт определённой ситуации, возникающей на уроке, широкого использования дидактического материала:

•        картинок;

•       табличек;

•        разрезного текста;

•       макетов;

•       схем;

•       текстов.

        С использованием дидактического материала на уроке восприятие устной речи значительно облегчается, что позволяет предъявлять учащимся на слух достаточно большой объём речевого материала.

 3. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках

 1. Работа по развитию восприятия на общеобразовательных уроках должна органично вплетаться в ткань урока, не нарушая его естественного хода.

    2. Продумывать инструкции, чтобы большинство учащихся   услышало их.

    3. Прогнозировать и заранее готовить необходимый речевой  материал  для урока на карточках.

    4. Применять дифференцированно слуховые упражнения,  в соответствие речевому уровню учащихся.

    5. Каждый урок построить и насытить речевым материалом, таким образом, чтобы он вселял в ученика уверенность в возможности понимания речи и восприятия её на слух.

    6. Использовать на уроке  фронтальную и индивидуальную работу по развитию слухового восприятия учащихся на уроке.

    7. Исследовать « зону ближайшего развития» учащегося, чтобы корректировать свою работу с целью успешной реализации слуховых возможностей каждого учащегося.

                                                            Заключение

            В отечественной и зарубежной сурдопедагогике  развитие слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха всегда являлось одной из основных задач.

Работа по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках  способствует закреплению фраз, развивает разговорную речь, обогащает словарный запас, создаёт дополнительные возможности для овладения сложными синтаксическими конструкциями.

Немаловажным является и психологический  фактор: успехи в восприятии на слух радуют учащихся, пробуждают в них интерес к этой работе.

Успехи  неслышащих  учащихся  в восприятии на слух речевого материала во многом зависит от профессионализма  и  тесной связи учителя с учениками. В душе учителя должна быть своя «лесная поляна», солнечная, цветущая, полная света, красоты, изумления, не дающая стареть душе, не позволяющая снижать планку профессионализма.

Список литературы

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.-М.,1963
  2. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих школьников пособие для учителя.-М.,1991.
  3. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих.-М.,1983
  4. Кузьмичева Е.П. Леонгард Э.И. Развитие восприятия речи на слух у глухих \\ Дефектология, М., 1973,№ 3
  5. Королевская Т.К. Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей: пособие для учителя- М;Владос, 2004
  6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха: Учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений\ под Ред. В.И. Селевёрстова. М. 2001
  7. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха: из опыта работы\Ред.-сост. Е.П. Кузмичева, Н.Ф. Слезина.- М.,Просвещние,1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II вида.

Конспект занятия по РСВ и ФП содержит разнообразные виды работ, соответствует программе по развитию слухового восприятия 2 класса школы слабослышащих....

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...